Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них. Виды общения Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели, конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения различают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства. Познавательное общение. Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения. Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для переработки, понимания и восприятия. Коммуникативные формы: лекции, семинары, доклады и информационно аналитические сообщения, беседы, консультации, отчеты, также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые и др.), позволяющие оценить степень освоения теории вопроса просмотр видео, телевизионных обучающих передач.
Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство, характеристика причинно- следственных идей, сравнительный анализ, рациональное структурирование информации, интерпретация новой лексики, выделение ключевых положений. Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение её в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие. Убеждающее общение. Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия, сделать своим единомышленником. Условие организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально- эмоциональную культуру. Коммуникативные формы: убеждающая и призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия переговоры презентация и др. Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация, сравнительный анализ, факты, цифры, примеры, опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа, учет контраргументов, создание атмосферы доверия. Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою сторону, и изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей. Данный вид общения необходим для людей, которые с кем-то общаются и пытаются что-то им навязать(торговля, какие-то акции перед выборами и др.), т.е. людям, которые хотят чтобы многие прислушивались к их мнению. Экспрессивное общение. Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства переживания, побудить к необходимому социальному действию. Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно- эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового партнера.
Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации, беседы и собрания, различные показы видео-, кинофрагментов, анализ потенциальных проблем и др. Коммуникативные средства: аудио-, видео-, и художественные средства, краткость речевых конструкций, эмоционально окрашенный, образный лексикон, актерское мастерство, аффектация, акцентация, и фасцинирование через улыбку, голос. Взгляд: демонстративный характер поз, яркость жестикулирования, интонирования, мимика, опора на актуальные потребности слушателей, искренность демонстрируемых чувств. Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия. Данный вид общения является как бы дополнением к предыдущему виду общения. Суггестивное общение: Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок, его поведения, отношения. Условие организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий уровень партнера (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности. Коммуникативные формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультации, тренинг. Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок, управление эмоциональным напряжением, внушение через приемы идентификация, ссылки на авторитет, предупреждение, угроза, шантаж и др. Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций. Ритуальное общение. Цель: поддержание связей с социумом, подкрепленное представлением о себе как о члене общества через следование существующим нормам, правилам, традициям. При этом каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Например, входя в помещение, Вы здороваетесь. При ведении официального совещания произносятся протокольные фразы, подтверждающие выполнение определенной процедуры.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин "восприятие" здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы и установки. Каждый их участников, оценивая другого, стремиться построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы вза-имодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач экспериментальных исследований, психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|