Техника переправ через водные препятствия.
Реки и ручьи являются характерными естественными преградами для движения туристов в походе, как по горной, так и по равнинной местности. Напомним, что переправы через водные преграды принято разделять на три разновидности: переправы вброд, переправы над водой и переправы по воде (на плавсредствах). Перед началом переправы следует обязательно провести разведку. Разведка включает в себя следующие действия. · Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы. · Определение участка реки и берега, удовлетворяющего требованиям выбранного типа переправы. · Определение конкретного способа (техники) передвижения участников и характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка бревна через реку и пр.). В рамках данного занятия мы ограничимся рассмотрением техники передвижения и страховки на переправе через горную реку вброд и на навесной переправе (как наиболее сложной разновидности переправы над водой). По каким признакам на местности выбирают подходящее место для переправы вброд? Выбирать место переправы следует весьма тщательно. Переправа вброд организуется в месте с наименьшей силой потока и наименьшей глубиной реки. Признаки брода равнинной реки: расширение реки на прямом участке, рябь на поверхности воды, наличие плесов, отмелей, перекатов, а так же троп, дорог подходящих к воде. Признаки брода через горную реку: разделение ее на рукава, разлив в широкой пойме (там тот же объем воды течет с меньшей скоростью). Изгибов реки при переходе вброд лучше избегать, так как внешний от центра изгиба берег подмывается потоком, и глубина там будет больше, чем у внутреннего берега. Следует избегать участков берега, поросших деревьями, так как под водой могут находиться корни, ветки не видимые с берега. Поскользнувшегося человека, может увлечь под них силой потока. Облегчат переправу отдельные островки суши, камни посреди русла реки. Важна информация и о характере дна: на песчано-галечном дне будет легче сохранять устойчивость, чем на округлых скользких камнях, вязком, глинистом дне. При организации переправы необходимо заранее оценить последствия падения в воду (оценить опасность ударов о камни, сноса в водопад, завал расположенные ниже по течению и т.д.).
Какую технику передвижения используют туристы при переправе горной реки вброд? В случае если сила потока не слишком велика, для переправы вброд туристы используют индивидуальную технику передвижения с дополнительной опорой о дно реки шестом. Для этого пригоден деревянный шест около 2.5м. На переправе турист перемещается боком, шаг за шагом в положении лицом против течения, упираясь шестом в дно впереди себя (ноги и шест образуют надежный треугольник опоры) (Рис. 19). В случае более мощного потока, когда индивидуальная техника перехода не безопасна, используют ряд групповых способов переправы. Взаимная поддержка туристов в группе позволяет компенсировать воздействующую на нее силу потока воды (устойчивость группы туристов к воздействию потока выше, чем устойчивость одного туриста). При переправе шеренгой (стенкой) несколько туристов переходят реку, обнявшись за плечи, боком к течению, причем сверху по течению становиться наиболее сильный участник. При переправе по двое, лицом друг к другу туристы становятся боком к течению; каждый кладет руки на плечи напарнику и крепко берется за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры (Рис. 20). При переправе «кругом» (по трое) самый сильный турист встает лицом против течения; все переправляются, взявшись за плечи друг друга.
Как организуется страховка туриста, переходящего горную реку вброд? В случае перехода вброд реки с сильным течением, повышается вероятность падения туриста при переходе, сноса его течением и травматического повреждения. Такой брод не безопасен и переправа требует организации страховки. Страховка на переправе вброд организуется двумя основными веревками, расположенными V-образно (под углом, примерно, 90º друг к другу). Одна веревка (страховочная) закреплена на переходящем реку туристе и выдается страхующими туристами (туристом), стоящими в устойчивом положении на берегу на позиции выше по течению реки относительно переправы (рис. 21). Страховочная веревка помогает переправляющемуся лицом к течению туристу справляться с напором воды. Вторая веревка (вспомогательная) так же закреплена на переходящем вброд туристе и заносится ниже по течению. Концы обоих веревок не закреплены на опорах; веревки просто удерживаются страхующими туристами руками. В случае если поток сбивает идущего вброд, страховочная веревка выдается свободно (страхующий турист начинает бежать вдоль берега вниз по течению, вслед за плывущим туристом, не допуская натяжения страховочной веревки). Туристы, удерживающие вспомогательную веревку, начинают немедленно ее выбирать, подтягивая плывущего человека к берегу. Важно чтобы страховочная веревка ни в коем случае не оказалась сильно натянута, поскольку в этом случае упавшего туриста затянет течением под воду! После выхода на целевой берег, первый участник закрепляет страховочные перила. Остальные переходят реку вброд с самостраховкой на горизонтальных перилах. По перилам участники двигаются через реку приставными шагами, лицом – навстречу течению. Перильную веревку следует включать прямо в грудной карабин обвязки, или в карабин короткого уса самостраховки (чтобы при срыве участника, течение не отбросило его от перильной веревки). Как организуется навесная переправа через горную реку? Навесная переправа представляет собой самый сложный с точки зрения техники наведения, страховки способ переправы над водой. Это переправа по натянутой над поверхностью воды основной веревке. Данный способ используется туристами, в случае, когда переход вброд всех участников группы не безопасен, а переход над водой иными способами невозможен (нет подходящих камней в русле реки, по которым можно перебраться на другой берег, нет поваленного, и лежащего поперек реки дерева и т.д.). Навесная переправа организуется обычно в верховьях рек (небольшая ширина реки); на берегах должны быть удобные опоры (деревья, валуны) для закрепления перильных веревок.
