Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Компрессия научных текстов. Различные виды планов (вопросный, назывной, тезисный).




ТЕМА 3. КОМПРЕССИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЛАНОВ (ВОПРОСНЫЙ, НАЗЫВНОЙ, ТЕЗИСНЫЙ).

План

1. Компрессия научного текста.

2. Виды планов.

3. Тезирование.

Литература

1. Скорикова Т. П. Практикум по русскому языку и культуре речи. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2014.

2. Оспанова Б. Р. Научный стиль речи как аспект обучения языку специальности: учебное пособие. - М., 2013.

3. Чарыкова О. Н. Научный стиль речи. – Воронеж: Воронежский гос. ун-н, 2005.

4. Грабовенко И. С., Шатилова И. С. Репродуктивная речь. –Донецк, 2014.

 

1. Понятие компрессии научного текста

1. 1. Вторичный текст . В процессе работы с научным текстом с целью совершенствования навыков и умений понимания, исследования, анализа научной информации часто прибегают к созданию вторичных научных текстов (аннотаций, тезисов, рефератов, курсовых работ и др. ). Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста. В написании вторичного текста участвуют сразу два механизма: восприятие прочитанного текста и его воспроизведение. Воспроизведение текста может проходить как за счет сжатия, так и за счет расширения полученной информации (процессы свертывания и развертывания информации). Так происходит количественное изменение прочитанного текста, которое идет как в сторону уменьшения (например, тезисы), так и в сторону увеличения (например, курсовая работа).

Вторичный научный текст всегда носит субъективный характер, отсюда множественная вариативность всех вторичных текстов. Иными словами, сколько человек создают вторичный текст – столько и получается в итоге вторичных текстов.

 

1. 2. Компрессия . Для создания вторичных текстов часто применяют прием компрессии. Под компрессией понимается умение извлекать из текста самую основную информацию. Компрессия связана с умением понимать идею текста и находить второстепенную информацию. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию, поскольку только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме.

В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии: ·тезирование, конспектирование, аннотирование, реферирование, рецензирование и др.

 

2. Виды планов

Во время работы с научным текстом важнейшим этапом процесса является умение составлять планы разных видов.

План - сжатая программа текста; сокращенный вид записи текста, с помощью которой можно возобновить исходный текст в любом объеме.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст. Восстановление содержания текста по плану является средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом включает следующие этапы:

1. Прочитать текст.

2. Разделить текст на смысловые части (коммуникативные блоки), каждая из которых имеет идею и логически завершена. Смысловые части (коммуникативные блоки) могут совпадать с абзацами, а по большей части не совпадают и заключают в себе несколько абзацев.

3. Выделить главную мысль (идею) каждой части.

4. Сформулировать основную мысль (это и будет пункт плана).

Выделяют следующие виды планов: вопросный, назывной (или номинативный) и тезисный.

Вопросный план - последовательность вопросительных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста.  (Какова роль информации в современном мире? ).

При составлении вопросного плана используют вопросительные слова, но не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., НО Не есть ли..., Пришел ли... и т. п. ).

Назывной (номинативный) - последовательность номинативных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста. (Роль информации в жизни человека; Пластичность меди; Прозрачность кристалла; Функции денег; Сущность основного вопроса философии).

Тезисный план - последовательность двусоставных логически завершенных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста.

При составлении номинативного и вопросного плана нужно самостоятельно сформулировать основное положение части, передать информацию своими словами. При составлении тезисного плана сокращение исходного текста возможно двумя способами:

1) сокращение основных положений текста с потерей дублирующейся или второстепенной информации;

2) полная замена авторских средств высказывания.

 

Важно помнить, что в пунктах тезисного плана нет примеров и разъяснений. Не следует путать тезисный и цитатный план. Тезисный план, в отличие от цитатного, не предполагает прямого цитирования.

 

Пример тезисов.

1. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

2. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...