Глава 2. Характеристика рыночного механизма.
2.1. Рынок и его функции. Рынок – одно из важнейших достижений человечества. Зачатки его возникновения появились еще в древности. С развитием товарных отношений изменилось и само содержание понятия «рынок». Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Потому что рынок появился еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, так как формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения). Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения: • рынок - это механизм взаимодействия покупателей и • рынок - это система отношений между спросом и предложением;
• рынок - это совокупность отношений товарного обмена; • рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров. Существует узкое и широкое понимание рынка. В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, т. е. это система отношений между предложением и спросом. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макро- уровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Сущностные характеристики рынка образуют его основные черты: • рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И наоборот, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок; • рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке Т - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т - Д - Т - Д и т. д.; • рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, так как их действия предопределены правилами рыночной игры; • при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и, прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
• в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка; • рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности. Рынок - это не игра, это суровая, подчас жестокая реальность; • рынок предполагает вольные цены (свободные рыночные цены равновесия); • рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни; • рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность; • рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового; • рынок формирует тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль; • рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в том числе, благосклонное, уважительное отношение общества к самому рынку. Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Важнейшим является вопрос об условиях и причинах возникновения рынка. Следующие факторы в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка: • потребности людей, которые побуждали и побуждают производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию; • ограниченность всех ресурсов производства - труда, земли, других материальных средств производства. Ведь на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда - и станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства; • общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена
• экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности - первоначально общинной, затем частной. • самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: 1. Информационная. Цена, складывающаяся на рынке, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. 2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства, (потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.) 3. Ценообразующая. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. 4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – расширяется производство, падает цена – производство сокращается. То есть, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». В то же время, не все процессы макроэкономического регулирования подвластны рынку (это проявляется в периодических спадах, инфляции безработице).
5. Санирующая. Рыночному механизму присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. 2.2. Основные элементы рыночного механизма и типы рыночных структур. Важнейшими элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение, конкуренция. Цена. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт. Спросипредложение. Спрос (платежеспособный), по определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение- это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров. Она является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). Ценовая конкуренция связана с изменением цен на товары. Она обусловливает стремление к успеху за счет снижения цен, что предполагает, снижение себестоимости продукции. А понижение цены, как правило, вынужденное, экономически невыгодно для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли.
Неценовая конкуренция определяется выделением потребительских свойств товара, в частности, технико-экономических показателей, условий поставки и обслуживания. Для неценовой конкуренции характерна определяющая роль таких факторов как качество товаров, их новизна, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, Такая конкуренция характерна для товаров более высокого качества и надежности и, как правило, основным её орудием является реклама, что очень сильно проявляется в настоящее время. Конкуренцию, которая характеризуется соотношением количества потребителей и количества производителей, принято различать на следующие типы рыночных структур: 1. совершенная (чистая) конкуренция; 2. несовершенная конкуренция; 3. монополия и монопсония; 4. монополистическая и монопсоническая конкуренция; 5. олигополия и олигопсония. 1. Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: - существует множество мелких фирм, предполагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию; - доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предположения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия; - вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен; - нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Именно в таких условиях наиболее эффективно действует рыночный механизм. 2. Несовершенная конкуренция – конкуренция, которая связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для нее характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При такой конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. 3. Монополия (от греч. monos – один и poleo – продаю) является противоположностью совершенной конкуренции. При этом структура рынка разделяется на множество потребителей и субъекта-монополиста, который на свое усмотрение регулирует цены, качество и сбыт товаров, и другие параметры хозяйственной деятельности. Покупатели при этом не имеют возможности выбора продукции. Таким образом, для монополии характерны следующие признаки: - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей; - получение монополистом высоких прибылей за счет полного контроля над ценой и объемами выпуска; - высокие барьеры вхождения в рынок; - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству. Монопсония (от греч. monos – один и opsonia – закупка) – это конкуренция, в которой в единственном числе выступает покупатель. Она обеспечивает привилегию для покупателей. Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Но чистая монополия и монопсония – сравнительно редкие явления. 4. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который часто встречается в практике и является как бы смесью отмеченных видов,- это монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция отличается следующими признаками: - Относительно большое число фирм; - Товар, которым они торгуют дифференцирован: Дифференцирование по качеству продукта; Дифференцирование по сервису; Размещение фирмы продавца.Все это делает товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. - Основной упор на не ценовую конкуренцию; - Лёгкое вступление в отрасль. 5. Олигополия (от греч. oligos – немногий и poleo – продаю) - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем, выпускаемом количестве товара. Олигопсония (от греч. oligos- немногий и opsonia - закупка) - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Когда фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции служит для оказания понижающего воздействия на цены найма услуг ресурса. Глава 3. Особенности рыночной экономики в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|