Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм правового регулирования: элементы и стадии.




Правовое регулирование - длящийся во времени и в пространстве процесс. Условно можно выделить следующие его стадии.

1. Определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособностью лица, т.е. признаваемой Г-вом заданным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов Г-ва составляют их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей.

2. Возникновение правоотношения - следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организации). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого фактического состава,

3. Для возникновения правоотношений.в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов - правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на основе закона, снять "помехи", блокирующие действия управомоченного, и т.д.

Обычно к стадиям правового регулирования в специальной литературе относят и фактические правомерные действия, деятельность участников правоотношений, связанные с достижением ими фактических целей (удовлетворения своих законных интересов). Думается, что действия такого рода находятся за пределами правового регулирования, они, как ранее отмечалось, завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена - правореализации. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования. Механизм правового регулирования - это совокупность юр. средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность Г-ва и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Достаточность этих средств, их качество являются условием эффективного действия права.

 

55. Гарантии законности
Вопрос о гарантиях – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности,, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.

Данный вывод подтверждается негативными результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Вес это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь.

При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь и пиду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы – се зависимость как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они определяются политико-пра-цоиой природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств – места и времени применения, решаемых задач и т.д.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; ко второму – собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политические: различные виды форм собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие положения в этих сферах создает питательную среду для криминализации общества, роста преступности.

Проводимые в стране преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции морально-этических ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь и преданность Отечеству.

Если в обществе острый дефицит культуры, духовности, то научно обоснованное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Забвение морально-этических основ развития страны ведет к ее экономической и политической деградации. Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Это необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние, являясь непосредственными способами обеспечения законности, в то же время про-изводны от первых; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах.

Таким образом, юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России существенно изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это позволяет в рамках специально-юридических гарантий законности выделить два самостоятельных типа:

1. Правовые – они предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер.

2. Договорные – они обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор или присоединились к нему.

В литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. Укажем наиболее значимые из них: а) полнота и эффективность юридических норм; б) высокий уровень надзора за реализацией требований законности; в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан; г) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; д) постоянное со-\ вершенствование юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

56. Правопорядок
Правовой порядок характеризует собой состояние урегулированости(упорядоченности) общественных отношений или, другими словами, то состояние общественных отношений, к которому стремится общество, создавая в социальной жизни режим реального господства права. Это не идеальные, проецируемые целями права отношения (порядок), а реально сложившиеся вследствие действия права общегос. связи или сложившаяся, устоявшаяся в данном государстве юридическая практика осуществления права. Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью средств права, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или в нем заключенных. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого приняли правовой характер.

Правопорядок - составная часть общественного порядка, т.е. такого порядка отношений в обществе, который складывается под воздействием всех социальных регуляторов, - на основе соблюдения обычаев, корпоративных норм и иных социальных правил поведения. Правопорядок есть часть общественного порядка, складывающаяся на основе осуществления юр. норм (в узком, специальном значении под общественным порядком понимают порядок, складывающийся в общественных местах, это часть правопорядка). Главная отличительная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, требования законности.

Правопорядок и законность - явления, взаимосвязанные. Правопорядок - это режим законности в действии. Законность есть требование строгого и неуклонного соблюдения велений правовых норм в поведении и деятельности их адресатов (прежде всего в деятельности должностных лиц Г-ва и его органов). Когда же это требование реализуется, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть, образно говоря, "реализованная законность". Порядок в обществе в той или иной сфере общественных отношений может быть достигнут и помимо законности. Так, авторитарное Г-во, используя неправовые средства борьбы с преступностью, в короткий срок может добиться известных результатов. Этим объясняется то обстоятельство, что уровень преступности при тоталитарном режиме, как правило, сравнительно невысокий. Однако установленный железной рукой порядок отличается непрочностью, носит временный характер. Как только режим ослабевает, преступность вырывается наружу, отмечается ее всплеск. Устанавливая и поддерживая порядок нелегитимными средствами, Г-во отрицает демократию, пренебрегает правами и свободами. С наведением порядка резко снижается уровень законности. Государственная власть в этих условиях приобретает откровенно антидемократический характер.

Складываясь под непосредственным воздействием законности, право тем самым оказывает непосредственное влияние на демократический характер гос. строя, уровень демократии в стране в целом.

Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под углом зрения его фактического действия, практического осуществления всех его требований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...