Рени Пирей Измир Одесса Рени
А B C D A
где - участок перевозки грузов
- участок балластного перехода
миля,
мили,
миль,
мили.
Общий грузопоток в тоннах

где
- грузопоток i-го участка схемы движения или направления работы, т
= 300 000 т;
Грузооборот в тонна-милях
,
где
- дальность перевозки 1 тонны груза на i-ом участке схемы, мили;

= 193 700 000 тм;
Средняя дальность перевозки 1 т груза
,
мили;
Протяженность направления работы, состоящего из одной схемы движения судов, определяется как сумма протяженностей участков, формирующих схему
,
,
мили;
Потребный тоннаж для заданного направления работы (схемы движения) определяется из выражения
,
т;
Тоннаже-мили
,
,
= 328 600 000 т;
Коэффициент использования чистой грузоподъемности
,
0,59;
Коэффициент сменности
,
;
Коэффициент интенсивности
,
;
Средневзвешенные нормы грузовых работ
,
где
- норма грузовых работ i-го вида груза, т/сут
т/сут
т/сут
т/сут
т/сут
т/сут
Результаты расчетов параметров схемы движения судов представлены в табл.2.1
Таблица 2.1. Параметры схемы движения судов
тыс.т
| тыс. тм
| тыс.т
| тыс.тнжм
| миль
| миль
|
| 
|
| тонн/сут
| |
|
300
| 193 700
| 200
| 328 600
| 645,7
| 1643
| 0,59
| 2,54
| 1,5
| 1720
| |
2.2. Формулировка требований к проектному типу судна
Анализ внешних условий эксплуатации судов на линии, тенденций развития отечественного и зарубежного судостроения, опыта работы флота на аналогичных схемах движения или близких по параметрам к полученной по заданным грузопотокам являются основанием для формулировки основных требований к проектному типу судна. Эти требования составлены с учетом судна-прототипа «Росток» и представлены в табл.2.2
Таблица 2.2. Требования к проектному типу судна
Назначение судна
| Сухогруз
|
Архитектурно-конструктивный тип судна
| Двухпалубное одновинтовое судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки
|
Наличие грузовых средств
| Лебедки грузоподъемностью 3 т
|
Число и размеры трюмов
| 1 – 17,1 11,6 3,6
2 – 17,1 16,6 3,6
3 – 17,8 16,6 3,6
4 – 17,2 16,6 3,6
|
Число и размеры твиндеков
| 1 – 17,1 11,6 3,2
2 – 17,1 16,6 3,2
3 – 17,8 16,6 3,2
4 – 17,1 16,6 3,2
|
Дедвейт, т
| 5657
|
Тип судовой энергетической установки
| Дизельный двигатель
|
Удельная грузовместимость, м3/т
| 1,4
|
2.3. Определение предельной грузоподъемности судна
Предельное значение чистой грузоподъемности определяется:
а) по габаритным ограничениям (осадке) на трассе или в портах заданного направления
Допустимое водоизмещение:
,
где
= 7,1 м - допустимая осадка судна в порту Рени;
- относительная осадка, м
,
где
= 6,92 м – осадка судна-прототипа,
= 9124 т – водоизмещение судна-прототипа,
м3/т
т
Максимальное значение дедвейта судна:

где
- коэффициент утилизации водоизмещения
,
где
= 5657 т – дедвейт судна-прототипа

т
Допустимое значение чистой грузоподъемности судна:
,
где
- коэффициент утилизации дедвейта

где
= 4800 т – чистая грузоподъемность судна-прототипа

т
б) по предельной частоте отправления судов, которая принимается из условия обеспечения одного отхода в 10 сут.
,
где
= 10 сут. – предельное значение интервала отправления судов,
- суточный объем перевозок, по участку с определяющим грузопотоком в прямом или обратном направлении

где
сут. – период освоения заданного объема работы,
т/сут
= 0,9 - коэффициент загрузки судна на наиболее напряженном участке схемы
т
Предельная грузоподъемность судна определяется путем выбора минимального значения из рассчитанных выше:

т
2.4. Назначение границ варьирования
На основе анализа полученного значения предельной грузоподъемности, данных о судне прототипе, заданном грузопотоке и возможностях его освоения назначаем варианты грузоподъемности и скорости судов. Результаты представлены в табл.2.3.
Таблица 2.3. Варианты грузоподъемности и скорости проектируемых судов
Наимено- вание показателей
| т
| т
| т
|
узл
| узл
| узл
| узл
| узл
| узл
| узл
| узл
| узл
|

| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
| 0,62
|

| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
| 0,848
|

| 12,5
| 14,5
| 16,5
| 12,5
| 14,5
| 16,5
| 12,5
| 14,5
| 16,5
|

| 5300
| 5300
| 5300
| 5900
| 5900
| 5900
| 6500
| 6500
| 6500
|
3. Расчет показателей по вариантам
3.1. Расчет эксплуатационных показателей работы судов
С целью получения развернутой характеристики по основной деятельности судов и последующего сравнительного анализа вариантов определяем основные показатели работы судна.
Расчет проводим для варианта
т и
узл.
Ходовое время рейса:
,
где
- протяженность участка схемы движения, миль;
- протяженность участка, где скорость судна ограничена (пролив Босфор – 16 миль, Дарданеллы – 60 миль);
= 10 узлов – ограниченная скорость судна;
сут.
сут.
сут.
сут.
,
где
= 12 ч – дополнительные затраты ходового времени по рейсу;
сут.
Стояночное время рейса:
,
сут.
Время рейса:
,
сут.
Количество рейсов одного судна за эксплуатационный период:

- эксплуатационный период судна, сут.
,
где
365 сут. – календарный период,
30 сут. – время ремонта;
сут.
23,76
Провозная способность судна за эксплуатационный период (тонн):
,
160 212 т
Провозная способность судна за эксплуатационный период (тонно-мили):
,
103 448 757 тм
Потребное количество судов для освоения заданного грузопотока:
,
1,87
Эксплуатационная скорость судна:
,
= 262,5 мили/сут.
Коэффициент ходового времени:
,
0,44
Производительность 1 тонны грузоподъемности в сутки эксплуатации:

тм/тнжс
Результаты расчетов по всем анализируемым вариантам приведены в табл.3.1
Графики некоторых вышеопределенных показателей представлены в виде функций от
на рис.3.1-3.3
3.2. Расчет показателей судо-суточных эксплуатационных расходов
Расчет проводим для варианта
т,
узл. и
т
Себестоимость содержания судна в сутки:
на ходу
,
на стоянке
,
где
- прямые постоянные расходы, $/сут.
,
- прямые переменные расходы на ходу и на стоянке соответственно, $/сут
- косвенные расходы, $/сут.
,
где
= 1,04 – коэффициент, учитывающий расходы на страхование судна;
- среднесуточные расходы на амортизацию, $/сут.;
- среднесуточные расходы на ремонт и снабжение, $/сут.;
- среднесуточные расходы на содержание экипажа, $/сут.;
- прочие расходы, $/сут.;
,
где
= 5,8 % - норма отчислений на амортизацию;
- среднесерийная строительная стоимость судна, $
,
где
- строительная стоимость корпуса, $;
- строительная стоимость машины, $;
,
= 1500 $/т – строительная стоимость 1 тонны дедвейта;
7 950 000 $;
,
где
= 120 $/э.л.с. – строительная стоимость 1 эффективной лошадиной силы;
- эффективная мощность СЭУ судна
,
где
- сдаточная скорость судна

узла
= 2749 э.л.с.
329 920 $;
= 8 279 920 $;
$/сут.;
,
где
= 1 % - норма отчислений на ремонт;
= 0,5 % - норма отчислений на снабжение;
$/сут.;
,
где
= 1,52 – коэффициент, учитывающий расходы на социальное страхование и пенсионное обеспечение;
= 1,4 – коэффициент, учитывающий дополнительные виды оплат за несвойственные работы;
= 30 $/сут. – суточные расходы на содержание 1 члена экипажа;
= 32 чел. – количество членов экипажа;
2042,9 $/сут.;
,
где
- прочие расходы по украинским портам, $/сут.;
- прочие расходы по иностранным портам, $/сут.;
- расходы, связанные с прохождением узкостей, в данном случае проливов Босфор и Дарданеллы, $/сут.;
,
где
- суточные расходы на оплату различных сборов, $/сут.;
- суточные расходы на оплату различных услуг, $/сут.;
- суточные расходы на агентское вознаграждение, $/сут.;
,
где
- суточные расходы на корабельный сбор, $/сут.;
- суточные расходы на маячный сбор, $/сут.;
- суточные расходы на канальный сбор, $/сут.;
- суточные расходы на причальный сбор, $/сут.;
,
где
- условный объем судна, м3;
- ставка корабельного сбора:
$/м3,
$/м3,
,
где
- численный коэффициент, равный:

