Тема: Свойства и показатели ассортимента
Практическая работа №1
Цель: изучить свойства и показатели ассортимента товаров
Задание 1. Определите понятия «свойство ассортимента», «показатель ассортимента», «ассортиментная единица», «торговая марка», «брэнд», «общая широта», «групповая широта».
Ответ:
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассорти-мента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.
Ассортиментная единица — это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путем подсчета. Товар определенного вида может иметь разные наименования (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).
Торговая марка — это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией.
Торговая марка является частью ассортиментного или фирменного товарного знака.
Общая широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насыщенность.
Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения (брэндинга), называется брэндом.
Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией.
Задание 2. Заполните таблицу 1.1.
Таблица 1.1
Свойства и показатели ассортимента
Наименования и условные
обозначения
| Расчет показателей
|
свойства
| определение
| показатели
|
Широта (Ш):
действительная
базовая
| Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентирован-ное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты опре-деляется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магази-нов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
| Показатель широты (Ш):
действительный (Шд)
базовый (Шб)
Коэффициент
широты (К)
| Ш =д=∑mПд;
Ш =б=∑mПб;
К = %
|
Полнота (П):
действительная;
базовая
| Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однород-ной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разно-видностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или пла-нируемым количеством товаров
| Показатель полноты (П):
действительный (Пд);
базовый (Пб);
Коэффициент
полноты (Кн)
| П =д – однородной группы товаров;
П =б – однородной группы товаров;
К = Пд/Пб*100 %
|
Глубина (Гл)
| Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.
| Показатель глубины:
действительный (Глд);
базовый (Глб);
Коэффициент
полноты (Кг).
| Глд = nд
Глб = nб
Кг=Глд/Гб*100, %
|
Устойчивость (У)
| Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
| Показатель устойчивости (У):
Коэффициент устойчивости
(К)
| У=у;
К = У/Шд*100%
|
Новизна (Н)
| Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменив-шиеся потребности за счет новых товаров.
| Показатель новизны (Н):
Степень (коэффициент) но-визны (Кн)
| Н=н;
К = Н/Шд*100%
|
Структура (С)
| Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р 51303-99, п. 80). Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
| Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i)
|
|
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам)
| Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
| Показатель ассортиментного минимума (Ам)
| Ам = м
|
Рациональность (Р)
| Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.
| Коэффициент рациональности (Кр)
| Кр=
|
Гармоничность (Г)
| Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
| Коэффициент гармонично-сти (Кгар)
| Кгар=
|
Задание 3. Определите коэффициенты широты, полноты, глубины, устойчивости, обновления, рациональности, гармоничности подставляя вместо букв в задаче данные табл. 1.2. Номер варианта задания распределяется по номеру студента в списке журнала.
В магазине представлено А количество однородных и разнородных групп, видов, разновидностей и наименований товаров, базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения равно Б. Фактическое количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы равно В, а регламентируемое количеством – Г. Количество торговых марок и модификаций, равно Д, количество торговых марок и модификаций предлагаемых на рынке – Е. Количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей составляет Ж. Количеством новых товаров в общем перечне равно З. Количество товаров разных наименований, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец равно И. Коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны равны соответственно К, Л, М.
Таблица 1.2
Показатели ассортимента магазина «Нептун»
Вариант
| А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| К
| Л
| М
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение:
1)
К = % А/Б
К =300÷360×100=83,33%
2) К = %
В/Г К =80÷100×100=80%
3) Кг= , %
Д/Е Кг=10÷20×100= 50%
4) К = %
Ж/Г К =67÷100×100=67%
5) К = %
З/А К =15÷300×100=5%
6) Кр= =(67×3+5,00×1+50,00×2)÷3=102
7) Кгар=
И/А) Кгар=320÷300=1,07
ОТВЕТЫ
Задание 3.
Вариант
| Коэффициенты
|
Широты
| Полноты
| Глубины
| Устойчивости
| Новизны
| Рационал.
| Гармонич.
|
| 83,3
|
| 50,00
|
| 5,00
|
| 1,07
|
| | | | | | | | | | | | |
Задание 4. Рассчитайте в натуральном и денежном выражении структуру ассортимента колбасных изделий магазина «Умелый мясник» (табл. 1.3).
Табл. 1.3.Структура ассортимента колбасных изделий в натуральном и денежном выражении
Вид колбасных
изделий
| Количество, кг
| Средняя цена руб./кг
| Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении
|
натуральном
| денежном
|
Вареные
|
|
| 25,53
| 29,47
|
Сосиски и сардельки
|
|
| 23,40
| 23,77
|
Копченые
|
|
| 21,28
| 20,63
|
Полукопченые
|
|
| 29,79
| 26,13
|
ИТОГО:
|
| -
|
|
|
1)рассчитываем структуру ассортимента в натуральном выражении
для вареных колбас
235-100%
60-х%
х=100×60÷235=25,53%
для сосисок
235-100%
55-х%
х=100×55÷100=23,40%
копченые
235-100%
50-х%
х=50×100÷235=21,28%
полукопченые
235-100%
70-х%
х=70×100÷235=29,79
2)рассчитываем в денежном выражении
60×125=7500руб
55×110=6050руб
50×105=5250руб
70×95=6650руб
7500+6050+5250+6650=25450руб
7500×100÷25450=29,47%
6050×100÷25450=23,77%
5250×100÷25450=20,63%
6650×100÷25450=26,13%
Воспользуйтесь поиском по сайту: