Тема 3. Компрессия научных текстов. Различные виды планов (вопросный, назывной, тезисный).
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ТЕМА 3. КОМПРЕССИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЛАНОВ (ВОПРОСНЫЙ, НАЗЫВНОЙ, ТЕЗИСНЫЙ). План 1. Компрессия научного текста. 2. Виды планов. 3. Тезирование. Литература 1. Скорикова Т. П. Практикум по русскому языку и культуре речи. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2014. 2. Оспанова Б. Р. Научный стиль речи как аспект обучения языку специальности: учебное пособие. - М., 2013. 3. Чарыкова О. Н. Научный стиль речи. – Воронеж: Воронежский гос. ун-н, 2005. 4. Грабовенко И. С., Шатилова И. С. Репродуктивная речь. –Донецк, 2014.
1. Понятие компрессии научного текста 1. 1. Вторичный текст . В процессе работы с научным текстом с целью совершенствования навыков и умений понимания, исследования, анализа научной информации часто прибегают к созданию вторичных научных текстов (аннотаций, тезисов, рефератов, курсовых работ и др. ). Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста. В написании вторичного текста участвуют сразу два механизма: восприятие прочитанного текста и его воспроизведение. Воспроизведение текста может проходить как за счет сжатия, так и за счет расширения полученной информации (процессы свертывания и развертывания информации). Так происходит количественное изменение прочитанного текста, которое идет как в сторону уменьшения (например, тезисы), так и в сторону увеличения (например, курсовая работа). Вторичный научный текст всегда носит субъективный характер, отсюда множественная вариативность всех вторичных текстов. Иными словами, сколько человек создают вторичный текст – столько и получается в итоге вторичных текстов.
1. 2. Компрессия . Для создания вторичных текстов часто применяют прием компрессии. Под компрессией понимается умение извлекать из текста самую основную информацию. Компрессия связана с умением понимать идею текста и находить второстепенную информацию. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию, поскольку только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме. В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии: ·тезирование, конспектирование, аннотирование, реферирование, рецензирование и др.
2. Виды планов Во время работы с научным текстом важнейшим этапом процесса является умение составлять планы разных видов. План - сжатая программа текста; сокращенный вид записи текста, с помощью которой можно возобновить исходный текст в любом объеме. Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст. Восстановление содержания текста по плану является средством самоконтроля и самооценки. Работа над планом включает следующие этапы: 1. Прочитать текст. 2. Разделить текст на смысловые части (коммуникативные блоки), каждая из которых имеет идею и логически завершена. Смысловые части (коммуникативные блоки) могут совпадать с абзацами, а по большей части не совпадают и заключают в себе несколько абзацев. 3. Выделить главную мысль (идею) каждой части. 4. Сформулировать основную мысль (это и будет пункт плана). Выделяют следующие виды планов: вопросный, назывной (или номинативный) и тезисный. Вопросный план - последовательность вопросительных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста. (Какова роль информации в современном мире? ).
При составлении вопросного плана используют вопросительные слова, но не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., НО Не есть ли..., Пришел ли... и т. п. ). Назывной (номинативный) - последовательность номинативных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста. (Роль информации в жизни человека; Пластичность меди; Прозрачность кристалла; Функции денег; Сущность основного вопроса философии). Тезисный план - последовательность двусоставных логически завершенных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста. При составлении номинативного и вопросного плана нужно самостоятельно сформулировать основное положение части, передать информацию своими словами. При составлении тезисного плана сокращение исходного текста возможно двумя способами: 1) сокращение основных положений текста с потерей дублирующейся или второстепенной информации; 2) полная замена авторских средств высказывания.
Важно помнить, что в пунктах тезисного плана нет примеров и разъяснений. Не следует путать тезисный и цитатный план. Тезисный план, в отличие от цитатного, не предполагает прямого цитирования.
Пример тезисов. 1. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. 2. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|