Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Тема для обсуждения: Словосочетание как единица синтаксиса.

Цель: Углубить понимание понятий «сочетание слов» и «словосочетание». Научить студентов определять виды синтаксических отношений между компонентами словосочетаний, строить структурные схемы словосочетаний, устанавливать способы связи между компонентами словосочетаний, определять, какими свойствами опорного слова (семантическими, морфологическими, словообразовательными, грамматическими) прогнозируется форма зависимого компонента, давать объяснения синтаксических ошибок при построении словосочетаний.

 

Групповое обсуждение вопросов

1. Понятие о словосочетании. Словосочетание и слово. Словосочетание и сочетание слов. Словосочетание и предложение.

2. Классификация словосочетаний:

а) на основе характеристики стержневого слова как части речи;

б) на основе степени спаянности компонентов;

в) на основе двухкомпонентности и многокомпонентности.

3. Виды подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

4. Способы выражения подчинительной связи в словосочетаниях.

5. Грамматическое значение словосочетаний (основные типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний).

6. Словосочетание в аспекте культуры речи.

 

Основные термины

Словосочетание – это непредикативная структурная синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие.

Грамматическое значение словосочетания – синтаксические отношения между его компонентами.

Атрибутивные (или определительные) отношения – смысловые отношения (предмет + признак), возникающие в словосочетаниях, где в роли стержневого слова выступают именные части речи.

Объектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых стержневым словом может быть глагольная форма, существительное, прилагательное, предопределяющая своими лексико-грамматическими свойствами употребление компонента со значением объекта в косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Обстоятельственные отношения устанавливаются в словосочетаниях, в которых стержневым словом чаще всего выступают глагольные формы, в роли зависимого компонента преимущественно – наречия, а также существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, инфинитив.

Подчинительная связь – грамматическая зависимость одного слова от другого, выраженная определёнными формальными средствами.

Согласование – тип подчинительной связи, при котором зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, числительное) уподобляется стержневому слову в роде, числе и падеже.

Управление – тип подчинительной связи, при котором стержневое слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет форму косвенного падежа зависимого слова.

Сильное управление – управление, при котором смысл стержневого слова требует обязательного наличия при нём зависимого слова в нужном падеже.

Слабое управление – управление, при котором смысл стержневого слова может только предполагать употребление зависимого компонента в определённом падеже.

Примыкание – тип подчинительной связи, при котором синтаксическая связь между компонентами устанавливается по смыслу.

Глагольные словосочетания в качестве стержневого слова имеют глагольные формы.

Именные словосочетания в роли стержневого слова могут иметь имя существительное (субстантивные словосочетания), имя прилагательное (адъективное словосочетание), местоимение (местоименные словосочетания), имя числительное.

Наречные (или адвербиальные) словосочетания характеризуются тем, что в роли стержневого слова в таких словосочетаниях выступает наречие.

Парадигма словосочетания – совокупность форм словосочетания, возникающих при построении предложения.

Свободное (членимое) словосочетание – словосочетание, в котором каждый компонент в смысловом и структурном отношении является достаточным, выступает как отдельный член предложения.

Несвободное (нечленимое) словосочетание характеризуется тем, что оно функционирует как один член предложения ввиду того, что стержневое слово в смысловом отношении недостаточно, а зависимый компонент несёт смысловую нагрузку.

Простое словосочетание содержит в своём составе два знаменательных слова.

Сложное словосочетание включает в свой состав три и более компонентов, между которыми могут устанавливаться два и более видов синтаксических отношений.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните определения словосочетаний. Что общего и в чём различие?

а) Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, объединённых подчинительной грамматической связью (согласованием, управлением, примыканием) (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 263).

б) … непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова (Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 592).

в) Словосочетание – это непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчленённого обозначения сложного явления действительности (Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 281).

 

2. Дайте объяснение следующих понятий: сочетания слов (предикативные, полупредикативные, сочинительные) и словосочетания (подчинительные). Проиллюстрируйте это примерами.

3. Прочитайте положение: «… в концепции В. В. Виноградова понятие «Словосочетание» употребляется в узком смысле: не все сочетания слов, встречающиеся в предложении, относятся к словосочетаниям».