= 117,9 м;
= 16,6 м;
= 8,6 м;
= 4800 т;
3,506 м3/т;
м3;
Поскольку судно на протяжении рейса подряд заходит в два украинских порта, то корабельный сбор взимается со скидкой 50 %.
= 567,3 $/сут.;
,
где
- ставка маячного сбора:
$/м3,
$/м3,
= 64,9 $/сут.;
,
где
- ставка канального сбора:
$/м3,
24,6 $/сут.;
Канальный сбор по порту Рени взимается в размере 2,5 $ за 1 тонну груза при проходе в оба конца. Поскольку перевозимый груз (стиральный порошок) – «легкий», т.е.
= 2,0 м3/т, то необходимо определить количество груза на судне (
):
,
где
- киповая вместимость судна, м3
,
где
= 1,4 м3/т – удельная грузовместимость, определенная по прототипу судна;
= 6300 м3;
3150 т;
558,5 $/сут.;
583,1 $/сут.;
,
где
- ставка причального сбора:
$/м3,
$/м3,
= 49,2
1264,5 $/сут.;
,
где
- суточные расходы на оплату швартовщиков, $/сут.;
- суточные расходы на санитарный сбор, $/сут.;
- суточные расходы на оплату лоцмана, $/сут.;
- суточные расходы на оплату пользования буксирами, $/сут.;
,
где
= 2 – количество портов Украины, посещаемых судном в рейсе;
=72 $ за операцию - ставка по оплате швартовных:
Поскольку за один заход судна в порт совершается две операции (швартовка, отшвартовка), то эту сумму необходимо удвоить.
= 20,4 $/сут.;
,
где
= 0,014 $/м3- ставка санитарного сбора:
= 31,3 $/сут.;
,
где
- ставка по оплате лоцманских услуг:
$/м3,
$/м3,
7 $/сут.;
,
где
- ставка по оплате услуг за пользование буксирами:
$/м3,
$/м3,
212,6 $/сут.;
217,3 $/сут.;
,
где
- ставка агентского вознаграждения:
$,
$,
196,6 $/сут.;
1678,4 $/сут.;
,
где
- норма расходов в иностранных портах:
$/брт,
$/брт,
- брутто-регистровый тоннаж
,
где
- численный коэффициент, определяемый по формуле:
,
4497 брт;
брт/т;
4214 брт;
104,6 $/сут.;
,
где
=1680 $ - расходы на оплату прохождения судов транзитом через проливы Босфор и Дарданеллы в обоих направлениях;
119,1 $/сут.;
1902,1 $/сут.;
5860,7 $/сут.;
,
1172,1 $/сут.;
,
где
- суточный расход топлива на ходу, т/сут.;
= 120 $/т – средневзвешенная стоимость 1 тонны топлива, включая бункеровку;
= 1,05 – коэффициент, учитывающий расходы судна на смазку;
,
где
= 140 г/э.л.с.-ч – расход топлива;
9,2 т/сут.
1163,9 $/сут.;
,
116,4 $/сут.;
8196,7 $/сут.;
=7149,2 $/сут.
Результаты расчета себестоимости содержания судна на ходу на стоянке по вариантам представлены в табл.3.2
3.3. Определение валютно-финансовых показателей и выбор оптимального судна
В качестве основного показателя по выбору оптимального типа принимаем приведенную прибыль, а для характеристики выбранного варианта ряд других валютно-финансовых показателей. Показатели определяются по всему заданному грузопотоку.
Приводим расчет для варианта
т и
узл.
Доходы от перевозок, $:
,
где
= 0,025 – коэффициент, учитывающий комиссионный сбор фрахта;
- средневзвешенная фрахтовая ставка за перевозку 1 тонны груза, $
,
36 $/т;
30 $/т;
$/т;
9 360 000 $
Расходы судна, $:
,
4 776 400 $
Финансовый результат, $:
,
4 583 600 $
Прибыль за вычетом налогов, $:
,
где
= 0,25 – коэффициент, учитывающий оплату налогов;
3 437 700 $
Отношение прибыли к расходам:
,
0,96
Уровень доходности:
,
1,96
Интенсивность валютных поступлений, $/тнж-сут.:
,
1,62 $/тнж-сут.
Удельные капиталовложения, $/т:
,
51,68 $/т
Себестоимость перевозки, $/т:
,
$/т
Оборотные средства, $/т:
,
где
- средневзвешенная стоимость 1 тонны груза, $;
- время доставки грузов, сут.;
,
200 $/т;
800 $/т;
400 $/т;
,
10,2 сут.;
11,16 $/т
Приведенные затраты, $/т:
,
где
,
- коэффициенты эффективности по капитальным вложениям и оборотным средствам соответственно;
23,8 $/т
Срок окупаемости капитальных вложений прибылью за вычетом амортизационных отчислений, лет:
,
2,83 лет
Приведенная прибыль, $/т:
,
8,2 $/т
Расчетное значение коэффициента эффективности капитальных вложений:
,

>
, т.е. расчетное значение коэффициента эффективности капитальных вложений превышает заданное и судно проектируется исходя из полученной выше фрахтовой ставки.
Результаты расчетов по всем вариантам приведены в табл.3.3
Графики некоторых вышеопределенных показателей выбора оптимального типа судна представлены в виде функций от
на рис.3.4-3.11
Выбор оптимального типа судна для заданного направления работы флота производим по минимальным приведенным затратам.
Анализ приведенных затрат показывает, что минимальным является значение
23,61 $/т, которое соответствует судну с
т и
узл.
Таким образом, данный тип судна является оптимальным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: