Основные принципы и полномочия органов местного самоуправления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Местное самоуправление в Российской Федерации создается и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов. Среди них следует назвать, во-первых, такие, которые непосредственно связаны с его автономным, относительно самостоятельным характером. В Конституции России в связи с этим особо указывается на то, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130). Во-вторых, принцип использования многообразных форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе: выборный представительный орган (дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объеме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающимися местного бюджета, охраны общественного порядка, налогов, сборов и др.; исполнительный орган (администрация), занимающийся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципального образования; выборные должностные лица - главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др. В-третьих, принцип строгого учета мнения населения в процессе реализации местного самоуправления, а также «исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131). Согласно законодательству мнение населения является обязательным при решении всех вопросов местного значения, включая определение структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, изменения границ территорий, в рамках которых осуществляется местное самоуправление, и других вопросов.
В-четвертых, принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Данный принцип распространяется также на процесс формирования органов местного самоуправления и назначения соответствующих должностных лиц. Реализация данного принципа вовсе не исключает подконтрольности некоторых аспектов деятельности органов местного самоуправления государственным органам. Это касается тех направлений деятельности органов местного самоуправления, которые непосредственно связаны с реализацией передаваемых им в соответствии с законом отдельных государственных полномочий. Передача этих полномочий сопровождается одновременной передачей органам местного самоуправления от государства материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. В-пятых, принцип материальной, правовой и иной гарантированности местного самоуправления. Этот принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, касающихся местного самоуправления, но и в Конституции РФ. В частности, в ст. 133, которая гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации «гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией РФ и федеральными законами, Кроме названных принципов в сфере местного самоуправления действуют и другие. Это, в частности, принцип законности, гласности и коллегиальности в деятельности органов местного самоуправления; принцип ответственности этих органов перед населением, государством (в части выполнения ими делегированных государственных полномочий), перед гражданами и создаваемыми ими юридическими лицами; принцип выборности представительных органов местного самоуправления и др.
Местное самоуправление, осуществляемое в пределах определенной, законодательно закрепленной территории, наделяется в лице граждан, проживающих в этих местах, и создаваемых ими органов местного самоуправления значительными полномочиями. По своей природе и характеру они подразделяются на две группы. К первой относятся полномочия местного уровня и значения. Это собственные полномочия муниципальных органов и граждан - субъектов муниципального права, установленные соответствующими законами и местными уставами. Они касаются практически всех сфер жизни местного сообщества, включая проблемы содержания и рационального использования муниципального жилищного фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Ко второй группе полномочий относятся те из них, которые переданы муниципальным образованиям от государственных органов. Это могут быть самые разнообразные полномочия, касающиеся, в частности, некоторых вопросов организации на местах здравоохранения, образования, социального обеспечения и др. По всем рассматриваемым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения. Виды их и наименования, порядок принятия и вступления в силу, равно как и другие аспекты нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований. Все они действуют лишь в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Литература 1. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. - 800 с. 2. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 416 с.
Тест к теме 28
1.Укажите административно-территориальную единицу, которая не является муниципальным образованием:
а) автономная область б) район в) поселок городского типа г) станица
2. Органом власти муниципального района, осуществляющим функции органа местного самоуправления, являются:
а) районная управа б) районная префектура в) районное собрание г) верный ответ отсутствует
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|