Эрих Фромм. Фромм выделяет пять базовых потребностей. Гуманистическая психология. Подход гуманистической психологии
Эрих Фромм
Находился под влиянием Маркса и Фрейда, отдавая первому предпочтение и, в своем представлении, используя психоанализ для заполнения пробелов у Маркса. Оба эти влияния обнаружимы в построениях Фромма.
Основная тема творчества Фромма – человеческое одиночество, вызванное отчуждением от природы и от других людей. Такая изоляция не обнаруживается у животных. Такая тема тесно связана с темой свободы, которую Фромм, в этом плане, рассматривает, как негативную категорию. Всякое освобождение приводит (логически) к большему ощущению одиночества и отчужденности. Следовательно, (по Фромму) возможны два пути – объединиться с другими на основе любви и сотрудничества или искать подчинения. По Фромму любое устройство (переустройство) общества – есть реализация попытки разрешения базового человеческого противоречия. Таковое состоит в том, что человек одновременно является и частью природы, и отдельным от нее – одновременно и животное и человеческое существо. То есть человек обладает и потребностями (животное), - и самосознанием, разумом, человеческими переживаниями (человек). (В этом плане разум и сознание приобретают характер тяжкого груза, непосильного для человека, и такой дуализм несет оттенок сожаления об утраченной животности (А. Х. ))
Фромм выделяет пять базовых потребностей. Потребность в связи с другими – проистекает из вырванности человека из исходного единства с природой. Вместо инстинктивных связей, которыми обладают животные, человек вынужден создавать собственные отношения, причем наиболее удовлетворительными оказываются основанные на продуктивной любви. (Взаимная забота, уважение, понимание. )
Потребность в трансценденции – стремление человека подняться над своей животной природой, стать не созданием, а создателем. (При препятствиях человек становится разрушителем. ) Потребность в укорененности – люди хотят ощущать себя частью мира, принадлежать ему. Наиболее здоровое проявление – в ощущении родства с другими людьми. Потребность в идентичности – потребность в уникальности своей индивидуальности. Если эта потребность не реализуется в творчестве, то может реализовываться в принадлежности к группе или в идентификации с другим человеком. (Не бытие кем-либо, а принадлежность кому-либо. ) Потребность в системе ориентации – система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира. По Фромму эти потребности носят чисто человеческий характер. Причем они не порождаются обществом (с тем или иным устройством), а возникают эволюционно. Формы и способы удовлетворения этих потребностей и развитие личности определяются конкретным обществом (похоже на подход Мертона). Приспособление человека к обществу – компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями. Пять типов социального характера, определяющих способ отношения индивидов друг к другу: - рецептивный – потребляющий, - эксплуативный, - накопительский, - рыночный, - продуктивный.
Позже им выдвинут другой дихотомический способ классификации характеров – на биофильный (направленный на живое) и некрофильный (направленный на мертвое). Сходство с танатосом Фрейда только внешнее, Фромм опровергал его тем, что единственная исходная сила – жизнь, а инстинкт смерти вступает в действие, когда жизненные силы фрустрированы. ) По Фромму важно, чтобы характер ребенка воспитывался в соответствии с требованиями данного общества, чтобы он хотел его сохранения. Это объясняется тем, что по Фромму всякое изменение общественного устройства ведет к нарушениям в социальном характере индивида. Прежняя его структура не соответствует новой действительности, что усиливает чувство отчужденности. Последнее усиливает опасность некритичного выбора (или принятия от других) способов спасения от одиночества.
Убеждения Фромма: 1) человек обладает врожденной сущностной природой, 2) общество должно существовать для того, чтобы эта природа могла реализоваться, 3) до сих пор это ни одному обществу не удалось, 4) но это возможно в принципе.
Гуманистическая психология Подход гуманистической психологии
Здесь исходят из того, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства существенное значение имеет личностная интерпретация ситуации. В зависимости от того, как именно человек осмысливает те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, напротив – «девиантно». Внимание акцентируется на содержании человеческого сознания: «Как различные представления, взгляды, отношения, «идеи» воздействуют на поведение человека. Это заставляет обращаться к проблеме общего мировосприятия, важнейшей составляющей которого является система ценностей индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|