Доходы и расходы бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов и др. (табл. 4.1). Таблица 4.1. Расходы федерального бюджета на 1996-1998 гг. (по разделам функциональной классификации) В федеральном бюджете в первую очередь выделяют четыре основные группы расходов — на государственную поддержку и развитие экономики, на социально-культурные мероприятия,на оборону и на управление. Для инвестиционной деятельности в последние годы характерно повышение роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов при некотором увеличении по сравнению с 1995 г. централизованных капитальных вложений. При государственной поддержке предприятий центр тяжести переместился с безвозвратного бюджетного финансирования на бюджетное кредитование на возвратной и платной основе. Государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения проводилось в последние годы на конкурсной основе. С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета на 1997 г. был образован Бюджет развития, который сохранился и в 1998 г. В соответствии с Федеральным законом о Федеральном бюджете на 1997 г. (ст. 84) Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. При этом использование средств Бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах. Средства Бюджета развития формируются из связанных иностранных кредитов, получаемых под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Международного банка реконструкции и развития, а также средств из источников внутреннего заимствования. Общая сумма источников формирования Бюджета развития на 1998 г. составляет 16380,4 млн руб., в том числе средства из источников внутреннего заимствования — 3958,0 млн руб. Средства, предназначенные для формирования Бюджета развития Российской Федерации, не могут быть использованы на другие цели.
В декабре 1998 г. вступил в действие Федеральный закон "О Бюджете развития Российской Федерации"*. В соответствии с этим законом Бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения высокоэффективных инвестиционных проектов. * Экономика и жизнь. - 1998. - № 49. - С. 10.
Указанным Законом, в частности, расширяется и уточняется перечень источников формирования средств Бюджета развития и направлений их использования. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на специальных счетах Федерального казначейства Минфина РФ в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Расходы, осуществляемые государством в сфере материального производства, занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федерации и местных бюджетах. В бюджетах они подразделяются по ведомственному и целевому признакам. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ.
Состав затрат на социально-культурные мероприятия включает ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики. Социальная ориентация федерального бюджета требует усиления: по удельному весу в бюджетных расходах ассигнования на социально-культурные мероприятия занимают третье место после затрат на экономику и национальную оборону. Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства. Расходы на управление предусматривают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов. Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает, когда для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами) используется государственный кредит. Это означает, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка Российской Федерации, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.). Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения с сентября 1995 г. поступают в обращение облигации государственного сберегательного банка. Срок обращения каждой серии указанного займа составляет один год.
Весьма важно, чтобы в условиях значительного государственного долга государственные заимствования были оптимизированы за счет маневрирования внутренними и внешними займами с тем, чтобы доля более дешевых заимствований была увеличена. Темпы роста государственного долга не должны превышать темпов роста ВВП, а в структуре заимствований должны преобладать долгосрочные, а не краткосрочные долговые обязательства. Поэтому в настоящее время акцент во внутренних заимствованиях делается не на государственные краткосрочные обязательства (ГКО), а на государственные федеральные облигации (ГФО) для физических и юридических лиц (т.е. "долгие" долги). Если говорить об управлении государственным долгом в целом, то нельзя упускать из виду контроль за заимствованиями субъектов Российской Федерации. Сокращение государственного долга и расходов на его обслуживание (выплаты по процентам) является важной проблемой государственных финансов. В приложениях к федеральному бюджету на 1998 г. некоторые его расходы конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям. Далее приводится перечень приложений к бюджету на 1998 г. Приложение 2. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 1998 г. Приложение 3. Федеральная адресная инвестиционная программа на 1998 г. Приложение 4. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 г. Приложение 5. Финансирование расходов Бюджета развития Российской Федерации на 1998 г. по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Приложение 6. Распределение ассигнований из федерального бюджета на 1998 г. на финансирование программ развития регионов. Приложение 7. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Приложение 8. Распределение ассигнований из федерального бюджета на 1998 г. по разделу функциональной классификации расходов федерального бюджета "Сельское хозяйство и рыболовство".
Приложение 9. Распределение ассигнований из федерального бюджета на 1998 г. на образование. Приложение 10. Особо ценные объекты культурного наследия. Приложение 11. Распределение ассигнований из федерального бюджета на 1998 г. по центральным и региональным средствам массовой информации. Кроме того, в Приложении 12 приводится распределение сумм финансовой помощи субъектам Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на расходы на реализацию федеральных законов "О ветеранах" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В составе доходов и расходов федерального бюджета 1998 г. в соответствии с Законом о нем выделены следующие целевые бюджетные фонды: • Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; • Федеральный фонд Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации; • Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; • Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации; • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; • Фонд развития таможенной системы Российской Федерации; • Федеральный экологический фонд Российской Федерации; • Государственный фонд борьбы с преступностью. Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению. С переходом на рыночные отношения меняются не только система бюджетного финансирования и расходная часть бюджета, но и его доходная часть. Раньше она основывалась главным образом на денежных накоплениях государственных предприятий, часть чистого дохода которых поступала в бюджет в форме налога с оборота и платежей из прибыли. Эта часть денежных накоплений носила неналоговый характер государственного бюджета СССР. Налоговый метод платежей в бюджет применялся при участии в создании общегосударственного фонда колхозов, потребительской кооперации, предприятий общественных организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Это означает, что через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, которые оплачивает потребитель товаров и услуг, поскольку косвенные налоги входят в цену этих товаров или услуг. Так, например, к прямым налогам относятся налог на прибыль юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость и акцизы.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает две трети налоговых доходов федерального бюджета. Среди неналоговых доходов федерального бюджета на 1998 г. главными являются прибыль Центрального банка Российской Федерации, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы От внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов. Таблица 4.2. Налоговые доходы федерального бюджета на 1996 и 1998 гг
1. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 55518,9 48140,6 2. Подоходный налог с физических лиц 5039,2 - 3. Налог на добавленную стоимость 126928,3 141270,2 4. Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей 1150,9 - 5. Акцизы 44127,0 78700,4 6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте - 1924,6 7. Лицензионные сборы 3548,2 400,0 8. Платежи за пользование природными ресурсами 8136,2 8448,4 9. Таможенные пошлины и. иные таможенные сборы и платежи 37124,4 27091,5 10. Прочие налоги, пошлины и сборы 906,3 1000,0
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|