Примечания. ГЛАВА VI. БЕГ К АРМАГЕДДОНУ. 1. Испытание на прочность: Берлин и Куба
Примечания
1 См.: Михайлов Г. А., Орлов А. С. Тайны " закрытого" неба // Новая и новейшая история. 1992. № 6. С. 100. 2 Lashmar P. Spy flights of the Cold War. Gloucestershire, 1998. P. 41. 3 Ibid. P. 41 4 Lippman W. The Baltic Affair // Washington Post. 1950. April 24. s Popular Science. 1961. January. P. 68—69. 6 U. S. News and World Report. 1993. March 15. P. 46. 7 Popular Science. 1961. January. P. 69. 8 Национальный архив США NND. № 813055. (Копия находится в личном архиве автора. ) ' U. S. News and World Report. 1993. March 15. P. 33-34. 10 Ibidem. 11 Цит. по: Красная звезда. 1993. 13 февр. ° Там же. u Центральный военно-морской архив. Ф. 14, оп. 52, д. 254, л. 27-28. 14 Lashmar P. Op. cit. P. 45. 15 Цит. по: Известия. 1994. 5 янв. 16 U. S. News and World Report. 1993. March 15. P. 32. 17 Ibid. P. 43. 14 Ibidem. и Ibid. P. 41 20 См.: Известия. 1994. 5 мая. 21 Цит. по: Красная звезда. 1993. 13 февр. 22 U. S-News and World Report. 1993. March IS. P. 45. 23 Ibid. P. 35. 24 LashmarP. Op. cit. P. 70-71. 25 The Quarterly Journal of Military History. Spring 1997. N° 3. P. 29-30. 26 LashmarP. Op. cit. P. 74. 27 Ibid. P. 82. 28 The Quarterly Journal... P. 34. 29 Ibid. P. 35. 30 См.: Известия. 1997. 4 февр. 31 U. S. News and World Report. 1993. March 15. P. 32. 32 Beschloss M. Mayday. The U-2 Affair. N. Y.. 1986. P. 83-84. 33 The Quarterly Journal... P. 38—39. , 34 Ibid. P. 36. 35 Ibid. P. 37-38. 36 Ibidem. 37 LashmarP. Op. cit. P. 140. 38 Ibid. P. 143. 39 Beschloss M. Op. cit. P. 92—94. 40 The Quarterly Journal... P. 39. 41 Lashmar P. Op. cit. P. 145. 42 Pocock Chris. Dragon Lady. The History of the U-2 Spyplane. Shrewsbury. 1989. P. 204-205. 43 Ibid. P. 26-27. 44 Орлов А. С. " Горячий" фронт " холодной войны" // Геополитика и безопасность. 1994. № 2. С. 18. 45 New York Gerald Tribune. 1960. May 11. 46 Beschloss M. Op. cit. P. 152. 47 Orlov Alexander. The U-2 Propram: A Russian Officer Remembers. Studies intelligence. Winter 1998—1999- Washington. 1999. P. 5—14. 48 Goals for Americans. N. Y, 1960. P. 369. 49 Beschloss M. Op. cit. P. 236. 50 Цит. по: Известия. 1958. 4 сент. 51 Материалы совместной российско-американской Комиссии при Президентах России и США по военнопленным и пропавшим без вести. 1994. IFR— 137—10. 52 Лицом к лицу с Америкой. М., 1960. С. 440. и См.: Орлов А С. Указ. соч. С. 22.