Какие сочетания слов исключаются из числа словосочетаний? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 267).

4. Прочитайте положение: «Ядром концепции В. В. Виноградова является противопоставление двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения».

В чём различие между этими синтаксическими единицами? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 266).

 

5. Что шире по значению: слово или словосочетание? Что точнее по значению? Приведите примеры.

 

6. Сравните две точки зрения. Каковы доводы двух сторон?

а) Словосочетание существует вне предложения – в предложение оно входит в качестве «строительного материала наряду со словом (Современный русский язык / Под ред. П. А Леканта. – М., 1999. – С. 282);

б) … Словосочетание – «это скорее не строительный материал для предложения, а готовые части, на которые разбиваются предложения для исследовательских целей» (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 597).

 

7. Сравните определения согласования в следующих учебных пособиях. Что общего и в чем различие двух определений?

· Согласование – это подчинительная связь, при которой формы рода, числа и падежа зависимого компонента, выраженного прилагательным, полной формой причастия, местоимением или числительным, уподобляются формам рода, числа и падежа определяемого существительного. Например, согласование в формах рода, числа и падежа с существительным, употреблённым в форме единственного числа: тёмный лес – тёмного леса, тихая речка – тихой речки, голубое озеро – голубого озера; согласование в формах числа и падежа с существительным, употреблённым в форме множественного числа или имеющим лишь форму множественного числа: новые фильмы – новых фильмов, весёлые каникулы – весёлыми каникулами (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 286).

· Согласование – вид подчинительной связи, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме стержневого слова в роде, числе, падеже: берёзовая ветка, льющаяся вода; или числе и падеже: берёзовые ветки, распускающиеся почки; или в падеже: с тремя рублями, трёх рублей. При изменении стержневого слова изменяется и зависимое. В качестве зависимых слов выступают имена прилагательные и слова, подобные им по характеру словоизменения (причастия, местоимения-прилагательные, порядковые числительные): подстриженные деревья, особое мнение, первый номер. Средством связи является окончание зависимого слова: ясн ое небо. Порядок слов – препозиция зависимого слова. Следует отметить, что в словосочетании как в синтаксической единице порядок слов закреплённый в отличие от предложения, где он может быть относительно свободным в зависимости от коммуникативных, стилистических, грамматических (разграничение членов предложения) и смысловых (изменение оттенка смысла) задач. Согласование – связь присубстантивная, поскольку в качестве стержневого слова может выступать имя существительное (прелестная вещь) или субстантивированное слово (вкусное второе, последние выступающие) (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 273).

 

8. Прочитайте определение понятия «управление» в учебных пособиях. Сравните их. Какое их них более универсально?

· Управление – это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений-существительных) в форме косвенного падежа (с предлогом или без предлога) предопределено грамматическим, лексическим или словообразовательным значением главного компонента – глагола: рассказывать сказки, помогать друг другу, ухаживать за больным, включаться в соревнование, подарить книгу сестре, переставит лампу с окна на стол; имени: вера в победу, увлечение поэзией, библиотека учителя или наречия: уверенный в успехе, быстрее лани. Различается глагольное, именное и наречное, беспредложное и предложное, одиночное и двойное (тройное) управление. Если зависимая словоформа может быть заменена вариативной, управление считается вариативным: просить помощи / о помощи (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – С. 287).

· Управление – вид подчинительной связи, которая выражается присоединением к стержневому слову существительного в косвенном падеже с предлогом или без него: строить дом, способный на подвиг, прогулка в лес, втихомолку от родителей. В качестве зависимых слов кроме существительных могут выступать субстантивированные слова и местоимения-существительные: ухаживать за ранеными, помогать им. Средством связи является окончание зависимого слова и, если есть, предлог: ехать мор ем, ехать по мор ю. В качестве стержневого может быть слово любой части речи. Поэтому различают управление глагольное: варить варенье, заниматься с детьми; субстантивное: игра с огнём, платье с оборками; адъективное: способный к языкам, видный с высоты; местоименное: некто в белом, кто-либо из знакомых; нумеративное: два дома, пятеро суток; наречное и безлично-предикативных слов: задолго до рассвета, вверх по тропинке, жаль друга; компаративное: белее снега, выше головы. Порядок слов при управлении – постпозиция зависимого слова (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 274).

 

8. Прочитайте определение понятия «примыкание» в учебных пособиях. Сравните их. Какое из них более универсально?

· Примыкание – это подчинительная связь, при которой неизменяемое слово присоединяется в качестве зависимого компонента к глаголу, имени или наречию для выражения определительно-обстоятельственных, обстоятельственных либо комплетивных отношений. Примыкание, в основном, слабая связь, свойственная словосочетаниям с зависимым наречием, неизменяемым прилагательным, формой сравнительной степени прилагательного или деепричастием, которое функционирует как наречие и потому не обособляется в предложении: заниматься вместе, разговаривать вполголоса, человек посмелее, цвет хаки, сидеть согнувшись. Сильное примыкание в таких словосочетаниях встречается преимущественно при употреблении неизменяемых слов при глаголах, требующих информативно-восполняющего слова: поступать необдуманно, относиться сочувственно, находиться вблизи. В словосочетаниях с зависимым инфинитивом примыкание бывает сильным при выражении объектных или комплетивных отношений: может плавать, заставили работать, любит читать и слабым при выражении обстоятельственных отношений: поехали отдохнуть, послали учиться (См. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – С. 287).

· Примыкание – вид подчинительной связи, при которой в качестве зависимых компонентов выступают неизменяемые слова и словоформы. Например, наречие: повернуть налево, окна настежь; инфинитив: попросить прийти, посоветовать отдохнуть; деепричастие: бежать не оглядываясь, идти задыхаясь; компаратив: работать лучше, просить настойчивее; несклоняемые прилагательные: юбка клеш, пальто реглан. Средство связи при примыкании формально не выражено, эта связь интонационно-смысловая. Стержневым словом может быть слово любой части речи. Поэтому в составе примыкания различают словосочетания: приглагольное: крепко спать, читать вслух; присубстантивное: шапка набекрень, яйца всмятку; приадъективное: слишком добрый, дружески заботливый; принумеративное: дважды два, третий слева; принаречное: весьма положительно, сегодня вечером; при безлично-предикативных словах: очень жаль, нужно позарез. Порядок слов неодинаков для различных словоформ и слов: качественные прилагательные и наречия с суффиксами , препозитивны, остальные зависимые словоформы постпозитивны: оперативно решать, годный служить, свистеть заливаясь, брат постарше, цвет индиго (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 274).

 

9. Какова роль словосочетаний для словообразования? Проанализируйте примеры.

1) Посевная кампания, позывные сигналы, столовая комната, передовая статья.

2) Нижеподписавшийся (студент), быстрорастворимый (кофе), гладкокрашеная (ткань), дикорастущий (кустарник).

3) Быстрорастущие породы деревьев – быстро растущий город; глубокоуважаемый господин – глубоко уважаемый нами; дорогостоящие товары – дорого стоивший товар; малоосведомленные люди – мало осведомленный; высокооплачиваемая работа – с высоко поднятой головой (о жизни).

При выполнении задания используйте «Правила русской орфографии и пунктуации».

 

10. В каких случаях возникают проблемы разграничения словосочетания и сложного слова? Как это отражается на написании? Объясните слитное и раздельное написание:

11. Законспектируйте статью М. С. Панюшевой «Синтаксические страдания и курьёзы» (См. «Журналистика и культура русской речи». – Выпуск второй. – М., 1997. – С. 22 – 28).

Укажите причины вариантности на синтаксическом уровне (колебания в формах управления).

Почему один из параграфов статьи носит название «Управление: «зона риска»?

 

12. Наиболее многочисленные синтаксические ошибки, вызванные нарушением грамматической связи управления между главным и зависимым компонентами словосочетания. Отклонения от нормы могут быть мотивированными (ошибка провоцируется строем предложения: Учителя научат ребят разбираться (в чем?) и привьют им любовь к литературе. – Нарушено управление при однородных членах; законами семантической аналогии: Да о таком подарке можно только позавидовать. – Словосочетание позавидовать о чем возникло на основе ожидаемой аналогии с глаголом мечтать (о чем?). Нужно: позавидовать чему? Или: Тот, кто созерцает за этой историей, знает, чем она может кончиться. В основе этой ошибки лежит общий смысловой компонент синонимического ряда созерцать – наблюдать, следить. Близкие по значению слова синонимического ряда управляют разными предложно-падежными формами; в силу вступает закон аналогии.