При организации навесной переправы туристы должны выполнить следующую последовательность действий. · Провести разведку и выбрать наиболее подходящее место переправы. · Переправить на страховке одного, наиболее сильного участника группы вброд (по снежному мосту, по камням) на целевой берег реки. · Первый участник должен закрепить основные веревки (которые он перенес с собой) на опоре целевого берега. · Остальные участники с исходного берега должны натянуть над водой и закрепить на опорах две основных веревки: транспортную (по которой будут передвигаться туристы над водой) и страховочную (страховочные горизонтальные перила, на случай непреднамеренного срыва туриста с транспортной веревки или ее разрыва). · Туристы должны организовать сопровождение переправляющегося участника дополнительной основной веревкой (третья веревка на переправе). Порядок страховки первого переправляющегося через реку участника группы мы рассмотрели выше. После достижения целевого берега он закрепляет на подходящих опорах страховочную веревку, транспортную веревку и веревку сопровождения (соответствующие узлы представлены нами выше). Участники на исходном берегу натягивают над водой две из этих веревок – транспортную веревку и страховочную веревку. Причем веревки должны быть натянуты над водой с достаточно большим усилием (провисание транспортной веревки под массой переправляющегося туриста и груза не должно привести к их намоканию, опасному воздействию потока). Чтобы избежать большого провисания транспортной веревки под грузом, ее натягивают с помощью полиспаста.
Что означает понятие «полиспаст» и как он организуется? Полиспаст – это система подвижных и неподвижных блоков соединенных веревкой, применяемая для увеличения тянущих усилий в процессе поднятия груза или натяжения веревочных перил. Сам термин происходит от греческого "поли" (много), и "спао" (тяну). Система полиспаста, использует в своей работе принцип рычага. Суть применения полиспаста в рассматриваемом случае сводится к натяжению перильной веревки с помощью вспомогательной (тянущей) основной веревки, проходящей через подвижные и неподвижные блоки (Рис. 22). Блоками служат карабины с муфтой или специальные блоки-ролики, которые являются точками разворота для тянущей веревки. Последовательность натяжения веревки полиспастом, например, такова. · Неподвижный блок закрепляется на опоре (карабин, закрепленный на петле из основной веревки, повешенной на дереве, камне и т.д.). · На необходимом расстоянии от опоры (определяется по месту) на натягиваемой веревке закрепляется подвижный блок т.е. разворотные карабины, закрепленные на веревке с помощью схватывающего узла. Внимание! Схватывающий узел (например, австрийский) вяжется обязательно петлей из сдвоенного репшнура, т.к. на него приходятся значительные тянущие усилия от нескольких человек, и одинарная петля может просто лопнуть. · Конец тянущей (вспомогательной) веревки закрепляют на одном карабине подвижного блока. · В пространстве вспомогательной веревкой «выписывается» буква «Z»: веревка от карабина подвижного блока (от схватывающего узла) идет к опоре; там разворачивается в блоке (в карабине), возвращается к схватывающему узлу, вновь разворачивается на его блоке или втором карабине и идет к точке крепления полиспаста (опоре), где и вытягивается участниками туристской группы. · Перильную веревку вытягивают полиспастом до тех пор, пока подвижный блок (схватывающий узел) не приблизится к неподвижному блоку (к опоре). Если достигнуто достаточное натяжение, вытянутую веревку закрепляют на опоре (перила готовы к использованию). Если натяжение веревки не достаточно, всю процедуру натяжения можно повторить, передвинув подвижный блок (ослабленный схватывающий узел) на исходную позицию. При этом уже имеющийся уровень натяжения сохраняется за счет удержания веревки схватывающим узлом (механическим зажимом) заранее закрепленным на опоре рядом с неподвижным блоком. Выигрыш в усилии натяжения веревки при такой схеме организации полиспаста (по сравнению с натяжением веревки без блоков) – трехкратный.
