Система трудового законодательства РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений. Источники трудового права классифицируются: 1) по юридической силе – законы и подзаконные акты; 2) по институтам трудового права; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме – законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и др.; 5) по сфере действия – общефедеральные (ТК РФ), республиканские (республики в составе РФ) и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства); 6) по степени обобщенности – кодифицированные, комплексные и текущие. Трудовое законодательство – совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения. Система Законодательства О Труде Включает: 1) федеральные, конституционные и обычные законы (Конституция РФ, ТК РФ); 2) ратифицированные государством международно-правовые акты о труде, договоры и конвенции МОТ). РФ ратифицировала лишь 50 конвенций МОТ (из 75 принятых), а действуют сейчас только 44; 3) нормативные указы Президента РФ, которые обычно предусматривают дополнительные меры по защите трудовых прав граждан; 4) постановления Правительства РФ, которые принимаются по самым разнообразным вопросам труда; 5) акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты: постановления Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ);
6) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ – трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов РФ; 7) акты органов местного самоуправления; 8) соглашения по социально-трудовым вопросам – правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемые на уровне Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии, территории; 9) коллективные договоры и другие локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в организации и действующие в отношении работников данной организации (уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, премировании и др.); 10) акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ; 11) нормы трудового права могут содержаться в нормативных актах, относящихся в целом к другим отраслям права. Самостоятельная работа: Подготовка докладов -изучение правового статуса, категории граждан которые признаются в России занятыми, размера пособий и прав безработных и подготовка доклада «Правовой статус безработного» Лекция за 1 курс, тема № 37 Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения. В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане: 1) работающие по трудовому договору; 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью; 3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 4) выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;
5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; 8) проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях; 9) временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине; 10) являющиеся учредителями (участниками) организаций. В соответствии с Законом о занятости безработными признаются граждане, которые: 1) трудоспособны (т. е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет); 2) не имеют работы и заработка (дохода); 3) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы; 4) ищут работу, и 5) готовы приступить к ней. Эти пять признаков и формируют понятие «безработный». Не признаются безработными граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров-инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для перерегистрации, а также отказавшиеся в течение десяти дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; лица, впервые ищущие работу, не имеющие профподготовки. Право граждан на социальную защиту от безработицы. Права Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права. Общим для всех безработных является право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже. 1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости. Органы занятости обязаны предоставить безработному информацию о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и условиях оплаты; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию. Бесплатная профессиональная ориентация безработных граждан включает: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор. 3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если: 1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Обучение и переобучение безработных граждан проводится, как правило, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также в расчете на конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с договорами, заключаемыми ими с органами службы занятости. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и предусматривает теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку. Право пройти профессиональное обучение в приоритетном порядке имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональная подготовка (переобучение) по одной и той же профессии не могут быть предложены безработному дважды.
Обучение безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. 4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности. Выплата пособий по безработице Пособие по безработице - это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных. Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. 1. Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы начисляется: - в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы); - в следующие четыре месяца – в размере 60 %; - в дальнейшем – в размере 45; - в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице. 2. Для безработных граждан: - ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); - стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; - уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель; - уволенных по собственному желанию без уважительных причин; - уволенных в связи с совершением ими виновных действий. Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Продолжительность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Выплата пособия по безработице прекращается в случаях: 1) при трудоустройстве безработного и признании его занятым. 2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; 3) попытки получения или получения пособия обманным путем. 4) назначение денежной выплаты социального характера - стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости 5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: 1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан; 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ; 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; 6) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 7) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях 1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости 2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу). Выплата стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости. Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в период их обучения выплачивается стипендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице. В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице. Стипендия начисляется с первого дня обучения. Ее размер может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере. 6. Право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости. 7. Право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|