Понятия, цели и задачи магистерской диссертации
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы [8]. Выпускная квалификационная работа (ВКР) призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов решения проблем в области нефтегазовой отрасли, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений. Исходя из этого, целями квалификационной работы являются: -систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранному направлению, их применение при решении конкретных практических задач; - приобретение навыков самостоятельной работы; -овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала. Основной задачей магистранта является демонстрация уровня своей научной квалификации в соответствии с компетентностной моделью и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. В этой связи при выполнении квалификационной работы магистрант должен показать: - прочные теоретические знания по избранной теме; -умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предположения; -навыки проведения натурных исследований, анализа полученных результатов, расчетов и владения современной компьютерной техникой и технологией. ВКР закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений. При этом, диссертация должна адекватно отражать как общенаучные, так и специальные методы научного исследования, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.
Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у её автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. Для обеспечения указанных выше положений диссертация должна удовлетворять следующим общими требованиями, предъявляемым к квалификационной работе: - целевая направленность; - логическая последовательность изложения материала; - глубина исследования и полнота освещения вопросов; - убедительность аргументации; - краткость и точность формулировок; - конкретность изложения результатов работы; - доказательность выводов и обоснованность рекомендаций; - грамотное оформление. Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде должно фиксировать как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Причем здесь не просто излагаются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются существующие ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них. Содержание диссертации характеризует оригинальность приводимых сведений. Основой содержания является новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
Подготовка магистерской диссертации завершается ее публичной защитой на заседании Государственной аттестационной комиссии. 1.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Аналитическая часть должна включать характеристику и анализ предметной области, обосновывающие актуальность темы диссертации. Необходимо охарактеризовать существующие нормативные документы, методы и методики, компьютерные программы и технологии по тематике диссертации, выявить их недостатки и обосновать необходимость их совершенствования. Для выполнения диссертации необходимо либо совершенствовать существующие методы и методики исследования кадастровых объектов, либо разрабатывать новые решения в рамках существующих процессов, новой или существующей информационной технологии. Аналитическая часть диссертации должна завершаться формулировкой принципиальных предложений по разрабатываемой проблеме, моделью изучаемой системы (рис. 2). Рекомендуется рассмотрение альтернативных подходов к решениям поставленных задач (в частности: либо новая разработка, либо адаптация существующих методических или программных решений, либо использование готовых средств, предлагаемых для решения проектирования и конструирования, реализации и управления технологическими процессами и производствами в сегменте топливной энергетики, включающем разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений).
1.3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ Проектная часть должна содержать проектные предложения о путях и методах решения сформулированной в аналитической части диссертации задачи (или комплекса задач). В результате, проектная часть должна представлять собой комплекс взаимоувязанных документов, в которых магистрантом описаны все предлагаемые им решения по созданию (функционированию или развитию), например, системы моделирования процессов разработки. Эта часть диссертации может содержать проектные решения по: проектированию систем разработки и их элементов на конкретных месторождениях; применению математических моделей и методов анализа, синтеза и оптимизации процессов в области нефтегазодобычи;
моделированию гидродинамических систем на современных компьютерах на базе программных комплексов; выбору информационных технологий и программных средств высокого уровня для решения нефтегазопромысловых задач; организации работы по ведению экспериментальных исследований физических процессов нефтегазового производства и технических устройств. На основании разработанных проектных решений вырабатываются рекомендации по: •совершенствованию методики планирования, анализа процессов разработки месторождений; •эффективному рациональному использованию запасов углеводородов; •совершенствованию системы управления технологическими процессами; •улучшению качества технологических процессов и состояния технологического оборудования и средств автоматизации в области бурения скважин, добычи нефти, газа и газового конденсата, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов сжиженного и природного газов; •повышению объективности технико-экономической оценки предлагаемых решений. 1.4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Экспериментальная часть должна быть посвящена реализации решения задачи с привязкой к конкретному объекту и выработке проектных решений по внедрению результатов проекта (рис. 3). Она должна содержать инструкции и рекомендации по практическому решению задачи, при этом возможны два варианта организации процесса решения задачи:
· решение задачи с использованием разработанных магистрантом оригинальных средств (математической модели, метода, алгоритма, программы и схемы технологического процесса); · решение задачи с использованием заимствованных (адаптированных) магистрантом типовых средств. При расчете экономической эффективности от внедрения предложенных рекомендаций следует оценить их экономическую, техническую и (или) социальную значимость. Диссертация всегда отражает определенную точку зрения, положенную в основу избранного метода (способа) решения поставленной задачи (концепцию). В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство диссертанта, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая особенность, как наличие дискуссионного и полемического материала.