Как выглядит веревочная система навесной переправы в законченном виде? Туристы с помощью полиспаста последовательно натягивают над водой транспортную и страховочную веревки. По транспортной веревке собственно происходит переправа туристов и грузов; страховочная веревка обеспечивает дополнительную безопасность переправы. Сила натяжения транспортной веревки более важна, чем сила натяжения страховочной веревки (провисания до воды участников и груза, передвигающихся по транспортной веревке не должно произойти!). Страховочная веревка (горизонтальные страховочные перила) располагается обычно выше транспортной веревки (возможно одновременное натяжение сдвоенной транспортной и страховочной веревок). Таким образом, в месте переправы с одного берега на другой натянуты две основных веревки. Однако, на «классической» навесной переправе «работает» (о ужас!) еще и третья основная веревка – т.н. веревка сопровождения (челнок) (Рис. 23). Веревка сопровождения – это вспомогательная веревка в два раза большей длины, нежели транспортные и страховочные перила. Концы веревки сопровождения закреплены на опорах противоположных берегов; на ее середине завязан узел проводника, в который защелкнут карабин. Веревка сопровождения с одной стороны является вспомогательным средством «перетаскивания» участников и грузов по транспортной веревке; с другой стороны она является и дополнительным средством безопасности (позволяет вытянуть на берег участника, по тем или иным причинам потерявшего способность к передвижению по транспортной веревке). Карабин веревки сопровождения закрепляется на ИСС туриста или на грузовой петле рюкзака; участники на целевом берегу подтягивают переправляющихся по транспортным перилам туристов или грузы, а участники на исходном берегу «возвращают» к себе узел с карабином после его освобождения. Таким образом, процедура сопровождения сводится к цикличному «перетягиванию» веревки сопровождения с одного берега на другой: вначале ею тянут «груз» на целевой берег, затем возвращают свободный карабин на исходный берег (далее цикл повторяется). Что представляет собою техника передвижения и страховки на навесной переправе? Когда веревки натянуты, сопровождение готово остается лишь переправиться на целевой берег. Последовательность подключения-отключения туристов к веревкам (от веревок) следующая. · На исходном берегу вначале к страховочным перилам турист подключает свой ус самостраховки (обеспечивает свою безопасность). · Затем (в произвольной последовательности) турист закрепляет себя карабином на транспортной веревке и подключает к ИСС карабин веревки сопровождения. Внимание! Карабин подключения к транспортной веревке следует повесить на грузовую лямку беседки (в область центра тяжести тела), а не на грудную обвязку, тогда закрепленный на веревке турист располагается под веревкой и вдоль нее, а не свисает с веревки вниз ногами (Рис. 23). · На целевом берегу, напротив, ус самостраховки отключается от страховочных перил в последнюю очередь (после освобождения туриста от транспортной и сопровождающей веревок), когда турист устойчиво стоит на земле на безопасном расстоянии от обрыва. Собственно техника передвижения заключается в движении по транспортной веревке на карабине (блоке-ролике): турист располагается на веревке головой к целевому берегу и подтягивает себя к целевому берегу, перебирая транспортную веревку руками (как вариант, его (ее) могут вытягивать на целевой берег веревкой сопровождения). Техника страховки – обычная техника самостраховки на горизонтальных перилах (усом самостраховки и скользящим по перилам карабином). Литература по теме занятия.
1. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тяте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. – Таллин: Изд-во Ээсти раамат. – 1980. – 328с. 2. Балабанов И.В. Узлы. – М., 2006. – 80с. 3. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. - Мн.: НМЦентр, 1998. -216 с. - (Туризм в школе). 4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: ФиС, 1988. – 191с. 5. Мартынов А.И. Промышленный альпинизм. – М.: ТВТ Дивизион, 2004. – 272с. 6. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с. 7. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с. 8. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с. 9. Школа альпинизма (Начальная подготовка). – М.: ФиС, 1989. – 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко. 10. Статьи и рисунки из каталогов специального страховочного снаряжения PETZL, Black Diamond, Pigeon mountain industries, CAMP, Red Fox, BASK.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|