Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С.180-182.

Практическое занятие № 1

Тема 1. 2. Московская Русь XVI - XVII вв.

1) Практические занятия

Рассмотрение текстового материала и анализ документов XVI в. Работа с историческими текстами.

Образование единого Российского государства в XV-XVI веках: этапы и пути развития государственности

Вопросы к обсуждению:

1. Завершение объединения русских земель в единое государство.

Иван III (1462 – 1505) Васильевич: от удельного князя к «государю всея Руси».

2. Василий III (1505 – 1533) – преемник Ивана III.

3. Иван IV (1533 - 1584) Грозный. Избранная Рада: реформы и реформаторы.

4. Опричнина - ускоренный метод централизации России.

5. Итоги развития Великорусской государственности во второй половине XV-XVI вв.

Документ № 1.

Из сочинения Н.М. Карамзина

«…Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории….Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.

Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности…

Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды…, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководимый только природным умом…силой и хитростью восстанавливая свободу и целость России.

…Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления».

 

Задания к документу № 1

  1. Почему Россия более 300 лет находилась вне европейской политики?
  2. С какими двумя важнейшими процессами в российской истории совпало княжение Ивана III?

Документ № 2

Из «Записок о московских делах» Сигизмунда Герберштейна: о великом князе Василии III

<…> жизнь, достояние людей, мирских и духовных, вельмож и граждан, совершенно зависит от его [великого князя] воли. Нет противоречия, и всё справедливо, как в делах божества: ибо русские уверены, что Великий князь есть исполнитель воли небесной. Обыкновенное слово их: так угодно Богу и государю; ведает Бог т государь. Великий государь не даёт денег ни войску, ни послам и даже берёт у них, что они вывозят драгоценного из чужих земель. Так князь Ярославский, возвратясь из Испании, отдал в казну все тяжёлые золотые цепи, ожерелья, богатые ткани, серебряные сосуды, подаренные ему императором. Сии люди не жалуются, говоря: Великий князь возьмёт, Великий князь и наградит. Н е знаю, свойство ли народа потребовало для России таких самовластителей или самовластители дали такое свойство.

 

Задания к документу № 2

  1. Какие факты характеризуют власть великого князя Василия III?
  2. Выпишите в тетрадь новые понятия, которые встретились вам в документах. Поясните их.

Документ № 3

Из обращения германского посланника С. Гербенштейна к Московскому двору

«…Властью, которую он [Василий III] применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов мира. И он докончил также то, что начал его отец [великий князь Иван III], а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае, даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им.

Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому – нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править какое–нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счёт…Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значение, чтобы осмелится разногласить с ним или дать ему отпор в каком–нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божью и что сделает государь, он делает по воле Божьей…Равным образом, если кто-нибудь спрашивает о каком–нибудь деле неверном и сомнительном, то в общем обычно получает ответ: «Про то ведает Бог да великий государь».

 

Задания к документу № 3

  1. Какой исторический процесс был начат Иваном III, а завершён Василием III? Раскройте его сущность со ссылкой на текст документа.
  2. Какой характер в Московском государстве носит, по мнению автора, взаимосвязь между церковью и светской властью? Поясните ответ ссылкой из текста.

 

Документ № 4

Из сочинения французского историка Анри Труйя

«… Царь отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ… Заменить их он решает советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них – митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский…Главные роли играют здесь двое – митрополит Макарий, самый просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Это священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нём проявляется Алексей Адашев – молордой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность» «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества».

 

Задания к документу № 4

  1. Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав Избранной Рады.
  2. Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для избрания их на высокие должности.

 

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С.180-182.

«Преемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Выросши в тяжелое время междуусобиц и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, … закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. Когда он начал княжить, его княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями… в конце своего княжения он имел лишь иноверных и иноплеменных соседей… он превратился в единого государя целой народности…должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов. Став национальным государем, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил притязания на те русские области, которыми со времен Гедимина владели литовские князья.

…Он умело и решительно пользовался теми силами и средствами, которые накопили его предки и которые он сам создал в объединенном государстве...Везде и во всем Иван проводил взгляд на великого князя, как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги.»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...