В диссертации следует активно применять математический аппарат, средства логического мышления, компьютерные и информационные технологии и математическую статистику. При изложении материала диссертации рекомендуется ориентироваться на читателей с высокой профессиональной подготовкой, обеспечивая достаточную аргументированность суждений и точность приводимых данных. Следует отметить следующие особенности формирования требований к магистерской диссертации: · наличие ограничений квалификационной работы магистра: ограничения «снизу», обусловленные требованиями к ВКР бакалавра и специалиста; ограничения «сверху» обусловленные требованиями к диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; · возможность предоставления в качестве магистерской диссертации как теоретической, так и эмпирической научно-исследовательской работы, что заведомо допускает различные варианты структуры, содержания и объема ВКР для магистранта.
БАЗОВЫЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
С учетом вышеизложенного, в рамках магистерской программы по направлению подготовки Землеустройство и кадастры могут быть предложены следующие базовые варианты построения магистерских диссертаций: Вариант 1. Теоретическая научно-исследовательская работа, содержащая: · анализ и выявление нормативно-правовых, технико-экономических и организационных проблем в выбранной предметной области, требующих применения научных математических, информационных, экономических или компьютерных средств для успешного решения; · анализ состояния научной проработки выявленных проблем (наличие соответствующих моделей, методов, инструментальных средств, оценка их эффективности для решения выявленных проблем, сопоставительный анализ различных известных подходов и т.д.); · выявление научных проблем, требующих решения применительно к выбранной предметной области, предложения по путям разработки соответствующих научных методов, моделей (адаптация существующих методов к предметной области; применение научных методов, не применявшихся до сих пор для рассматриваемой предметной области; разработка новых методов и моделей и т.д.);
· предложения по возможным вариантам решения рассматриваемой научной проблемы (отдельные модели, соображения по их модификации; определение научного аппарата, с помощью которого могут быть получены искомые решения и т.п.). Данный вариант магистерской диссертации может рассматриваться как аналитическая и постановочная научно-исследовательская работа. Такая работа по существу представляет первую часть кандидатской диссертации, которая в дальнейшем может быть подготовлена в рамках обучения в аспирантуре. Вариант 2. Теоретическая научно-исследовательская работа аналогичная в своей аналитической и постановочной части предыдущему варианту, но отличающаяся двумя моментами: · сосредоточением внимания при анализе на более узком вопросе, затрагивающим лишь некоторые аспекты технико-экономических или правовых проблем в выбранной предметной области, а также ограничением научной постановки каким-либо частным вопросом научных (математических и экономических) методов решения указанной проблемы; · доведением до конкретного решения выбранной научной проблемы (использование известной модели применительно к новой предметной области; решение какого-либо частного вопроса в рамках предлагаемых модификаций или разработки математических моделей и т.п.). Данная версия ВКР также может рассматриваться как своеобразный задел для кандидатской диссертации, отличающейся от её полномасштабной работы, прежде всего, узостью решаемой научной проблемы, которая представляет одну из «локальных проблем», разрабатываемых в рамках кандидатской диссертации. Вариант 3. Экспериментальная научно-исследовательская работа, содержащая: · анализ и выявление технико-экономических проблем в выбранной предметной области, требующих изменения научных математических или иных средств для их успешного решения; · обзор и анализ состояния научной проработки выявляемых проблем и выбор на основе сопоставительного анализа математической модели, метода (группы моделей, ансамбля методов) для решения выявленных проблем в выбранной предметной области; · сбор необходимых данных, проведение необходимых в соответствии с выбранными методами (моделями, методиками) расчетов, анализа, обоснования решений для выбранной предметной области; · анализ результатов, полученных на основе применения известных научных моделей, методов, методик, оценка их адекватности поставленным задачам; · оценка экспериментального применения известных методов, методик, предложения по их изменению в аналогичных ситуациях, по совершенствованию их и т.п. Данный вариант магистерской ВКР также может рассматриваться в качестве предварительной работы, позволяющей на основе экспериментальной проверки известных моделей, методов, методик поставить вопрос об их развитии и совершенствовании в рамках кандидатской диссертации. Вариант 4. Экспериментальная научно-исследовательская работа, содержащая: · анализ и выявление технико-экономических, проблем нефтегазовой отрасли (бурение, добыча, транспорт и хранение углеводородов) выбранной предметной области, требующих применения различных средств (прежде всего, программно-информационных средств) для их успешного решения; · анализ известных средств и методов для решения выявленных проблем нефтегазовой отрасли, оценка их эффективности для рассматриваемой территории (месторождений), сопоставительный анализ известных средств; · описание разработанных (моделированных) в рамках магистерской диссертации методов и средств, описание их экспериментальной проверки для решения кадастровых и землеустроительных проблем, оценка адекватности полученных результатов, оценка эффективности предложенных средств, границ применимости и т.д. Данный вариант магистерской диссертации также может рассматривается в качестве задела для кандидатской диссертации (в частности, по научной специальности ВАК 25.00.17 – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Предлагаемые варианты построения ВКР не исчерпывают всего многообразия, но могут быть приняты за основу магистерской диссертации по направлению 131000 «Нефтегазовое дело». Список вариантов носит предварительный характер и может расширяться и уточняться по мере получения практического опыта написания и защиты диссертации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|