Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема деятельности в психологии. Поисковая деятельность, ее структура в процессе ознакомления детей с природой.

Деятельностьэто внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая созна­ваемой целью. Главная характеристика деятельности — ее пред­метность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная де­ятельность. В этой характеристике отражены обусловленность про­цесса деятельности внешним миром (материальным или идеальным) и направленность развития самой деятельности и ее субъекта на ос­воение все новых предметов, на включение все большей части мира в деятельностные отношения. Другая характеристика деятельности — ее социальная, обществен­но-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятель­ности с предметами человек не может. Это делается с помощью дру­гих людей, которые демонстрируют образцы деятельности и вклю­чают человека в совместную деятельность. Переход от деятельно­сти, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (мате­риальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой фор­мируются психологические новообразования (знания, умения, спо­собности, мотивы, установки и т.д.). Деятельность всегда носит опосредствованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, симво­лы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реаль­но и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному резуль­тату, достижению которого она служит. Цель направляет деятель­ность и корректирует ее ход. Деятельность во всех случаях представляет собой акт, иници­ируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием. По­этому деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мо­тив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. п. Деятельность человека имеет следующие основные характери­стики: мотивы, цель, предмет, структура, средства. А.Н.Леонтьев выделяет в деятельности следующие структурные компоненты. Мотивы - побуждение к деятельности человека, достижение мотива приводит к удовлетворе­нию потребности.. Потребность, не нашедшая своего предмета, спо­собна породить только поисковые действия. Мотив не всегда осо­знается субъектом или может осознаваться ложно. Мотив — это главное, что отличает одну деятельность от другой, определяет ее специ­фическое качество. Он может быть как материальным, так и суще­ствующим только в воображении; но он всегда должен быть, ибо деятельности без мотива не бывает. Они могут быть самыми разнообразными - органическими, материальными, социальны­ми, духовными; близкими -далекими; личными - общественными Тип де­ятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву. Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность. Можно несколь­ко условно сказать, что конечная цель и есть мотив деятельности, но при этом не обязательно четко осознаваемый. Если мотивы прису­щи и животным, то цели как сознательно планируемые промежу­точные результаты деятельности существуют только у человека. Они возникают исторически с появлением орудий труда и совместной деятельности. Обычно дея­тельность полимотивирована, но, как правило, в иерархической орга­низации мотивов можно выделить один, главный, который окра­шивает всю деятельность и придает ей определенный смысл. Цели деятельности также могут быть близкими - далекими; личными - обще­ственными, и быть представлены в виде реальных продуктов, знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе деятельности, а также опреде­ленный творческий результат. Предмет деятельности - то, с чем она непосредственно связана. Так, предметом трудовой деятельности является определенный материальный продукт; предметом познавательной деятельности - разнообразная инфор­мация; предметом учебной деятельности - знания, навыки, умения. Структура деятельности воплощена в ее основных составляющих - действиях и операциях. Это относительно законченные элементы де­ятельности, направленные на достижение промежуточных целей, кото­рые подчинены общему мотиву. Действия могут превращаться в операции, когда они автомати­зируются и перестают контролироваться сознанием. Действия разделяются на следующие виды - материальные (реальное преобразование объекта с целью ус­тановления его свойств); рецептивные (идеальное преобразование ре­альных или знаково-символических объектов в плане восприятия); рече­вые; умственные (действия во внутреннем плане). В каждом действии выделяются его компоненты - моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувствительные). Компоненты действий выполняют функции исполнения, регулирования, контроля действий. Спо­собы осуществления действий называются операциями, которые зави­сят от личности субъект деятельности, от условий ее выполнения, от име­ющихся у человека инструментов и средств осуществления действий. В качестве средств осуществления деятельности человеком могут быть использованы те или иные инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в резуль­тате чего деятельность становится более продуктивной. Важнейшим положением психологической теории деятельности является утверждение об общности строения деятельности внеш­ней, материальной и деятельности внутренней, психической, осуществляемой в идеальном плане. Оно вытекает из уже отмечен­ного представления о формировании внутренней деятельности из внешней. Теория такого перехода (интериоризации) наиболее пол­но разработана в учении П. Я. Гальперина об управляемом форми­ровании «умственных действий, понятий и образов». При этом внеш­нее, материальное действие, прежде чем стать умственным, прохо­дит ряд этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства. Принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального действия требуют участия других людей (родителей, учителей), которые дают образ­цы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятель­ность внимания. Любая деятельность человека имеет внутренние и внешние компоненты. К первым относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, пси­хические процессы и состояния участвующие в управлении и регуляции дея­тельностью со стороны центральной нервной системы. К внешним компо­нентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонен­тов не является постоянным - по мере развития деятельности осуществля­ется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Этот про­цесс называется интериоризацией. Существует и обратный процесс - экстериориэация. Суть его состоит в следующем - сокращенные автоматизи­рованные компоненты деятельности развораниваются, проявляются из внут­реннего плана во внешний, сознательно контролируемый.

В качестве компонентов деятельности выступают умения, навыки и привычки. Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с макси­мальной эффективностью. Умения включают автоматизированные, реа­лизуемые на уровне бессознательного контроля навыки. Умения и на­выки могут быть познавательными, теоретическими и практическими, а их формирование происходит путем систематических упражнений. Не­продуктивный элемент деятельности -привычка выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели. В отличие от навыка привыч­ка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отли­чие от умения - отличается тем, что не всегда предстает как полезная. Виды деятельности. В процессе своего индивидуального развития (онтогенез) каждый че­ловек неизбежно включается в следующие виды социальной активности - общение, игра, учение и труд. Это и есть виды деятельности. Так общение - вид деятельности, в котором люди обмениваются ин­формацией, проявляют отношения к друг к другу, а также налаживают взаимодействие. Игра- вид непродуктивной деятельности человека, целью которых может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реаль­ные ситуации, включают их участников в игровые отношения. Учение - специфический вид человеческой деятельности, целью ко­торого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навы­ков.

Труд - вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усо­вершенствование орудий труда преобразование условий деятельности.

Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является од­ной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соот­ветствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в про­цессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости раз­вития психики не от деятельности вообще, а от главной, веду­щей деятельности. Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризу­ется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом де­ятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, т. е. сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, раз­витие которой обусловливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти, эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в-третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы дея­тельности ребенка. Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития имен­но в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно пред­ставлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружаю­щей действительности, которые в данный период являются источ­никами психического развития. В этой деятельности формиру­ются основные личностные новообразования, происходит пере­стройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние про­тиворечия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти». Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

На основании смены ведущего вида деятельности, социальной ситуации развития и появления новообразований, Д. Б. Эльконин разработал возрастную периодизацию. 1. младенческий возраст (первый год жизни). 0 – 6 месяцев – вед.тип деятельности – общение со взрослыми. 2. ранний возраст (от 1 года до 3 лет). 6 мес. – 3 года – предметная деятельность. 3. дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – тип вед. Деятельности – сюжетно – ролевая игра. 4. младший школьном возраст (6—11 лет) – учение. подростковом возрасте (11—15 лет) – общение со сверстниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...