54 Beschloss M. Op. cit. P. 26. 55 См.: Орлов А. С. Указ. соч. С. 23. 56 Beschloss M. Op. cit. P. 52, 54. я Prologue. Quarterly of the National Archives Spring 1995. Vol. 27. № 1. P. 66. a Pocock Chris. Op. cit. P. 50. 59 Ibid. P. 54. 60 Studies in intelligence. 1998—1999. Wash., 1999. P. 1—14. 61 Beschloss M. Op. cit. P. 322. ГЛАВА VI БЕГ К АРМАГЕДДОНУ
В феврале 1960 года, возвратись после визита в СССР, представитель США в ООН Генри Кэбот Лодж сообщил правительству США, что русские продолжают лидировать в ракетной гонке. И хотя Хрущев в частном разговоре с Лоджем сказал, что в действительности это не так, да и полеты У-2 подтверждали это, в Америке продолжалась шумиха о " ракетном отставании" Соединенных Штатов от Советского Союза1. В то время военно-промышленный комплекс США набирал силу и вместе с министерством обороны требовал многомиллиардных ассигнований на заказы новейших видов вооружений, и особенно ядерных ракет. Когда в 1961 году в Белом Доме утверждалась программа твердотопливных межконтинентальных ракет " Минитмен", советники президента считали, что интересы национальной безопасности страны не требуют принятия на вооружение такого количества (950) ракет " Минитмен". В один из тех дней между президентом Кеннеди и министром обороны Робертом Макнамарой произошел любопытный диалог — Как твое мнение, Боб? — спросил президент Роберта Макнамару, сообщив ему о точке зрения своих советников. — Что ж, они правы. — Но почему же тогда нам нужно девятьсот пятьдесят ракет? — Потому что это наименьшая цифра, которую мы можем предложить на Капитолийском холме. Иначе нас там убьют2. Министр имел в виду мощную агентуру военно-промышленных корпораций в конгрессе, которая лоббировала заказы для оружейных магнатов. Угрожающий рост влияния на политические дела в государстве военных монополий, тесно связанных с генералами и конгрессменами, представляющими военно-промышленные круги, и контролируемые ими средства массовой информации начал пугать даже крупных политических деятелей Америки. Покидая пост президента в январе 1961 года, Д. Эйзенхауэр в своем прощальном послании обратил внимание на то, что влияние военно-промышленного комплекса " экономическое, политическое и даже духовное чувствуется в каждом городе, каждой резиденции губернатора штата, в каждом учреждении федерального правительства". Указывая на опасность такой политики, он подчеркивал, что " в деятельности правительства мы должны остерегаться распространения неограниченного влияния военно-промышленного комплекса, независимо от того, осуществляется ли оно намеренно или стихийно. Потенциальная возможность для опасного увеличения власти такого комплекса существует и будет существовать" 3. Это предупреждение президента-республиканца прозвучало весьма актуально.
1. Испытание на прочность: Берлин и Куба
В начале 60-х годов важнейшей целью американского правящего класса было стремление сохранить и по возможности усилить военное превосходство над Советским Союзом и странами социалистического лагеря в новых, изменившихся условиях, когда стратегическая неуязвимость Соединенных Штатов безвозвратно отошла в прошлое. Американские сторонники жесткой политики по отношению к СССР прилагали все усилия, чтобы не допустить или, по крайней мере, отодвинуть какую-либо возможность достижения Советским Союзом паритета в стратегическом оружии. В конце 1979 году, выступая в Лондонском институте стратегических исследований, Г. Киссинджер откровенно признал: " Наша стратегическая доктрина основывалась в очень большой степени, а может быть, даже исключительно на нашей превосходящей стратегической мощи. Советский Союз никогда не опирался на превосходящую стратегическую мощь" 4. Это признание свидетельствует о том, что и в те годы государственные деятели, стоявшие на капитанском мостике Америки, знали, что достижения научно-технической мысли в СССР и состояние его вооружений не представляют серьезной угрозы для США. Тем не менее Пентагон изыскивал " надежные" способы уничтожения Советского государства в случае ядерной войны. Нагнетанию страха перед возросшими возможностями СССР по нанесению эффективного ответного удара в немалой степени способствовала и политика советского руководства, которое всячески подчеркивало огромные боевые возможности советского ракетного оружия. В то же время СССР во второй половине 50-х годов последовательно сокращал войска и силы флота общего назначения. Были расформированы 63 дивизии и бригады, часть военных училищ, поставлено на консервацию 375 кораблей. Если в 1955 году Советские Вооруженные Силы насчитывали 5 миллионов 763 тысячи человек, то к 1959 году они сократились на 2 миллиона 140 тысяч человек, а в 1960 году планировалось новое сокращение на 1 тысячу 200 человек5.
В США это рассматривалось как возрастающая угроза ракетно-ядерной войны. Считалось, что СССР, который, как и царская Россия, всегда полагался на свои сухопутные войска, ныне стремится достичь превосходства над США в стратегическом ракетно-ядерном оружии. Для американцев, в течение столетий привыкших к тому, что их территория неуязвима для любого противника, такая перспектива выглядела весьма угрожающей. Тем более что Хрущев не скупился на рекламирование советской ракетно-ядерной мощи. В ноябре 1959 года он, например, заявил: " Мы теперь накопили так много ракет, так много атомных и водородных боеголовок, что, если на нас нападут, мы сможем стереть с лица земли всех наших вероятных противников". Такие заявления русских пугали американского обывателя. Истинную картину соотношения ракетно-ядерных сил знали только несколько лиц в США, но они, как уже говорилось выше, не могли раскрыть это для широкой общественности. В американских городах начали строить атомные бомбоубежища, в школах и университетах проводились атомные тревоги. Было хорошо известно, что ракеты того времени, особенно дальнего действия, имеют очень низкую точность попадания. Это компенсировалось мощностью боевого заряда, достигавшего 10 мегатонн и более. Поэтому и целью для ударов таких ракет могли быть только крупноплощадные цели, и прежде всего крупные города-мегаполисы.
