Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления.




Домохозяйство и семья как субъекты макроэкономики. Их функции в рыночной экономике, структура доходов и расходов, издержки.

Семья с экономической точки зрения имеет следующие черты:

§ Социальная

§ Морально-этическая

§ Психологическая

§ Духовная

§ Этническая

§ Культурная и др.

Семья – это осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей.

Семья – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающая решение по удовлетворению своих потребностей.

Семья является собственником какого-либо фактора производства, чаще всего рабочей силы; семья обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, в реальной жизни имеют место семьи – одиночки, обоснованно ведущие домашнее хозяйство.

Супруги имеют тенденцию происходить из семей одинакового уровня, религии, подбир. по сходству образования, роста, возраста и др. элементов.

В зарубежных странах брак иногда рассматривается как принудительный правовой контракт между мужчиной и женщиной.

Семья с социально-экономической точки зрения является инвестиционным проектом развития человека (человеческого фактора).

Домохозяйство – это исходная форма предпринимательской деятельности, рациональность которой проявляется в стремлении минимизировать издержки для достижения цели эффективности домашнего хозяйства – это обеспечение его максимальной полезности при минимальных затратах.

Структура издержек домашнего хозяйства:

1. издержки ведения домашнего хозяйства

2. издержки организации предприятия в рамках домашнего хозяйства

3. издержки по воспроизведению рабочей силы

4. издержки по воспитанию детей

5. издержки по отдыху, досугу

6. трансакционные издержки, которые связаны с поиском информации для организации производства или при найме на работу.

Функции семьи.

Семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала.

Здесь можно выделить 3 стадии.

1. создание материальной базы семьи для выполнения следующих функций: формирование и использование семейного бюджета, ведение домашнего хозяйства.

2. производство человеческого капитала (физическая основа человеческого капитала), выполн.функции: детородную, воспитательную, социальную, рекреационную (организация отдыха и досуга).

3. рационализация человеческого капитала, функции: трудоустройство, организация предпринимательской деятельности, семейного бизнеса, ведение домашнего хозяйства

Семейный бюджет включает доходную и расходную части:

1. доходы (зарплата, предпринимательский доход, доходы от собственности, государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии), доходы от др. источников).

2. расходы (питание, одежда, обувь, квартплата, промтовары, образование, досуг, добровольные пожертвования и т.д.).

3. накопление, сбережение

В доходах наибольший удельный вес приходится на зарплату и предпринимательский доход.

Среди расходов основные статьи - питание и квартплата.

Питание:

§ с доходом ниже мин. уровня расходы на питание уходят от 60 до 90 % дохода

§ со среднедушевым душевым доходом – 40 %

§ в высокооплачиваемых семьях до 30 %

Уровень жизни определяется с помощью потребительской корзины.

1987 – введено понятие «потребительская корзина» - набор потребительских благ и услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающих ее нормальную жизнедеятельность: продукты, непродовольственные товары. услуги.

По методике здравоохранения расходы на питание должны составлять 1/3 совокупных расходов потребителя (США).

+таблицы

 

 

Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления.

При анализе потребительского поведения необходимо установить измеритель полезности. При определении измерителя полезности экономисты разделились на 2 направления:

1. кординалисты – пытались найти абсолютный показатель измерения полезности.

2. ординалисты – предлагали измерять полезности путем сопоставления благ.

Более признанными являются ординалисты. Данное научное направление получило название «порядковой теории полезности». Она основывается на следующих положениях:

- Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформулированы, потребитель может сравнивать и ранжировать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.

- Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А>В, В>С, то А>С.

- Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.

 

 

Порядковая теория полезности:

Для этого строится кривые безразличия, карта безразличия, бюджетная линия потребителя.

Кривая безразличия.

В I и III квадратах набор А более предпочтителен, чем набор Е, а набор D более предпочтителен, чем набор А. В области I квадрата более предпочтительны все наборы, чем набор А. А в III квадрате все наборы менее предпочтительны, чем набор А. Потребитель одинаково оценивает наборы А,B,C по ломаной кривой А-B-C.

Кривая безразличия – это кривая, которая показывает совокупность наборов продуктов, обладающих равновесной полезностью.

Для этого строится карта безразличия. Исследуя потребительские предпочтения, более полно можно построить карту безразличия.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.

Карта безразличия – множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными полезностями на разных линиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...