Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Что изучает философия




СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3

Введение. Что изучает философия 4

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10

Глава 1. Философия античного мира 10

Глава 2. Философская мысль Средних веков 31

Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36

Глава 1. Философия Нового времени 36

Глава 2. Философия XX века 55

Раздел II. Человек-сознание-познание 69

Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69

Глава 1. Происхождение и развитие человека 69

Глава 2. Что из себя представляет человек? 80

Глава 3. Основные характеристики человека 94

Глава 4. Категории человеческого бытия 107

Тема 2.2. Проблема сознания 126

Глава 1 Сознание и человеческая природа 126

Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147

Тема 2.3. Учение о познании 155

Раздел III. Духовная жизнь человека 168

Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168

Тема 3.2. Философия и религия 184

Тема 3.3. Философия искусства 191

Раздел IV. Социальная жизнь 203

Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203

Тема 4.2. Философия культуры 224

Тема 4.3. Философия истории 242

Заключение. Восторжествует ли разум? 279

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге рассказывается о важнейших проблемах классической

и современной философской мысли. Она состоит из четырех разделов.

Первый посвящен великим философам и их учениям о мудрой и пра-

вильной жизни. Второй — проблеме человека, его сознанию и возмож-

ностям познания мира. Третий — основным проявлениям духовной

жизни человека: науке, религии и искусству. Четвертый раздел — об-

ществу, социальной жизни в ее культурном и историческом аспектах. В

конце каждой главы даются избранные тексты: выдержки из философ-

ских трудов, относящиеся к той или иной теме. Автору хотелось, чтобы

молодые люди могли почитать и вдуматься в эти отрывки, которые го-

раздо сложнее текста учебника, — чтобы попробовать самим разобрать-

ся в настоящем философском изложении (это не научная и не художест-

венная литература, а специфический текст, который сочетает в себе и

то, и другое) и почувствовать аромат истинно философской мысли. По-

сле каждой главы автор обращается к читателям с рядом вопросов по

теме — это приглашение к разговору, в ходе которого можно высказать

свое понимание и свое отношение к проблемам, поднятым в главе.

Вследза Эпикуром автор считает, что философию можно изучать в

любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенно-

го труда ума и души, поскольку философия не передает какой-то стро-

гий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому

думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

Введение. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ

 

Философия — греческое слово и в переводе на русский язык озна-

чает ≪любовь к мудрости≫. Это древнейшая наука, и в то же время она

всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не

устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удив-

ляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл

собственного существования и смысл существования человеческого

общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди

философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, по-

скольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между че-

стью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения отно-

сительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не

были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы фи-

лософствуемстихийно, руководствуясь здравым смыслом или житей-

ской интуицией, которые нас часто подводят.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относи-

тельно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое соб-

ственное место и предназначение в обществе и место человека в миро-

здании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба,

счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких

советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специали-

стом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть ум-

ным — значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь

предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым

и влюбленным в жизнь человеком.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях —

это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить

общество без науки или искусства, так нельзя его представить без фило-

софии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, кото-

рые ищут последние причины существования человека, общества, мира

в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли

прогрессв истории, ожидает ли человечество коней или разум всегда

будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как мо-

жет человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени,

ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающе малой величиной в

сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество пре-

кратило бы развиваться.

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы про-

исхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как воз-

никла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий

тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы

говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски

мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно

заведенному автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться

до сути своего дела, своих отношений с другими людьми, хочет быть само-

бытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом,

который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то

есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку:ду-

май, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в

чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или

ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не подда-

вайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало

делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим

несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно вы-

ковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь

большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал,

ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты

еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а бла-

гими намерениями вымощена дорога в ад.

Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит

искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди лю-

дей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей

судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно,

самое важное искусство.

Не только философия учит человека быть человеком, этим же зани-

маются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, вос-

питывая человека и смягчаяего нравы. В отличие от них, философия пы-

тается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный

опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности.

При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения

через понятия, систему категорий, и здесь она уподобляется любой кон-

кретной науке, такой, например, как физика или биология, и это часто

дает повод называть философию наукой. Но если понимать под наукой

наличие строгих и четких, логически связанных и верифицируемых (про-

веряемых на опыте) понятий и законов, то философия, конечно, совер-

шенно особая область знания. Большинство философских положений

опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опыт-

ным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы,

нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человече-

ская свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы и т.д.

Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные

вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и

навсегда. •,

Такими главными философскими вопросами великий немецкий

философ Иммануил Кантсчитал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что

я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая

эпоха их решает по-своему, и каждый человек пытается на них по-свое-

му ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в

разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к

этим ≪проклятым≫ вопросам, и только мучаясь над ним и пытаясь на

них ответить, человечество продолжает существовать.

Попытки построения философии, — считал другой, не менее вы-

дающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, — были столь долго без-

успешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а не искус-

ства (в данном случае имеется в виду искусство не как художественная

деятельность, а как искусство жить, искусство познавать, искусство де-

лать добро). Для философа категории и понятия — то же самое, что

мрамор для скульптора, но так как всякое изложение в понятиях есть

знание, то в этом смысле философия — наука: собственно говоря, счи-

тал Шопенгауэр, она есть нечто среднее между искусством и наукой

или, вернее, нечто, объединяющее и то, и другое.

В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать нау-

ке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носите-

лем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или

иных философов, знаем основные понятия и категории, в которых пытались

выразить свои идеи античные или средневековые мыслители. В той мере, в

какой философия является искусством, она является носителем тайны.

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это

тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем,

сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процес-

сы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее

знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам

человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое.

Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную

роль в этом выяснении играет философия.

' Основной вопрос философии ' ('

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких

наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались

мудрецами. Они много, по тем временам, знали из области математики,

физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопроса-

ми. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало невозможно

держать в одной голове, науки отпочковывались от философии, стано-

вились самостоятельными. Физика и математика, прежде всего геометрия,

были первыми самостоятельными науками В Новое время появились

как отдельные науки биология, химия. Этот процесс шел до XX века. Во

многих западных странах до сих пор в дипломе физика или биолога

пишется — ≪бакалавр философии≫, хотя к философии эти науки уже не

имеют никакого отношения. Последними науками, отделившимися от

философии, стали психология и социология.

Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпоч-

ковались? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый

главный — что такое человек? В чем смысл его существования? В срав-

нении с этим вопросами, говорил лауреат Нобелевской премии фран-

цузский мыслитель и писатель Альбер Камю, все научные, технические

и социальные достижения и изобретения являются детскими игрушка-

ми. ≪Познай самого себя≫ — главный призыв всей философии.

Но познать самого себя не означает узнать, сколько у меня фермен-

тов в желудке или нейронов в коре головного мозга. Познатьсамого

себя — значит открыть свою истинную природу, которая не сводится ни

к ферментам, ни к нейронам, ни к нашей физиологии, ни к психологии.

Истинная человеческая природа — это природа сверхчеловеческая. По-

добным образом рассуждает любая религия — чем человек ближе к Бо-

гу, тем более он человек, а чем ближе к животному — тем меньше в нем

человеческого. Бог в этом смысле — идеальный человек, недостижимая

вершина человеческого развития.

Точно также и для философии — чем больше в человеке сверхчелове-

ческого, тем больше в нем человеческого. Философия начинается, как счи-

тал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на

свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие

наши качества — совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода — никак не

вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то

есть они никак материально, естественно не обусловлены. Нет таких зако-

нов в мире, по которым мы должны любить друг друга или делать добро.

Нет естественных причин для любви — я люблю, потому что не могу не

любить; нет естественных причин для добрых поступков, я их совершаю,

потому что я добр Но всегдаесть причины для поступков злых, подлых,

коварных (я украл, потому что был голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.).

С этой точки зрения всех истинно человеческих качеств, делающих

нас людьми, — добра, совести, любви и т. д. — не должно было бы быть

вообще, — а они есть. Они как туман, который нельзя измерить, потро-

гать, испытать, это не физические или физиологические процессы, но

если нет этих человеческих качеств, то нет и человека. Пока хоть один

человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В

этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное

существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

Проблема зеркала

Философию невозможно изучать вообще, подобно математике или

физике, поскольку физика и в Африке и в Австралии одинакова. Но по-

стижение философии сильно зависит от национальной и культурной

специфики познающего человека, от того, как он видит и ощущает мир.