В связи с этим Макнамара в 1961 году выдвинул концепцию " городов-заложников". Она предусматривала объявление определенных' городов в США и СССР, которые в случае ядерной войны подвергнуться ракетным ударам. Эта мера мыслилась как некая гарантия, согласованная с Советским Союзом и призванная удержать СССР от ракетно-ядерного удара по США. В 1962 году министр обороны США выдвинул новую концепцию — " контрсилы". Она предусматривала, как уже говорилось выше, внезапным ударом уничтожить основную часть советских средств доставки ядерных боеприпасов и лишить СССР возможности ответного удара, а затем угрозой ракетно-ядерной бомбардировки советских городов и уничтожения населения " попытаться закончить войну на выгодных для себя условиях". Первой целью становились теперь не военно-промышленные и ад- министративно-политические центры, а позиции советских ракет, аэродромы авиации, средства ПВО. Их уничтожение делало беззащитными города. Таким образом, угроза удара по городам и массовое уничтожение мирных жителей (что было краеугольным камнем фашистских взглядов на применение оружия фау в 40-х годах) явилась неотъемлемой частью и новой стратегии Вашингтона. И хотя ставка на внезапный удар прикрывалась оборонительной фразеологией, ее устрашающая суть была настолько явна, что это признавали даже сами американские теоретики ядерной войны. " Главная трудность с идеей стратегии контрсилы заключается в том, — писал Г. Киссинджер, — что ее почти невозможно примирить с занятием позиции стратегической обороны" 6. " Стратегия контрсилы, — отмечал А. Уоскоу, — почти неизбежно отдает преимущество той стороне, которая первой нанесет удар" 7. Демагогическим было и утверждение творцов новой стратегии о том, что она направлена главным образом против " военного потенциала" противника. Ракеты того времени, с их все еще невысокой точностью попадания, не могли действовать достаточно точно, надежно по компактным целям, какими являлись военные объекты. Так, например, ракеты " Пола-рис", устанавливавшиеся на первых подводных лодках и запускавшиеся из подводного положения, по признанию американских специалистов, в силу их малой точности предназначались для ударов по крупноплощадным целям — по городам. По расчетам Пентагона, уцелевшие после ответного удара средства американских сил ядерного нападения должны были во втором ударе уничтожить 25 процентов населения противника и 70 процентов его промышленности. Д. Эллсберг, занимавшийся стратегическим планированием в Пентагоне и составлением политических директив для Комитета начальников штабов, по этому поводу замечает:
«Наши планы предусматривали в случае, если войска США завязывали боевые действия с русскими войсками в любом районе земного шара, и независимо от того, как это случилось, нанесение полномасштабного ядерного удара по Советскому Союзу всем ядерным оружием, имеющимся в нашем распоряжении, и как можно быстрее, поражая все города в России и Китае, наряду с военными целями. Другими словами, я видел в 1960 и 1961 гг. военные планы, нацеленные на развязывание Соединенными Штатами всеобщей ядерной войны и нанесение первого ядерного удара по СССР... Начальники штабов подсчитали, что это может привести к 325 миллионам убитых в России и Китае... А если вы добавите русский удар возмездия, и европейское оружие, можно говорить о войне, в которой погибнет не менее 500 миллионов человек. Таковы были американские планы всеобщего уничтожения»*. Советский Союз тоже не был ангелом, хотя угрозы Хрущева имели целью не запугать Америку, а внушить ей, что в сферу интересов Советского Союза ей, Америке, вторгаться не стоит. Кризисы в социалистическом лагере, происходившие в 1956 году (а волнения и беспорядки и раньше и позже), неоднократно свидетельствовали не только об ошибках власти, но и о провоцирующей роли западных держав, выступавших в поддержку антисоветских и антисоциалистических выступлений в странах Восточной Европы. И это естественно при противоборстве в биполярном мире вызывало ответную реакцию противоположной стороны. В конце 50-х годов одним из самых острых вопросов в отношениях между двумя военно-политическими блоками — НАТО и ОВД — стала германская проблема. Немалую роль в этом играли и личностные качества лидеров — Эйзенхауэра, Кеннеди и особенно Хрущева и Ульбрихта, руководителя ГДР. После кризисов 1956 года в стане социалистического содружества советское правительство и лидеры союзных стран прилагали все усилия, чтобы укрепить лагерь