Опасность нарушения нормы возникает и под влиянием паронимии: уверенность в свои силы (под влиянием паронима вера в свои силы), одеть пальто (под влиянием надеть – на кого? На что?). Ошибки могут мотивироваться стилистическими причинами: Вследствие болезни не выполнить задание (кн.) – Нужно: не выполнить задания из-за болезни (нейтр.).

Найдите в газетах синтаксические ошибки, связанные с нарушением норм управления. Чем вызваны эти ошибки?

13. Чрезвычайно разветвленная система беспредложных и предложно-падежных сочетаний в русском языке создает немалые затруднения в их использовании.

В некоторых случаях зависимое слово употребляется без предлога, тогда как нормативная связь должна быть предложной. Например, «Восточные товары ломятся обилием товаров (нужно: ломятся от товаров) и наоборот, многочисленные случаи замены беспредложных словосочетаний ошибочными предложными. Например, «В этом списке есть представитель с университета» (правильно: представитель университета).

Чем отличаются данные ниже словосочетания с предложным и беспредложным управлением?

Накрыть на стол и накрыть стол; представитель завода – представитель с завода; отпор врагу – отпор для врага; характеристика студента – характеристика на студента; рецензия статьи – рецензия на статью; план продажи молока – план по продаже молока.

 

А.

 

14. Какой из двух вариантов наиболее распространен в русском литературном языке?

Расстояние в десять метров – на расстоянии десять метров; книга издана тиражом в 50 тысяч экземпляров – книга издана тиражом 50 тысяч экземпляров; лампочка мощностью в 100 ватт – лампочка мощностью 100 ватт; девушка ростом в 170 сантиметров – девушка ростом 170 сантиметров.

При выполнении упражнения используйте «Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию» (М., 1999. – С. 284. Авт. Розенталь Д. Э., Джанджанова Е. В., Кабанова Н. К.).

 

15. Частотны ошибки, связанные с выбором предлога.

а) Различайте антонимичные предлоги с пространственным значением

на – с: на Кипр – с Кипра, на шкаф – со шкафа, на почту – с почты;

в – из: в город – из города, в школу – из школы, в Украину – из Украины.

 

Запомните:

б) Предлоги вопреки, наперекор, благодаря, согласно употребляются только с дательным падежом (кому? чему?): вопреки здравому смыслу, наперекор судьбе, согласно закону, благодаря хорошей погоде).

 

в) предлог по во временном значении (значением «после») сочетается с предложным падежом ограниченного круга существительных: по возвращении (из города), по завершении (лекции), по выяснении (причин), по уходе (из университета), по прибытии (поезда в Минск), по достижении (совершеннолетия), по истечении (срока), по предъявлении (документа). По прошествии (срока), по приезде (в деревню) и др.

 

2) В последнее время наблюдается экспансия предлога по по отношению к другим предлогам. Предлог по характерен для официально-деловой речи. Перенесение предлога по из официально-деловой речи в другие функциональные разновидности литературной речи в другие функциональные разновидности литературного языка является речевой ошибкой (комбайн по уборке свеклы (вместо: комбайн для уборки свеклы), получить приз по стрельбе (вместо: поучить приз за стрельбу), отклики по этому материалу (вместо: отклики на этот материал).

 

16. В работе над созданием текста и его редактированием часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором надлежащей падежной формы и подходящего предлога. Несмотря на значительную стабильность конструкций с управлением, нередко наблюдаются случаи колебания, варианты, вызывающие затруднения.

Выпишите 10 примеров словосочетаний с вариантным управлением из словарей-справочников (Д. Э. Розенталь. Управление в русском языке. Словарь-справочник. Для работников печати. – М., 1986. – 229 с.; Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – Л., 1973. – 518 с.).

 

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1. Прочитайте текст. Составьте схему зависимости слов в каждом из предложений текста. Укажите, какие сочетания слов представляют собой словосочетание как синтаксическую единицу и какие возможны только в структуре предложения. Дайте характеристику простых подчинительных словосочетаний по предложенной схеме.

