Проектирование интерфейса пользователя
Цели Цель настоящей главы – познакомить с основными аспектами проектирования интерфейса пользователя, которые должны знать разработчики ПО. Прочитав эту главу, вы должны: q знать основные принципы проектирования интерфейса пользователя; q освоить пять разных стилей взаимодействия пользователя с программными системами; q знать разные стили представления информации и то, в каких случаях целесообразно графическое представление данных; q познакомиться с основными правилами проектирования средств поддержки пользователя, встроенных в программное обеспечение; q иметь представление об основных показателях удобства использования систем.
Проектирование вычислительных систем охватывает широкий спектр проектных действий – от проектирования аппаратных средств до проектирования интерфейса пользователя. Организации-разработчики часто нанимают специалистов для проектирования аппаратных средств и очень редко для проектирования интерфейсов. Таким образом, специалистам по разработке ПО зачастую приходится проектировать и интерфейс пользователя. Если в больших компаниях в этот процесс вовлекаются специалисты по инженерной психологии, то в небольших компаниях услугами таких специалистов практически не пользуются. Грамотно спроектированный интерфейс пользователя крайне важен для успешной работы системы. Сложный в применении интерфейс, как минимум, приводит к ошибкам пользователя. Иногда они просто отказываются работать с программной системой, несмотря на ее функциональные возможности. Если информация представляется сбивчиво или непоследовательно, пользователи могут понять ее неправильно, в результате чего их последующие действия могут привести к повреждению данных или даже к сбою в работе системы.
В 1982 году, во время выхода первой редакции этой книги, стандартным устройством взаимодействия между пользователем и программой был "беззвучный" буквенно-цифровой (текстовый) терминал, отображающий на черном поле символы зеленого или синего цвета. В то время интерфейсы пользователя были текстовыми или создавались в виде специальных форм. Сейчас почти все пользователи работают на персональных компьютерах. Все современные персональные компьютеры поддерживают графический интерфейс пользователя (graphical user interface – GUI), который подразумевает использование цветного графического экрана с высоким разрешением и позволяет работать с мышью и с клавиатурой. Хотя текстовые интерфейсы еще достаточно широко применяются, особенно в наследуемых системах, в наше время пользователи предпочитают работать с графическим интерфейсом. В табл. 15.1 перечислены основные элементы GUI. Таблица 15.1. Элементы графических интерфейсов пользователя
Графические интерфейсы обладают рядом преимуществ.
1. Их относительно просто изучить и использовать. Пользователи, не имеющие опыта работы с компьютером, могут легко и быстро научиться работать с графическим интерфейсом. 2. Каждая программа выполняется в своем окне (экране). Можно переключаться из одной программы в другую, не теряя при этом данные, полученные в ходе выполнения программ.
3. Режим полноэкранного отображения окон дает возможность прямого доступа к любому месту экрана.
Цель данной главы - привлечь внимание разработчиков ПО к некоторым ключевым проблемам, лежащим в основе проектирования интерфейсов пользователя. Разработчики и программисты обычно компетентны в использовании таких технологий, как классы Swing в языке Java [103] или HTML [249], являющиеся основой реализации интерфейсов пользователя. Однако эту технологию далеко не всегда применяют надлежащим образом, в результате чего интерфейсы пользователя получаются неэлегантными, неудобными и сложными в использовании. В этой главе я приведу несколько рекомендаций по проектированию средств конечного пользователя, не рассматривая весь процесс проектирования этих средств. Из-за нехватки места рассматриваются только графические интерфейсы. Специальные интерфейсы, например для мобильных телефонов, телевизионных приемников, копировальной техники или факсимильных аппаратов, рассматриваться не будут. Здесь я сделаю только краткое введение в тему проектирования интерфейсов пользователя. Дополнительную информацию по данной теме можно найти в книгах [316, 99, 281]. На рис. 15.1 изображен итерационный процесс проектирования пользовательского интерфейса. Как отмечалось в главе 8, наиболее эффективным подходом к проектированию интерфейса пользователя является разработка с применением моделирования пользовательских функций. В начале процесса прототипирования создаются бумажные макеты интерфейса, затем разрабатываются экранные формы, моделирующие взаимодействие с пользователем. Желательно, чтобы конечные пользователи принимали активное участие в процессе проектирования интерфейса [258]. В одних случаях пользователи помогут оценить интерфейс; в других будут полноправными членами проектной группы [207, 138].
Рис. 15,1. Процесс проектирования интерфейса пользователя
Важным этапом процесса проектирования интерфейса пользователя является анализ деятельности пользователей, которую должна обеспечить вычислительная система. Не изучив того, что, с точки зрения пользователя, должна делать система, невозможно сформировать реалистический взгляд на проектирование эффективного интерфейса. Для анализа нужно (как правило, одновременно) применять различные методики, а именно: анализ задач [94], этнографический подход (см. главу 6) [328, 167], опросы пользователей и наблюдения за их работой.
Читайте также: Анонимная аутентификация (anonymous authentication) — определение личности пользователя не выполняется. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|