Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая работа: застреха, хризантема

Воспитательные:

1. Приобщать к красоте русского пейзажа.

2. Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности,

2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,

3. Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

Необходимое оборудование и материалы: раздаточный материал (деформированный текст стихотворения Е. Баратынского), стихи И. Бунина, мультимедиапроектор, компьютер

 

Ход урока

I этап работы

Зачитываю строки:

1) И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

 

2) Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

 

3) Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

Учитель. Не случайно мы начали урок с этих строк. Вы догадались, кому они принадлежат?

 

Что вам известно о Бунине?

– Бунин – поэт и прозаик. Одинаково талантлив.

– Родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

– Родина Бунина – Орловская земля. В Озерках находится дом Буниных.

– Бунин – потомственный дворянин – из старинного дворянского рода, имевший корни задолго до рождения Ивана Бунина. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Бунина, талантливый поэт 18 века; поэт-романтик, автор «Спящей красавицы» В.А. Жуковского.

– Раннее детство прошло в одиночестве, без сверстников, непосредственно в общений с природой.

– За долгую жизнь (83 года) ему было суждено узнать славу знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии… И он же в горестные минуты эмиграции был вынужден просить помощи у состоятельных знакомых. Но всё-таки Бунин писал: «Ах, люблю я простор жизни, жизнь люблю…».

 

Учитель. Каждый рассказ Бунина, каждая повесть, каждое стихотворение – это раздумье о жизни, о мире, о России. Он любит страну с тёмными аллеями, поля с жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлые вечера. Бунин – необыкновенный мастер пейзажа России.

Сегодня мы будем рассматривать Бунина как поэта, который писал удивительные стихи. А стихи, мы с вами знаем, никак не могут обходиться без каких частей речи? (Без имен прилагательных)

 

Правильно, чаще всего, в стихотворениях употребляются имена прилагательные

Давайте почувствуем эту любовь к родине; увидим «необыкновенное в обыкновенном» насладимся тем, как «работает» слово, как «работает» прилагательное.

Приглашаю вас в мир бунинской поэзии.

Попытайтесь, ребята, сформулировать тему урока.

 

(Обсуждение и запись темы урока: «Имя прилагательное и … Иван Бунин»).

II этап работы – работа с текстом.

1. Чтение стихотворения И. Бунина «На окне, серебряном от инея…»

На окне, серебряном от инея,За ночь хризантемы расцвели.В верхних стеклах – небо светло-синееИ застреха в снеговой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода,Золотится отблеском окно,Утро тихо, радостно и молодо.Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистыеБуду видеть краски в вышине,И до полдня будут серебристыеХризантемы на моем окне.

Лексическая работа: застреха, хризантема

1) из словаря Ожегова.

Застреха. В крестьянских избах: нижний, свисающий край от крыши.

 

2) из этимологического словаря русского языка.

Хризантема. Заимствовано в конце 19 века из греческого языка. Хризантема буквально «золотой цветок».

3. Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения словно картины. Почитайте (про себя) текст.

– Какие картины вы представили?

Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки. Природа так и манит.

Снег белый и пушистый, как одеяло. Лежит на земле, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Он скрипит под ногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг.

Сказочная красота инея на ветвях деревьев напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев.

В лесу деревья стоят, покрытые тяжелыми шапками. Заденешь ветку рукой, и с неё свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.

 

– Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, торжественным, бодрящим)

 

Почему радостно лирическому герою?

Какие образы помогают понять настроение лирического героя?

Найдите ключевые слова. Попробуйте озаглавить.

 

4. Что делает текст особенно зримым, выразительным? (Прилагательное)

2. Запишите 1 строфу в тетрадь. Объясните орфограммы. Найдите прилагательные, дайте определение.

 

5. Выпишите словосочетания «прилаг. + сущ», выделите окончания.

На серебряном окне

В верхних стеклах

Небо светло-синее

В снеговой пыли

Бодрое солнце

Белым снегом

Яркие и чистые краски

Серебристые хризантемы

 

6. На что указывают прилагательные? (На цвет, настроение, место). Какие ещё слова, кроме прилагательных, передают цвет, свет словом? (Ночь, солнце, пыль, золотится, блеск).

 

7. Найдите эпитеты в стихотворении. Помните, эпитет – троп, образное определение, выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле»», «парус одинокий»»).

А всякое ли определение является эпитетом?

Хрустальные туфельки

Сиреневый аромат

Золотое кольцо

Острые шипы

– Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его.

– Хрустальные туфельки – из хрусталя, сиреневый аромат – аромат сирени и т.д.

– Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное).


8. Вы заметили, что в стихотворении и золото, и серебро, и иней – все блестит. Подберите однокоренные слова к слову блеск. (Отблеск, Блеск, блестящий, блестеть, Блистать, блистательный). Отмечаем чередование согласных и гласных.

Физкультминутка

Во время физкультминутки учащиеся встают и под руководством учителя громко произносят слова стихотворения, сопровождая их движениями.

Вышли мышки как-то раз (дети идут на месте)

Поглядеть, который час (смотрят по сторонам, как в бинокль).

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Мышки дернули за гири (поднимают руки вверх и опускают вниз).

Вдруг раздался страшный звон – (хлопают громче и быстрее)

Убежали мышки вон! (бегут вокруг себя и смотрят по сторонам, прикладывая ладошку ко лбу, как бы разыскивая мышей)

 

9. Работа в группах.

Есть у Бунина слово, которое является ключом к его поэзии. Любимое, лейтмотивное – блеск. Запишите предложение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...