Принципы формирования финансовой отчетности.
Процедуры контроля и исполнения распоряжений при расчетах платежными поручениями
Положение № 383-П определяет порядок, когда распоряжения клиента могут приниматься к исполнению, в том числе с составлением расчетного документа — платежного поручения для осуществления безналичных расчетов.
Прежде чем составить платежное поручение, банку необходимо провести процедуры приема к исполнению распоряжений:
— удостоверение в праве клиента распоряжаться денежными средствами;
— контроль целостности распоряжений;
— структурный контроль распоряжений;
— контроль значений реквизитов распоряжений;
— контроль достаточности денежных средств.
Распоряжение считается принятым банком к исполнению при положительном результате выполнения всех процедур, порядок проведения которых разрабатывается кредитной организацией.
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика — юридического лица распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) их отправителям не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика, за исключением распоряжений:
—о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ;
— от взыскателей средств;
— принимаемых банком к исполнению в соответствии с договором;
— предъявляемых банком в соответствии с договором.
Эти распоряжения оформляются в виде расчетных документов и помещаются в очередь не исполненных в срок.
Тогда как ранее, в соответствии с Положением № 2-П, расчетные документы принимались банками к исполнению независимо от их суммы.
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика — физического лица распоряжения также не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.
Очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков — физических лиц не ведется.
Отражение в бухгалтерском учете расчетов платежными поручениями
Если получателем или плательщиком по операции с клиентом банка выступает сама кредитная организация, то такие операции оформляются банковским ордером.
Посредством платежных поручений осуществляются расчеты между клиентами одной кредитной организации либо с клиентами другой кредитной организации.
Рассмотрим совершаемые бухгалтерией банка проводки в настоящее время и после вступления в силу с 1 января 2013 г. Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 385-П), заменяющего ныне действующее одноименное Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П.
При отражении расчетов между клиентами используются счета бухгалтерского учета в соответствии с тем, клиентами одного банка или разных банков являются участники операции:
- Дт 40702, 40817 банковский счет клиента
- Кт 40702, 30102, 30110, 30114, 30301 банковский cчет клиента, корсчет, расчеты с филиалами (с 01.01.2013 — 30301 «Внутрибанковские обязательства
по переводам клиентов» на основании Положения № 385-П),
основание: платежное поручение, по распоряжению клиента оформляется в электронном виде или на бумажном носителе.
При перечислении через расчетную сеть Банка России оформляется проводка:
- Дт 40702, 40817 банковский счет клиента
- Кт 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России»,
основание: платежное поручение, по распоряжению клиента оформляется в электронном виде или на бумажном носителе.
Зачисление сумм, ожидающих проведения платежа, оформляется проводкой:
- Дт 40702, 40817 банковский счет клиента
- Кт 30220 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям»,
основание: платежное поручение, по распоряжению клиента оформляется в электронном виде или на бумажном носителе.
При осуществлении платежа без открытия счета используются следующие группы счетов, соответствующие виду операции и клиента:
- Дт 40911, 40912, 40913 (счета по учету переводов) (с 01.01.2013 на основании Положения № 385-П — счет 40911 «Принятые наличные денежные средства для осуществления перевода», счет 40912 «Принятые наличные денежные средства для осуществления трансграничного перевода», счет 40913 «Принятые наличные денежные средства для осуществления перевода от нерезидентов»)
- Кт 30102, 30110, 30114, 30301 (с 01.01.2013 на основании Положения № 385-П — счет 30301 «Внутрибанковские обязательства по переводам клиентов»),
основание: платежное поручение, оформляется по распоряжению клиента в электронном виде или на бумажном носителе.
При осуществлении расчетов по аккредитиву оформляется проводка:
- Дт 40702 банковский счет клиента
- Кт 40901 «Аккредитивы к оплате» (с 01.01.2013 на основании Положения № 385-П — счет 40901 «Обязательства по аккредитивам»),
основание: оформленное по распоряжению клиента платежное поручение на перечисление покрытия аккредитива.
Расчеты в форме перевода электронных денежных средств отражаются в бухучете проводкой:
- Дт 40702, 40817 банковский счет клиента
- Кт 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа»,
основание: оформленное по распоряжению клиента платежное поручение на перевод электронных денежных средств.