 

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома (Т. Тэсс).

 


Образец выполнения задания:

1) Схема зависимости слов в предложении

Тех, которые считались достойными выполнить задание, пригласили к командующему.

 
 

 


Стрелка – в направлении от главного слова к зависимому. Связь между подлежащим и сказуемым стрелкой не обозначается.

 

2) Цифрами указаны подчинительные словосочетания и сочетания слов.

подчинительные словосочетания  
1–2

1–3

6–7

7–8

3–4 – сочетание словоформ в структуре сложного предложения

4–5 – предикативное сочетание подлежащего и сказуемого

4–6 – сочетание именной части сказуемого (достойными) с подлежащим (которые)

5–6 – сочетание именной части сказуемого (достойными) и глагола-связки (считались)

 

3) Дать характеристику простого словосочетания.

 

Образец анализа

1) Начальная форма – пригласить к командующему.

2) Синтаксические отношения – обстоятельственные.

3) Тип по стержневому слову – глагольный.

4) По спаянности компонентов – свободное, так как каждое слово в смысловом отношении достаточно и функционирует как самостоятельный член предложения.

5) Словосочетание простое, так как двухкомпонентное.

6) Вид подчинительной связи – управление; форма зависимого слова с предлогом, значит, предложенное управление; стержневое слово выражено глаголом, следовательно, глагольное управление; слабое управление, так зависимое слово факультативно; средства связи – окончание зависимого слова и предлог к, требующий дательного падежа; порядок компонентов прямой, зависимое слово находится в постпозиции.

 

Упражнение 2. В данных ниже отрывках из периодической печати найдите синтаксические ошибки, связанные с управлением. Объясните причины отклонения от нормы.

а) Близкие смысловые отношения могут быть выражены разными формальными средствами: забыть друга – о друге – про друга;

б) взаимодействие лексической семантики слова или его грамматического значения с морфемным составом: перейти дорогу – через дорогу;

в) общий смысловой компонент синонимического ряда: созерцать (что?), наблюдать (что? за кем? за чем?), следить (за кем? за чем?);

г) влияние паронимии: уверенность (в ком? в чем?), вера (в кого? Во что?);

д) семантико-стилистический аспект: ввиду болезни не сдать сессию (кн.) – из-за болезни не сдать сессии (нейтр.);

е) структура предложения: наше дело – уход и оздоровление волос (уход за волосами и их оздоровление).

Розенталь Д. Э. Управление в русском языке. 3-е изд., исправл. и доп. В книге «Пунктуация и управление в русском языке. Справочник для работников печати» (М.: Книга, 1988).

 

1) Проблемы социальные следует различать от проблем экономических («Маяк Прыдняпроўя»).

2) Для них чуждо было чувство жалости – они убивали… («Маяк Прыдняпроўя»).

3) Наш город не только выстоял против натиска фашистов, но и стал активно возобновляться после войны («Смалявіцкі край»).

4) Благодаря новой упаковочной линии молоко будет реализовываться в тетра-паки с винтовыми пробками («Заря»).

5) Но при этом кредитор не может участвовать в управлении банка («КП в Белоруссии»).

6) Заведующий библиотеки нашего района предложил закупить еще одну партию книг («Сельскае жыццё»).

7) Оплачивать за проезд должен каждый («Сельскае жыццё»).

8) Отзыв а статью (Название рубрики в газ. «Могилевские ведомости»).

9) Все говорит за то, что грядет пора перемен, новых отношений и новой жизни («Сельскае жыццё»).

10) И сам автор недоумевает дисгармоничности мелодии.

11) Власти критически отнеслись и ответственно разобрались в том, что происходило в тот день на площадке.

12) Только несчастная английская принцесса Генриетта пыталась уклониться от чести созерцать за жарким зрелищем.

13) Человек с высшим образованием получает в два раза меньше грузчика.

14) … а в военном сотрудничестве между Россией и Беларусью произошел новый всплеск («Бел-Газета»).

15) Мы утверждаем об этом в нашем рекламном буклете.

16) Наше дело – уход и оздоровление волос.

17) Спорт переходит из поколения к поколению.

