Личностно-ориентированное образование
Тема: ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип - лат. principium - основа, начало. Принципы воспитания – основные исходные положения, сформулированные на основе научного анализа воспитательной практики и осмысления опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности субъектов воспитательного процесса. Принципы - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению воспитательного процесса, они носят характер самых общих указаний, регулирующих воспитательный процесс и обеспечивающих его эффективность. (Может ли быть такой принцип: держать детей в страхе, так как страх сохраняет порядок, а порядок, в свою очередь, способствует усвоению знаний?)
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: принцип целенаправленности воспитательного процесса принцип связи воспитания с жизнью, с общественными процессами; принцип целостности всех компонентов воспитательного процесса; принцип непрерывности воспитания; принцип единства педагогического руководства и самодеятельности и активности воспитанников, сотрудничества воспитателей и воспитанников; принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности; принцип опоры на положительное в личности; принцип дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании; принцип гуманизации воспитательного процесса; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований школы, семьи и общественности и другие принципы. Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели, установить необходимые отношения с детьми.
Важно не только знать о существовании самих принципов, но и о том, каким образом можно воплотить в жизнь содержащиеся в них требования. В этом случае используют понятие «правило». Правила выполняют методическую функцию («как делать?»), конкретизируют принципы. Например: для реализации принципа целостности воспитания необходимо выполнять следующие правила: · старайтесь предвидеть конечную цель работы · каждый раз выделяйте главные задачи · согласовывайте свою работу с другими воспитателями · формируйте качества личности в их взаимосвязи · каждое воспитательное дело готовьте как звено общего процесса воспитания · побуждайте школьников к самовоспитанию · добивайтесь единства требований к воспитаннику со стороны школы, семьи, общественности · воспитывая – обучайте, обучая - воспитывайте ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПАРАДИГМА - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. Необходимость в новой парадигме возникает в связи с переходом к новым типам мышления, новым способам преобразования действительности. Традиционное образование (в сравнении с личностно-ориентированным) - это образование информационного типа, продуцирующего знания, умения и навыки, а не личностное развитие (но это крайняя оценка). Знаниевая ориентация была необходима и продуктивна, давала равное стартовое образование и потому была в свое время - в период ликвидации безграмотности и становления культуры - демократична. Но становлению личности в системе традиционного образования препятствовали идеологизация, регламентация научного ядра знаний, авторитарный дух школы, нормативно-охранительная воспитательная система, где развитие ребенка не мыслилось иначе, как рамках соответствия социальному заказу на человека определенного типа.
Традиционная школа - СОЦИОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ обучения, суть которой состоит в использовании образования для целенаправленного формирования личности, НУЖНОЙ ГОСУДАРСТВУ, отвечающей его требованиям. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ образование - не только и не столько овладение знаниями, умениями, навыками и подготовка к жизни, но прежде всего СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА, обретение им самим себя, своего ОБРАЗА - неповторимой индивидуальности, творческого начала, духовности. Образовать человека - помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.
Цель ЛОО - не формировать, не воспитывать, а НАЙТИ, ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ, заложить в нем механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления САМОБЫТНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗА и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Содержание ЛОО включает четыре компонента: аксиологический - помочь в выборе ценностных ориентаций, создании собственной системы ценностей на основе ценностей общечеловеческих; когнитивный - дать научные знания о мире, обществе, обо всем; деятельностно-творческий - формирование различных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации в различных видах деятельности; личностный - самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции.
В традиционном образовании системообразующим является когнитивный компонент, в ЛОО - личностный.
РЕБЕНОК - НЕ УЧЕНИК, А ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ
Требования к педагогическим технологиям ЛОО: диалогичность; деятельно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития; предоставление необходимого пространства свободы для принятия самостоятельного решения, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения; стимулирование саморазвития;
педагогическая помощь; социально-педагогическая защита и психолого-педагогическая коррекция индивидуального развития.
Педагогическая поддержка - деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.
По статьям Бондаревской Елены Васильевны Колесниковой Ирины Аполлоновны
САМООБРАЗОВАНИЕ -процесс сознательного развития индивидом своих физических, психических, творческих сил, нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей с целью «достроить» себя до идеального образа как целостной личности, способной к самоосуществлению. Это способ «встраивания себя» в социокультурный процесс, в общество, это средство сохранения самобытности, человеческого достоинства, индивидуальной свободы, развития творческой индивидуальности.
САМООБУЧЕНИЕ - деятельность субъекта, направленная на самостоятельное овладение знаниями о мире и о себе, способами познавательной, коммуникативной, ориентировочной, преобразовательной, художественной, социальной деятельности, физического развития, саморегуляции.
САМОВОСПИТАНИЕ - осознанная деятельность субъекта, направленная на развитие в себе социально одобряемых нормативных качеств личности и совершенствование образа жизни через интериоризацию духовных ценностей, традиций и обычаев, принятых в данном обществе, преодоление недостатков в исполнении социальных ролей.
САМОРАЗВИТИЕ - условие и результат самообразования; оно интегрирует деятельность субъекта, направленную на «собирание», оформление и развитие своей индивидуальности, своего характера и способностей.
По работам Олега Семеновича Газмана
ПРИНЦИПЫ личностно ориентированной педагогики: принцип ценностно-смыслового равенства принцип персонификации
принцип диалогичности и двудоминантности принцип природосообразности принцип культуросообразности принцип гуманизации принцип приоритетности воспитания над получением знаний принцип профессиональной направленности принцип развития творческой инициативы принцип технологичности педагогического процесса (диагностичность целей) принцип создания ситуации успеха принцип рефлексивного творческого обучения и воспитания принцип ориентации на самоопределение и самореализацию в деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|