≪Сумрачный германский гений≫, выросший из густых лесов и

средневековых замков, из маленьких городов-крепостей с красными

черепичными крышами, из органной музыки и вздымающихся кверху

остроконечных церквей, породил в XIX веке величественную философ-

скую картину мира, в которой могучий космический дух переплавляет

косную природу в гармоничное и стройное целое.

Остроумный и сверкающий ≪галльский дух≫ д'Артаньяна и Жанны

д'Арк, рожденный из искристого вина и из рыцарской доблести, посто-

янных поединков, войн, революций, в XVII-XVTII веках привел к воз-

никновению французской философии, подчеркивающей величие чело-

века, его центральное место в мире, его хрупкость и его могущество.

Необъятность русских просторов и русской души, ее бесшабаш-

ность и смиренность, цепкость ума и вера в судьбу, удивительная лите-

ратура, по которой учились жизни, к концу XIX века привели в России к

возникновению оригинальной и самобытной философии. Она стала раз-

виваться настолько стремительно, что к началу XX века Россия стала в

этой области выходить на первое место в мире: нигде не издавалось

столько философских журналов, не переводилось такое количество фи-

лософских книг, не было такого обилия философских школ и направле-

ний. К сожалению, все это продолжалось недолго и рухнуло под удара-

ми революции. В 1923 году в Праге вышел последний номер некогда

знаменитого международного философского журнала ≪Логос≫: в нем

приводились фамилии более ста русских мыслителей, погибших в рево-

люцию и гражданскую войну.

Можно сказать, что разбилось зеркало. Когда-то было большое зер-

кало, называлось оно Россией, или русской культурой, или русской ду-

шой. Можно было быть блестящим гвардейским офицером, жуликова-

тым купцом, юродивым на паперти, — ты все равно отражался в этом

зеркале. Если ты, к примеру, юродивый, то в зеркале за тобой видна

была церковь, потом город, потом вся огромная страна, и все это орга-

нично обрамляло тебя и придавало тебе смысл и значимость.

А потом зеркало разбилось вдребезги на мелкие кусочки, и у каж-

дого остался лишь маленький зазубренный осколочек, в нем почти ни-

чего не было видно — как в кошмарном сне, когда человеку снится, что

он смотрит в зеркало, а в нем никто не отражается Увидеть в таком ос-

колке что-нибудь действительно серьезное — свыше человеческих сил.

Поэтому философия в России постепенно захирела — не осталось ника-

ких сил и духовных возможностей увидеть мир. Поскольку разбилось

это зеркало, то многие самоочевидные другим вещи стали для нас непо-

нятными: почему главной ценностью являетсясвобода? почему человек

должен быть целью и не может быть средством? почему в мире должны

господствовать любовь, честь и совесть?

И сейчас, изучая философию, пытаясь понять ее смысл и значение,

мы не просто становимся образованными, — мы пытаемся спасти наше

будущее. Может быть, из разбитых осколков нам удастся склеить то

огромное зеркало, вглядевшись в которое, мы снова станем великим

народом.

Поговорим о прочитанном:

1. Можете ли вы привести пример какой-либо тайны (таинственного,

непонятного события, необъяснимого явления), с которой вы столк-

нулись в жизни?

2. Считаете ли вы, что в детстве, еще до школы, вы были другим чело-

веком? И если да, то вспоминаете ли вы о том, другом человеке с со-

жалением или радуетесь, что вышли из детства, стали взрослыми?

3. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подоб-

ны узникам в пещере — они связаны, сидят спиной ко входу и видят

только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти

тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш

взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

4. Часто ли вам бывает скучно, и если да, то как вы боретесь со скукой?

Считаете ли вы, что скука — ненормальное состояние, от которого

надо как можно быстрее избавиться, или это неизбежный и постоян-

ный спутник нашей жизни?

5. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший

смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь

существенного в жизни?

6. Какое детство, по вашему мнению, лучше: детство безмятежное или

трудное, когда надо постоянно преодолевать препятствия и закалять

волю9

7. Как вы понимаете вышеприведенную фразу. ≪Человек — сверхъесте-

ственное существо≫7 Ведь обычно под сверхъестественным понима-

ют нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что

любой человек — сверхъестественен

8. Выше было написано ≪Люди, для того, чтобы быть людьми, должны

философствовать≫. Значит ли это, что если я не философствую, то я

не человек9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...