18) Школьные учителя в современном обществе не весьма требовательны до учеников.

19) Наша продукция удовлетворяет самые взыскательные вкусы.

20) Некоторые индустриально развитые страны не подписывают Киотского протокола.

21) Поездка сначала не предвещала это необычное происшествие.

22) Заведующая отдела культуры Борисовского райисполкома не своей должности работает недавно.

23) Закон предусматривает о том, что продолжительности ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

24) Заведующий библиотеки задал вопрос всем присутствующим еще до начала мероприятия («Лидская газета»).

25) Несомненно, уверенность в победу если не на мировом, то на восточноевропейском туристическом рынке у нас присутствует.

 

Упражнение 3. Ниже даны примеры из устных выступлений теле- и радиожурналистов. Найдите ошибки, исправьте их, объясните причины их появления.

1) Почувствуйте каждую мышцу на вашем теле…

2) Пиночета обвиняют в геноциде и контрабанде наркотиками.

3) Хотим предупредить вас, что песня «На посошок» не является намеком об окончании нашего концерта.

4) Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже.

5) Этот центр расположен в тридцати-сорока минут езды от города.

6) Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладу.

7) Милиция осуществила контроль за гражданином Беляевым.

8) А в последнее время и ролей-то нет, которые можно было удостоить наградами.

9) За этими событиями отслеживал наш корреспондент («Новое радио»).

10) Мы поинтересовались о мнении по поводу сокращения рабочих мест у работников предприятия («Альфа-радио»).

 

Упражнение 4. Обоснуйте ошибочное употребление предлогов и форм управляемых компонентов в отрывках из районных газет. При выполнении задания используйте справочную литературу (Вакуров В. Н., Рахманова Л. И., Толстой И. В., Формановская Н. И. Трудности русского языка: Словарь-справочник. Ч. 1 и 2. 3-е изд., испр. и доп. – М., 1993; Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Катанова Н. Н. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М., 2008).

1) По приезду в деревню (Заголовок). 2) Передача дела от органа дознания (Заголовок). 3) Тревожиться о простое предприятия (Заголовок). 4) По истечению срока давности (Заголовок). 5) Согласно штатного расписания Морозову предоставлен отпуск. 6) Качество дорог на контроле у криминалистов. 7) Книга фотохудожника вышла тиражом в 5 тысяч экземпляров. 8) Вскоре предприятием были приняты меры о постройке нового здания. 9) По двум письмам из Могилевской области были получены «слезные» ответы. 10) Минтранс намерен изменить систему отплаты за проезд иностранных автотранспортных средств по дорогам Беларуси. 11) Единственное, что спасло его, – безграничная уверенность в победу. 12) Я не понимаю, почему дол сих пор они не опубликовали рецензию об этом спектакле.

 

Упражнение 5. Некоторые примеры с предлогом по подчеркивают его необоснованную распространенность. Очень часто он придает высказыванию канцелярский характер. Замените, если э то возможно, названный предлог другими. При выполнении упражнения используйте справочник: Граудина Л. К., Ицкович В. Л., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976. – С. 453.

1) Ждем официального заключения экспертизы по второй девочке.

2) Профессором МГУ была проведена лекция по Пушкину.

3) Планы по выпуску настольных процессоров (Заголовок онлайн-издания).

4) Подготовка по проведению выборов в местные советы начались.

5) Откликов по тому материалу мы получили немало.

6) Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте не решат всех создавшихся проблем («Одиннадцать»).

7) Я хочу подробней остановиться по внешней политике Египта.

8) На пресс-конференции перед общественностью по проделанной работе отчитался министр юстиции.

9) Представители СМИ получили ответы по интересующим их вопросам («Лидская газета»).

10) Вскоре предприятием были приняты меры по постройке нового здания.

11) Продолжаются слушания по импичменту президенту.

12) Город просто задыхается без четкой информационной системы по недвижимости.

13) Научно-исследовательский институт по картофелеводству вывел новые сорта позднего картофеля.

14) На галантерейной фабрике открыт новый цех по изготовлению сумок.

15) Подготовка по проведению выборов в депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ уже началась.

Могут ли параллельно употребляться существительные как в родительном падеже без предлога, так и в дательном падеже с предлогом по?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...