социализма, усилить влияние Советского Союза в " третьем мире". В Европе главным политическим раздражителем был статус Западного Берлина. В центре Германской Демократической Республики (ГДР) находился контролируемый державами антигитлеровской коалиции Западный Берлин — витрина процветания Запада, реклама западного образа жизни, весьма соблазнительная для немцев ГДР. Кроме того, Западный Берлин был средоточием спецслужб НАТО. Все это крайне нервозно воспринималось как правительством ГДР, так и руководством СССР. В связи с этим усиление и удержание ГДР в социалистическом содружестве приобретало первостепенное значение. Тем более что из ГДР все чаще поступали сигналы, тревожившие Кремль. Так, 24 февраля 1958 года в Москву было направлено советским посольством в Германии послание " О положении в Западном Берлине". В нем говорилось: «В течение ряда лет Западный Берлин служит центром подрывной деятельности западных держав против Германской Демократической Республики. Именно в Берлине... происходит открытая борьба между капиталистической и социалистической системами. Западный Берлин используется врагом для организации различного рода политических провокаций и экономических диверсий против ГДР, а также в качестве своеобразной пропагандистской витрины западного мира. Перед немецкими друзьями стоит задача нейтрализовать эту деятельность... усилением собственного влияния на эту часть города»4. Посольство исходило из предположения, что " берлинский вопрос можно решать независимо от урегулирования германской проблемы в целом путем постепенного экономического и политического завоевания Западного Берлина" 10. Посольство полагало, что вопреки Потсдамским соглашениям и другим переговорам берлинская проблема рассматривается Западом в отрыве от общеевропейских и общегерманских дел. Немаловажным фактом, требовавшим принятия каких-то радикальных мер, стали участившиеся случаи бегства восточных немцев в Западный Берлин, с перемещением их в страны капиталистического мира, чаще всего в ФРГ. Секретарь ЦК КПСС Ю. Андропов 21 августа 1958 года в докладе членам Центрального Комитета партии говорил: «За последнее время значительно усилился уход интеллигенции из ГДР в Западную Германию. Количество переходов по сравнению с прошлым годом увеличилось на пятьдесят процентов. За первые шесть месяцев этого года из республики ушло 1000 учителей, 518 врачей, 796 человек из числа технической интеллигенции, а также ряд видных ученых и специалистов. Как видно из ряда немецких сообщений, основная причина ухода интеллигенции на Запад заключается в том, что многие организации зачастую неправильно относятся к работникам умственногд труда». Выход из этой ситуации виделся в том, чтобы СССР увеличил помощь Социалистической единой партии Германии в усилении коммунистического влияния на немецкую интеллигенцию. В результате было решено " устранить оккупационный статус" Берлина. Об этом и сделал заявление Хрущев в форме ультиматума западным державам 27 ноября того же года: провести за 6 месяцев переговоры о мирном договоре с Германией, в противном случае управление советской зоной оккупации будет передано ГДР, с которой будет заключен мирный договор, а статус Западного Берлина будет ликвидирован. Военный представитель в Восточном Берлине генерал Шалин еще до выступления Хрущева по германскому вопросу доносил 19 ноября 1958 года в ЦК КПСС: " Есть мнение, что Англия и Франция в случае решительных действий правительств СССР и ГДР могли бы согласиться на вывод войск из Западного Берлина, но США окажут противодействие этому" 11. Но желаемое явно выдавалось за действительное. 14 декабря 1958 года в Париже министры иностранных дел трех западных держав и ФРГ подтвердили " решимость своих правительств обеспечить свои позиции и права относительно Берлина". Через два дня собравшийся срочно там же Совет НАТО по берлинскому вопросу заявил: «Ни одно государство не имеет права односторонне разрывать международные соглашения. Действия Советского Союза относительно Берлина и его методы разрушают доверие между нациями, которое составляет основу мира Требования Советского Союза создали серьезное положение, которому надо решительно противодействовать*12. Ключевую роль в дальнейшем развитии кризиса играло руководство Социалистической единой партии Германии и лично В. Ульбрихт, опасавшийся " чрезмерного сближения" Москвы и ФРГ. Советский посол М. Первухин после беседы с Ульбрихтом 5 декабря 1958 года доносил в Москву: «В. Ульбрихт