Хозяйственные расчеты и расчеты с бюджетом и фондами страхования отражаются в учете следующими проводками:
- Дт 60312, 60301 расчеты
- Кт 30102 корсчет,
основание: платежное поручение на основании распоряжения банка.
Принципы формирования финансовой отчетности.
При формировании финансовой отчетности соблюдаются следующие качественные характеристики представляемой информации:
- понятность – финансовая отчетность должна быть доступной для понимания заинтересованным пользователям;
- уместность – информация уместна, когда она может в силу своей своевременности влиять на принятие решений заинтересованными пользователями. При этом информация должна обладать предсказательной ценностью и свойством обратной связи;
- существенность – показатели отдельных активов, обязательств, доходов, расходов и операций, а также составляющих капитала отражаются в финансовой отчетности обособленно в случаях их существенности. Сумма существенности составляет 5% от Уставного капитала Банка.
- надежность – информация надежна, если она не содержит существенных ошибок;
- сопоставимость – информация представлена на основе установленных принципов, позволяющих сравнивать ее с другими периодами и/или с данными других кредитных организаций. Сопоставимость достигается путем применения единых стандартов, а также наличием в отчетности сопоставимых данных как минимум за один период;
- достоверность – финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных средств банка, что подразумевает:
- правдивое отражение результатов и финансового положения;
- нейтральность информации: пользователь отчетности должен придти к тому же выводу, что и составитель;
- осмотрительность (консерватизм) в признании: активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды. Соответственно, активы и доходы банка не должны быть завышены, обязательства и расходы не должны быть занижены;
- полноту отражения: все результаты и факты хозяйственной деятельности должны своевременно отражаться в регистрах бухгалтерского учета и включаться в отчетность.
В качестве факторов, определяющих ценность финансовой отчетности для пользователей, выделяются актуальность информации и ее прогностическая ценность с точки зрения подтверждения или корректировки ранее сделанных прогнозов.
Учетной политикой Банка установлены следующие принципы ведения учета и формирования отчетности:
- Принцип приоритета содержания над формой: в отчетности подлежит отражению экономическая сущность операций и событий Банка, превалирующая над их формальным, правовым оформлением (применение данного принципа обусловлено информационной функцией финансовой отчетности);
- Принцип последовательности представления (сопоставимости): представление и классификация показателей финансовой отчетности сохраняются от одного отчетного периода к другому с приведением в обязательном порядке сравнительной информации за разные периоды для обеспечения сопоставимости данных об активах и обязательствах банка, а также финансовых результатов деятельности. Представление и классификация показателей финансовой отчетности могут изменяться по мере изменения в характере деятельности/операций Банка, а также при изменении требований МСФО и введении новых стандартов МСФО;
- Принцип полноты: операции подлежат отражению на счетах учета без пропусков и изъятий, что обуславливает необходимость
- проведения инвентаризации;
- включения всех ведущихся счетов в отчетность;
- оценки имеющейся внутренней и внешней информации;
- оценки вероятности и результатов реализации возможных рисков и условных обязательств (по договорам, финансовым обязательствам, судебным спорам и пр.);
- отражения активов и обязательств в брутто-оценке (т.е. по первоначальной стоимости с указанием резерва на уценку), за исключением случаев, когда необходима и возможна нетто-оценка;
- учета событий или обязательств после отчетной даты.;
- Принцип соотнесения доходов и расходов: расходы признаются на основе их непосредственного сопоставления с соответствующими статьями дохода (правили соответствия). Метод предполагает комбинированное одновременное признание доходов и расходов, возникающих непосредственно и совместно от одних и тех же операций или других событий. Если же связь между доходом и расходом не может быть однозначно определена, но может быть прослежена косвенным образом на протяжении нескольких учетных периодов (расходы по амортизации и т.п.), то расходы признаются систематически на основе метода рационального распределения;
- Принцип надлежащего разграничения отчетных периодов: операции отражаются в отчетности в том периоде, к которому они относятся вне зависимости от факта осуществления расчетов;
- Запрет сальдирования (взаимного зачета ): активы и обязательства, а также доходы и расходы не должны сальдироваться между собой, кроме случаев, когда это является требованием МСФО или когда прибыли, убытки и понесенные расходы не являются существенными. Суммы, которые не являются существенными, объединяются с суммами аналогичного характера и представляются в соответствии с требованиями существенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: