Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности психического развития

Базовые определения развития

Развитие — это процесс необратимых, направлен­ных и закономерных изменений, приводящий к возник­новению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необрати­мость, направленность, закономерность.

Необратимость — способность к накапли­ванию изменений, «надстраиванию» новых из­менений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

 

Наряду с понятием «развитие» в психологии раз­вития присутствуют понятия «созревание» и «рост».

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей ин­дивидуума.

Процесс созревания состоит в последова­тельности предварительно запрограммирован­ных изменений не только внешнего вида орга­низма, но и его сложности, интеграции, орга­низации и функций.

Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психи­ческой функции.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следу­ющим образом: созревание и рост — изменения коли­чественные, служащие основой для развития каче­ственных изменений.

 

Формы и области развития

Основными формами развития являются филоге­нез и онтогенез.

Филогенез — процесс становления психи­ческих структур в ходе биологической эволю­ции вида или социокультурной истории чело­вечества в целом.

Онтогенез — процесс индивидуального раз­вития человека.

Области психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:

— психофизическая, которая включает в себя внеш­ние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психо­динамика, психомоторика) изменения тела человека;

— психосоциальная, предусматривающая измене­ния в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосо­знания личности;

— когнитивная, включающая все аспекты позна­вательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

 

Структура индивида является носителем психофизи­ческих свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности.

 

Факторы психического развития

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято счи­тать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в каче­стве предпосылок развития, а действие фактора сре­ды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодей­ствии двух предшествующих.

1. Наследственность свойство организма повто­рять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность но­ворожденного и младенца, которая становится обрат­ной стороной богатейших возможностей для после­дующего развития.

Генотипические факторы типизи­руют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видо­вой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует разви­тие. Исследованиями генетиков выявлен поразитель­но широкий полиморфизм, определяющий индиви­дуальные особенности людей. Количество потенци­альных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек — это уникальный генети­ческий объект, который никогда не повторится.

 

2. Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существова­ния.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личнос­тью не рождаются, но становятся. Ребенок — это биологическое существо, но благода­ря воздействию социальной среды он становится че­ловеком.

Генотип — совокупность всех генов, генети­ческая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не опреде­лен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом исредой оказывается различной. При этом проявляет­ся устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом де­ятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Заметно, что влияние генотипа всегда положитель­но, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неу­стойчиво, часть связей положительна, а часть — от­рицательна. Это свидетельствует о большей роли ге­нотипа в сравнении со средой, однако не означает от­сутствия влияния последней.

 

3. Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Актив­ное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе ко­торого индивид воспроизводит самого себя. Актив­ность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активно­сти противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со сре­дой. Активность проявляет себя в активации, различ­ных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

 

Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

 

Закономерности психического развития

 

Сформулируем основные закономерности этого процесса.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функ­ции, свойства и образования развиваются неравно­мерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ коле­бательный характер.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития от­дельных органов и функций.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитуд­ных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчиво­сти психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем по­требуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития. Куму­лятивность психического развития означает, что ре­зультат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь.

5. Дивергентность—конвергентность хода разви­тия. Психическое развитие включает в себя две про­тиворечивые и взаимосвязанные тенденции — дивер­генцию и конвергенцию. В данном случае диверген­ция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свер­тывание, усиление избирательности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...