сказал, что ГДР будет продолжать свою активную борьбу против Бонна как по политической, так и по экономической линиям... Ульбрихт подчеркнул, что основной национальной позицией, с которой можно разбить Аденауэра, является показ возрождения германского милитаризма и фашизма, разоблачение агрессивных планов германского империализма. Этому моменту будет в дальнейшем уделено решающее значение в политике ГДР»13. В беседе с советским послом Ульбрихт сказал, что настоящий момент является поворотным пунктом в вопросе признания ГДР. " До сих пор население Западной Германии верило, что ГДР в один прекрасный день будет присоединена к ФРГ. Теперь этот взгляд меняется. Факт существования ГДР, прочность ее позиций доходит до сознания все более широких слоев населения" 14. Кроме того, Ульбрихт заявил советскому послу, что " располагает документами, в которых изложены агрессивные планы НАТО, где предусматривается возможность продвижения западнонемецких войск до Одера". Этот нажим Ульбрихта на Москву, нагнетание страхов как среди советского руководства, так и собственного народа, преследовали вполне очевидные цели сохранения ГДР как суверенного государства, укрепления внутреннего положения ГДР и СЕПГ. Тем временем бегство на Запад через Берлин усиливалось. " В прошлом году через Западный Берлин ушло свыше 90% всех беженцев, тогда как в 1957 г. — менее 44%, — сообщало посольство. — Население ГДР с 1950 по 1958 г. сократилось на 997, 5 тысячи человек" 15. Все более обнаруживалась неспособность властей Восточного Берлина определить истинные причины разверты- вавшихся событий. 15 сентября 1959 г. член политбюро и секретарь ЦК СЕПГ А. Нойман говорил советнику-посланнику В. В. Кочемасову, что " усиление враждебной деятельности в ГДР за последнее время, несомненно, объясняется страхом правящих кругов ФРГ перед разрядкой международной напряженности и стремлением путем провокаций на территории ГДР воспрепятствовать этому процессу" 16. Ни в Восточном Берлине, ни в Москве не находили достаточно политически гибких выходов из складывающейся критической ситуации. Делался сугубо идеологический вывод: " остановить империалистов" в Германии, Берлине. Идея стены в Берлине, которая препятствовала бы потоку беженцев, вынашивалась еще во второй половине 50-х годов в Восточном Берлине и в Москве. Но только на заседании Политического консультативного комитета ОВД 3—5 августа 1961 года она получила оформление. Ульбрихт требовал радикальных решений. Хрущев колебался. Он хотел более гибких подходов, но в сочетании с давлением на Запад. Он, как говорилось выше, уже предъявлял западным державам 27 ноября 1958 года ультиматум: покинуть в течение 6 месяцев Западный Берлин, чтобы сделать его свободным городом, но фактически подчиненным ГДР. Характерен разговор Хрущева с Кеннеди во время их первой встречи в Вене в июле 1961 г. Хрущев заявил: " Мирный договор с ГДР со всеми вытекающими отсюда последствиями будет подписан к декабрю нынешнего года". — " Если это так, то наступит холодная зима", — таков был ответ президента США17. Главы сверхдержав расстались холодно. И шанс, который давала встреча в Вене по нормализации отношений между СССР и США к потеплению политического климата в мире, был упущен. Хрущев недооценил твердость и волю Кеннеди, полагая, что с молодым президентом возможна политика давления. Он поставил американского президента перед выбором: или совместно подписать соглашение, признающее существование двух германских государств (ГДР и ФРГ)» или СССР подпишет сепаратный договор с ГДР не позже декабря 1961 года, после чего оккупационные права западных держав в Берлине и свободный доступ к городу прекратятся, а коммуникации с Западным Берлином будут контролироваться правительством Восточной Германии. Такой подход насторожил Кеннеди. Хрущев прибегнул к тому блефу, который сработал во время суэцкого кризиса, но теперь он не учел характера Кеннеди. Хрущев, как и все политбюро, не собирался вступать с США в конфронтацию или тем более ввязываться с ними в войну из-за Германии. Но его показная напористость и решительность, которой он хотел принудить Кеннеди принять его условия, произвели обратный эффект: Кеннеди по возвращении стал готовиться к принятию военных контрмер. Несмотря на негативное отношение американцев к изменению статуса Западного Берлина и заключению мирного договора с двумя германскими государствами, Хрущев не отступился от идеи отгородить Западный Берлин от Восточного надежной преградой. Он полагал, что если " закрыть все входы и выходы", ведущие на Запад, то восточные немцы станут работать лучше, экономика будет улучшаться и достигнет такого уровня, что при социальных гарантиях для трудящихся в ГДР она станет даже привлекательной для западных немцев. Однако надо было как-то предупредить США и Англию, Францию и ФРГ о намерениях ОВД в отношении Западного Берлина. 