Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический портрет гота

Готическая субкультура среди молодёжных субкультур привлекает особое внимание. Она становится всё более модным явлением и её отдельные элементы давно стали частью массовой культуры и общественного сознания. Несмотря на это существует масса стереотипов относительно готики и готов. Мы стремимся максимально объективно и научно подойти к проблеме готической субкультуры и рассмотреть несколько закономерностей в психологическом портрете среднестатистического гота.

- Неконформность и отверженность. Иначе это можно описать, как проблемы в отношениях со сверстниками, а также с домашними. Проблемы с нормальным взаимопониманием могут начаться и в дошкольном возрасте (но это не обязательно), но к средним классам, в самый кризисный (подростковый) период, эта проблема может стать очень серьезной. Часто такие дети являются париями в коллективе, претерпевающие унижения со стороны одноклассников. Обычно ко времени поступления в вуз проблема нахождения общего языка становится менее острой.

- Низкая экстраверсия, склонность уходить в себя, меланхолический тип темперамента (слабая нервная система по Павлову). Очевидно, что эта особенность напрямую связана с первой. Меланхолики вообще менее стрессоустойчивы, а их адаптационные механизмы слабее, чем у других. Большинство готов не считает правильным быть в депрессии постоянно и совсем не против веселья, но не существует готов, которым состояние депрессии было бы неизвестно. А поэтому флегматиков и сангвиников сразу можно вычёркивать из кандидатов в готы, потому что довести их до депрессии трудно, и они легко выходят из неё. Остаются ещё холерики… Если холерик достаточно слаб и имеет проблемы во взаимоотношениях, то легко может дойти до неврастении (т.е. истощение ресурса нервной системы и наступающая вслед за этим фрустрация, усталость, апатия, высокая утомляемость и т.д.) Невротичный холерик приобретает ряд черт меланхолика.

Можно с уверенностью сказать, что готическая субкультура в основном состоит из меланхоликов и невротичных холериков. С точки зрения учения о психических энергиях, интроверт (человек с низкой экстраверсией) – это человек, либидо и мортидо которого направлены большей частью внутрь [1]. Неудивительно, что у готов причудливо сочетается нарциссизм и депрессия, самолюбование и самобичевание.

- Склонность к творчеству. Часто она проявляется ещё в раннем детстве. Низкая экстраверсия усиливает склонность к рефлексии, а не способствует ли это развитию творческих задатков, чувства прекрасного? Скорее всего. Хилые, бледные дети, любящие читать и рисовать – вот наиболее вероятные кандидаты в готы.

Теперь давайте проследим развитие ребёнка с вышеперечисленными особенностями.

В силу его особенностей в коллективе сверстников его будут часто обижать, насмехаться и отвергать. Это приводит к напряжениям мортидо, которое он не умеет снять во внешнем мире. Ребёнок ищет иные пути удовлетворения своей агрессии. Фильмы ужасов, страшные истории и т.д. неспроста пользуются такой популярностью. Они позволяют хоть как-то удовлетворить «внутреннего демона», т.е. ослабить напряжения мортидо без выплеска его во внешний мир. Ребёнок с названными особенностями будет особенно склонен к такой сублимации мортидо. Не потому ли готы вообще так любят фильмы ужасов? Кровавый ужастик – ведь это как ожившие фантазии, которым часто предавался наш герой. Неспособный ответить обидчикам словом или делом, он мстил им в фантазиях…Садистские фантазии, где он выступал в роли палача своих обидчиков. Ребёнок таким образом учится получать удовольствие от чернухи.

Подобным же образом происходит и с либидо. Не способный дарить нежность внешнему миру, ребёнок изливает её внутрь самого себя. Это приводит к нарциссизму, жалости к самому себе, а согласно теории о физисе [1] это должно способствовать развитию доброты, чувства прекрасного, творческих задатков. Но в человеке всё взаимосвязано и в его внутренних процессах участвуют обе энергии. В формировании чувства прекрасного будет участвовать и мортидо, которого у нашего героя слишком много. Само понятие прекрасного смещается в тёмную сторону, т.е. прекрасным воспринимаются те вещи, которые в обществе таковыми или не считаются, или считаются слишком "тяжёлыми", угнетающими, и мрачными. Постоянные напряжения обеих энергий дают вдохновение и силы для фантазии и творчества, ведь и то и то способствует снятию напряжения. Наибольший процент готов наблюдается именно на «творческих» факультетах: режиссёрский, дизайнерский, художественный, журналистский…

