Сложносочиненное - это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами
Бессоюзное - это такое сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонацией, без союзов и союзных слов
Знаки препинания
· Запятая перед подчинительным союзом или союзным словом (см. выше)
· Отсутствие запятой при однородном подчинении с союзом И (см. выше)
· Запятая перед сочинительным союзом (см. выше)
· Отсутствие запятой перед союзом И, если:
1. в начале предложения есть общий второстепенный член (обстоятельство или дополнение)
ПР: У гусякрылья были растопырены и клювраскрыт.
2. в начале предложения есть общее вводное слово
ПР: Вероятно, онбыл в затруднении и в его душе совершаласьборьба.
3. Есть общее придаточное предложение (которое может стоять как в начале, так и в конце предложения)
ПР: Дождь уже перестал и начинало светать, (когда мы вернулись).
4. Союз и соединяет ДВА вопросительных, восклицательных, назывных предложений
ПР: Когда мы отправимся и где назначена встреча?
Ночь и огромная луна.
1. Если перечисление фактов (мысленно можно подставить союз и) ЗАПЯТАЯ
ПР: В лесу весело поют птицы, над цветами летают бабочки.
2. Если перечисление фактов, но одна из частей предложения осложнена ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
ПР: В лесу весело и беззаботно пели птицы; над цветами порхали бабочки.
3. Если между частями причинные отношения (мысленно можно подставить союз потому что) ДВОЕТОЧИЕ
ПР: Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.
4. Если между частями отношения пояснения (мысленно можно подставить союз а именно) ДВОЕТОЧИЕ
ПР: Мы увидели неожиданную картину: на поляне стоял лось.
5. Если между частями отношения дополнения (мысленно можно подставить союз что именно) ДВОЕТОЧИЕ
ПР: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.
6. Если между частями отношения противопоставления (мысленно можно подставить союз а, но) ТИРЕ
ПР: Он гость – я хозяин.
7. Если между частями временные и условные отношения (мысленно можно подставить союз когда, если) ТИРЕ
ПР: Ехал сюда –рожь начинала колоситься
8. Если между частями отношения вывода, следствия (мысленно можно подставить союз так что, что из этого следует) ТИРЕ
ПР: Ласточки летают низко над землей – жди дождя.
9. Если быстрая смена событий (за это время еще что-то произошло) ТИРЕ
ПР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Внимание: в одном предложении могут встречаться различные комбинации союзной и бессоюзной связи.
СОЧИНЕНИЕ-рассуждение = 70 СЛОВ
рассуждение
С1: НАУЧНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
(на лингвистическую тему по предложенной цитате)*Стиль научный или публицистический
С2: ОБЪЯСНЕНИЕ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА
( по цитате из текста)*Стиль публицистический или художественный
С3: ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
(на морально-этическую тему)*Стиль публицистический или художественный
Читаем высказывание, подчеркиваем центральные слова, ищем пример 1 и 2 в тексте, делаем вывод
тезис
А) Вступление: автор… писал (цитата)
Б)Смысл высказывания: Это значит, что…; Думаю, писатель имел в виду следующее…; Я согласен(на) с писателем…
А) Вступление: автор текста считает…, автор пишет…
Б)Смысл высказывания: мне кажется, автор считает, что…;. В высказывании говорится о…; Как отмечает писатель…,
А) Вступление (толкование слова): Слово… обозначает…
Б)Смысл высказывания, т. е. комментарии: Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов, т. к….
переход
Обратимся к аргументам.
Почему же автор так думает? Почему автор делает такие выводы?
Обратимся к тексту.
Доказательства 1 и 2
В предложении №…. есть… (название языкового явления). Автор использует… (этот троп, средство выразительности, явление) для создания…
Рассмотрим предложение №…. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Рассмотрим в качестве примера предложение №….
- это первый аргумент, поэтому еще раз сначала.
Попробую доказать эту мысль примером из текста. В предложении №…
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. В предложении №…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №….
- это первый аргумент, поэтому еще раз сначала.
*для примера из текста
В тексте (автора, писателя…. ) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Так в предложении №… говорится о….
*для примера из жизни
Проявление…мы части встречаем в повседневной жизни. Например, мои родители (друзья, родственники)…
О проявлении…рассказано в книге…писателем… Так герой….
Пример…рассматривается писателем…в книге… Герой рассказа…
вывод
1)Итак, анализ предложений подтверждает правомерность высказывания (писателя, филолога, лингвиста)…,
2)следовательно, (писатель, филолог, лингвист) прав: …,
3)таким образом, можно сделать вывод: …, 4)значит…, действительно, …(цитата). 5)проанализированные примеры из текста доказывают…
ПОМНИ: вводные слова выделяются запятыми
1)Не могу не согласиться с автором…;
2)Я поддерживаю мнение автора в том, что….
3) проанализированные примеры из текста подтверждают мысль автора….
1) таким образом, …. – это одно из тех слов, которое учит…
2)Итак, можно увидеть, что ….
3)Нам удалось доказать, что…
4) Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
5) В заключение (как видим), …хочется отметить, что рассмотренные нами примеры еще раз подчеркивают смысл слова…, показывают…