7 августа Хрущев выступил по Московскому телевидению. Касаясь вопроса о Берлине, он сказал, что нет и мысли о блокаде западной части города, но заявил, что планировавшееся сокращение вооруженных сил будет отменено, и более того, намечается дополнительный призыв в армию резервистов и передислокация ряда дивизий из глубины страны к западным границам. Это было предупреждением. В ночь с 12 на 13 августа 1961 года, между Восточным и Западным Берлином была воздвигнута печально знаменитая стена. С тревогой ожидали в Кремле реакции США. Но ничего страшного не случилось. 13 августа несколько американских джипов совершили поездку по Восточному Бер- лину. Их пропустили беспрепятственно, хотя во время поездки сопровождали машины служб безопасности СССР и ГДР. Вскоре стала известна оценка событий американским президентом. Он сказал, что " режим Ульбрихта, по всей вероятности, обладает законным правом закрыть свои границы, и никто не может вообразить, что мы должны начать из-за этого войну" 18. Надо сказать, что об этом высказывании Кеннеди знали лишь очень немногие. Что касается официального Вашингтона, то его реакция была бурной. В Западный Берлин прибыл вице-президент США Л. Джонсон. Он заявил, что защита жителей города является делом " священной чести" народа Соединенных Штатов. Гарнизон американских войск в городе был увеличен на 1500 человек. Генерал, командовавший американскими войсками в Германии, и Дин Ачесон, бывший глава госдепартамента, требовали применения силы. В США были приведены в повышенную готовность части тактической авиации, объявлен призыв в армию более 75 тысяч резервистов. Аналогичные меры были приняты в Англии. Наибольшей остроты берлинский кризис достиг 28 октября. На этот день американцы запланировали акцию по уничтожению части стены у одного из пропускных пунктов. Для ее проведения привлекались несколько джипов с пехотой и журналистами, бульдозеры и несколько танков. Привлеченные силы были выстроены в боевой порядок: впереди шли джипы, за ними бульдозеры, которые должны были разрушить заграждения, а замыкали колонну десять танков. Полагали, что немецкие пограничники не рискнут стрелять по колонне армии, победительницы во Второй мировой войне. Однако советское командование заблаговременно узнало о готовившейся операции. Было решено предпринять контрмеры. В ночь перед акцией в переулках, примыкающих к пропускному пункту, скрытно разместились танковый полк и стрелковый батальон. Рано утром к пропускному пункту у Брандербургских ворот подошли три джипа, за ними грохотали бульдозеры, прикрываемые танками с зак- рытыми люками и расчехленными пушками. Джипы были беспрепятственно пропущены в Восточный Берлин. А вот когда к контрольному пункту подошли бульдозеры, из прилегающих переулков вышли советские танки и начали разворачиваться навстречу бульдозерам. Грохот двигателей многократно усиливали динамики, помещенные на крышах зданий. Бульдозеры остановились, не дойдя до КПП. Советские танки встали на своей половине улицы. За ними видны были машины с пехотой. Джипы, вошедшие в Восточный Берлин, были окружены полицией ГДР. Они развернулись и двинулись в обратный путь. Им никто не препятствовал. Бульдозеры и танки обеих сторон стояли друг против друга. Двигатели были заглушены. Противостояние продолжалось до вечера. С наступлением темноты советские части получили приказ отойти в те же переулки, где они сосредоточивались утром. Через 20 минут после того, как замолк рев моторов на восточной стороне КПП, американская колонна развернулась и двинулась в глубь Западного Берлина. Инцидент закончился. После него напряженность в Берлине стала спадать, но советско-американские отношения продолжали ухудшаться. Этому способствовал не только берлинский кризис. Продолжалась в весьма острых формах борьба за " третий мир", шло набиравшее силу соревнование сверхдержав в области ракетно-ядерных вооружений. Принятие в США стратегии " гибкого реагирования" в том же 1961 году и высокий темп ввода в строй стратегических ракет, как наземных, так и морских, болезненно воспринимался руководством Советского Союза. Еще одним яблоком раздора становилась Куба. После победы в 1959 году революции на Кубе антиимпериалистический, антиамериканский режим Ф. Кастро, установленный на острове, сблизил кубинское правительство с Кремлем, обеспечил ему всестороннюю помощь СССР. Это вызывало растущее раздражение в Вашингтоне, где расценивали провозглашенное Ф. Кастро построение социализма на Кубе и его сближение с СССР как угрозу национальным интересам США. В апреле 1961 года кубин- ские эмигранты, обосновавшиеся в США, с помощью Пентагона пытались организовать интервенцию на Кубу, но были разгромлены революционными войсками Кастро. После провала вооруженного вторжения на Кубу США организовали экономическую блокаду Кубы, проводили поблизости крупные учения, всячески демонстрировали военную угрозу " острову Свободы". Выступая с докладом на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года, Хрущев заявил, что " в обстановке обострения международного положения" советское правительство " вынуждено было приостановить сокращение вооруженных сил, запланированное на 1961 год, увеличить расходы на оборону, отсрочить увольнение в запас солдат и матросов, возобновить испытания новых, более мощных видов оружия" 19. Как раз в 1961 году, как уже говорилось, СССР после трехлетнего перерыва возобновил ядерные испытания на Новой Земле: проведены были пуски ракет стратегического назначения с ядерными зарядами. Обострение отношений между сверхдержавами, провал венской встречи между Хрущевым и Кеннеди, после которой Хрущев усилил политико-пропагандистский нажим на США, а Кеннеди, восприняв декларации Хрущева как реальную угрозу и готовность СССР пойти на глобальную войну, привели обоих лидеров к решительным действиям. США стали форсированным темпом размещать ракеты средней дальности " Тор" и " Юпитер" в ряде европейских стран (Англия, Италия, Турция). Это серьезно изменяло соотношение ракетно-ядерных стратегических сил между противостоящими блоками. Дислокация ракет " Тор" и " Юпитер" (дальность — 3500 км) на базах Европы давала Вашингтону ряд преимуществ в случае всеобщей ядерной войны. До развертывания американских ракет средней дальности в Европе США и СССР, имея межконтинентальные ракеты на своих территориях, находились в равном положении (время полета МБР до территории противника — 30 минут, время предупреждения о пуске ракет — 15 минут). Это означало, что произойдет встречный удар, поскольку каждая из сторон, в случае, если она подвергнется ракетному нападению, имела возможность запустить свои ракеты по объектам противника до того, как его ракеты достигнут назначенных объектов. Действовал принцип: " умри ты первым, а я вторым". Теперь же, с появлением ракет " Тор" и " Юпитер" в Европе, положение менялось. Американские ракеты, стартуя из Англии, Италии, Турции, могли поразить цели на территории СССР и стран Варшавского Договора за 10— 12 минут, т. е. до того, как их могли бы обнаружить радиотехнические системы этих стран. Таким образом, увеличивался фактор внезапности. Кроме того, поражая избранные на территории противника объекты с меньших расстояний, американцы могли поразить их с большей точностью. И наконец, рассредоточив свои силы первого удара по территориям нескольких стран, США имели возможность отвлечь часть советских ракет ответного удара на европейские страны, где находились их ракеты средней дальности, и уменьшить потери для США. Для СССР, против которого были нацелены ракеты " Тор" и " Юпитер", этот вид оружия представлял стратегическую угрозу. Американцы изменили баланс сил первого удара в свою пользу. Нужны были ответные адекватные меры. Но какие? Удары по Аляске с советской территории не решали проблему. Морские ракетные атомные подводные лодки СССР еще не были готовы к вводу в строй, тем более в адекватном масштабе для парирования американской ракетно-ядерной угрозы. Нужно было найти такой плацдарм, с которого советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14 могли бы создавать равную угрозу для США и тем самым восстановить статус-кво сторон в возможностях ракетно-ядерных средств по нанесению " неприемлемого ущерба потенциальному противнику" во встречно-ответном ударе. И здесь Куба вышла на первый план. Именно отсюда можно было угрожать ракетами средней дальности (Р-12 — дальность 2000 км, Р-14 — 4000 км) значительной части территории США, особенно ее восточным районам со многими мега- полисами и развитой промышленностью. Но для этого требовалось сохранить политически ориентированную на СССР Республику Кубу, оградить ее от угрозы ликвидации режима Ф. Кастро со стороны США. А угроза сохранялась. После провала попытки высадки на Кубе эмигрантских противников Кастро, за которыми стоял Вашингтон, продолжалась экономическая блокада " острова Свободы", была постоянная опасность нового вторжения, находившихся в США эмигрантских формирований или непосредственно американских войск. Поэтому эти вопросы постоянно витали в кремлевских кабинетах в начале 1962 года. В центре всей этой проблемы находился вопрос о незамедлительном размещении Советским Союзом на Кубе по согласованию с руководством этой страны ядерных ракет. Делалось это тогда во имя укрепления обороноспособности " острова Свободы". Действительно, советское военное присутствие на Кубе, тем более развертывание там ракетной группировки, было возможно только в условиях сохранения режима Кастро. Вот как описывал развитие событий А. А. Громыко, в то время министр иностранных дел Советского Союза: " 20 мая 1962 года Н. С. Хрущев возвращался в Москву из Болгарии, где находился с дружественным визитом. Я сопровождал его в поездке и потому летел с ним обратно в том же самолете. Когда мы уже некоторое время находились в полете, Хрущев вдруг обратился ко мне: — Я хотел бы поговорить с вами наедине по важному вопросу. Никого рядом не было. И я понял, что речь пойдет о чем-то действительно очень важном. Хрущев не любил " узких" бесед на политические темы и нечасто их проводил. О чем же он будет говорить со мной? Я решил, что у него созрела или созревает какая-то новая мысль, которой ему необходимо поделиться с человеком, занимающимся по долгу службы внешними делами... — Ситуация, сложившаяся сейчас вокруг Кубы, — сказал Хрущев, — является опасной. Для спасения ее как независимого государства необходимо разместить там некоторое количество наших ядерных ракет. Только это может спасти страну. Вашингтон не остановит прошлогодняя неудача вторжения на Плая-Хирон. Что вы думаете на этот счет? Он ожидал ответа. Вопрос был неожиданным и нелегким. Подумав, я сказал: — Операция на Плая-Хирон, конечно, представляла собой агрессивную, организованную США акцию против Кубы. Но я знаком с обстановкой в США, где провел восемь лет. В том числе был там, как вы знаете, и послом. Должен откровенно сказать, что завоз на Кубу наших ядерных ракет вызовет в Соединенных Штатах политический взрыв. В этом я абсолютно уверен, и это следует учитывать. Помолчали. А потом он вдруг сказал: — Ядерная война нам не нужна, и мы воевать не собираемся. Я молчал. А Хрущев после некоторого раздумья в заключение разговора сказал: — Вопрос о завозе советских ракет на Кубу я поставлю в ближайшие дни па заседании Президиума ЦК КПСС. Он это вскорости и сделал" 20. Громыко пишет " вскорости", хотя заседание Президиума ЦК состоялось сразу же по приезде Хрущева, 20 мая. Хрущев поведал соратникам суть вопроса, но предложил немедленно это не решать, а собраться через неделю. Однако собрались раньше — 24 мая. Это было оформлено как заседание Совета обороны совместно с президиумом ЦК. К этому времени группа работников Генштаба под руководством генералов С. П. Иванова и А. И. Грибкова подготовила план военной операции по оказанию помощи Республике Куба под кодовым наименованием " Анадырь". Прежде чем ознакомить членов президиума ЦК с подготовленным планом, Хрущев спросил: " Ну как, товарищи, думали? " Слово взял О. Куусинен. Он сказал: " Товарищ Хрущев, я думал. Если вы вносите такое предложение и считаете, что нужно принять такое решение, я вам верю и голосую вместе с вами. Давайте делать". Микоян выразил сомнение, назвав это опасным шагом. Тем не менее решение было принято21. Но еще за два дня до этого в Москву был вызван А. Алексеев (резидент КГБ на Кубе). В беседе с ним Хрущев сказал: " Мы назначаем вас послом на Кубе. Ваше назначение связано с тем, что мы приняли решение разместить на Кубе ракеты с ядерными боеголовками. Только это может оградить Кубу от прямого американского вторжения. Как вы думаете, согласится ли Кастро На такой шаг? " 22. Алексеев выразил сомнение, поскольку советское военное присутствие на Кубе будет использовано американцами для полной изоляции острова. Это, полагал он, нанесет удар политике Кастро, основанной на укреплении солидарности Кубы с латиноамериканскими странами. (Кстати назначение Алексеева послом было вызвано тем, что у него были пр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|