Человек, испытывающий напряжение направленного внутрь мортидо неизбежно будет испытывать депрессию, когда это напряжение становится слишком сильным и мортидо свободно изольётся внутрь. Низкая самооценка из-за неспособности противостоять агрессии и обида на окружение усиливают напряжение мортидо, делают неустойчивым эмоциональный фон. В самых тяжёлых случаях это может привести к суициду. Некоторыми представителями готической субкультуры идея суицида культивируется, она воспевается в песнях, а сам акт суицида эстетизируется и романтизируется. Объясняется это тем, что, во первых, самоубийство является величайшим удовлетворением направленного внутрь мортидо, а во вторых, самоубийство чаще всего только воспевается и является своеобразным фетишем, и обычно не осуществляется на практике. Тут правильнее говорить об идее суицида, а не о суициде как таковом. Воспевание суицида является, таким образом, своеобразной формой нарциссизма, в котором кроме либидо участвует и мортидо, т.е. наряду с самолюбованием одновременно выступает и самоуничижение, стремление к самоуничтожению.

Вообще у готов такое смешение энергий жизни и смерти, эроса и танатоса прослеживается практически во всём. Самолюбование несёт на себе печать траура – и это бросается в глаза каждому, кто видел гота. Эстетизация боли: готы часто режут себя, вкладывая в шрамы какой-то смысл. Сами они говорят, что физическая боль притупляет боль душевную и они нисколько не кривят душой. Ведь это ничто иное, как символический акт суицида (уничтожение, разрушение тела), который ослабевает напряжение внутреннего мортидо и даёт удовлетворение. Не поэтому ли пирсинг стал модным сначала на Западе, а потом и у нас именно благодаря готам (изначально на западе пирсинг делали только готы и приверженцы BDSM)? Пирсинг – протыкание тела – «маленькое самоубийство»... Ещё яркий пример – это эстетика BDSM (Bondage/Discipline/Sado-Masohism). Это ещё не означает, что готы практикуют BDSM, но то, что их влечёт к подобным вещам – бесспорно. Особое отношение готов к вампирам. Вампир как образец истинной красоты, так тщательно прорисованный в романах Энн Райс (многие видели культовый в готической субкультуре фильм "Интервью с вампиром" по её одноимённому роману) так же совмещает в себе агрессию и утончённость, которой хотят подражать и о которой тоскуют готы. Среди готов находятся те, кто называют себя Vampyre Goth («вампирские» готы). Любимый материал – чёрный бархат. В одежде прослеживается ретростиль, как у Romantic Goth, но с уклоном в вампирскую эстетику. Музыка – gothic black metal, neoclassical, darkwave. Кстати, сама Райс совершенно соответствует комплексу качеств, характерных для гота. Очень готично писать изысканным стилем XIX-ого столетия о возвышенных чувствах в рамках чернушного сюжета, где кровь льётся рекой и сам акт убийства сравнивается с половым актом.

Мы рассмотрели "классический вариант" становления гота (очевидно, что какой-то процент готов имеют проблемы с психическим здоровьем, или по крайней мере находятся в пограничном состоянии (акцентуации характера), но мы не будем подробно рассматривать этот вариант). Неконформный, замкнутый ребёнок, меланхолик с творческой жилкой и богатым воображением, когда он становится подростком, он ищет своё место в обществе и в жизни. Ищет свой круг общения. В готической субкультуре он видит искусство, близкое его понятию о прекрасном. Видит в ней моральное разрешение тем чувствам и желаниям, которые давно живут в нём. У него уже есть весь комплекс качеств и интересов, которые ценятся в готической субкультуре, словно они подстраивались друг под друга. Как же ему не стать готом? Если его либидо и мортидо не чрезмерно переплелись друг с другом, а понятие прекрасного не сильно ушло в мрачную, негативную сторону, то можно ожидать, что он будет тяготеть к Romantic Goth стилю. (Romantic Goth («романтические» готы) – наиболее мягкая разновидность готической моды. Любят кружева, нет строгого правила на чёрный цвет, в одежде преобладает ретростиль – в крайней форме это стиль викторианской эпохи. Серебренные украшения. В музыке они предпочитают стили dаrkfolk, neoclassical, спокойный darkwave). Если напряжения мортидо и либидо очень сильны и находятся в сфере сознательного, а по темпераменту он ближе к холерику, то скорее всего его больше привлечёт FetishGoth стиль. (FetishGoth (готы – фетишисты). Чёрный латекс и винил, обтягивающие одежды, туфли на высокой платформе, корсет, ошейник, цепи и шипы… Наиболее откровенный и жёсткий стиль, использующий эстетику BDSM. Стили музыки – жёсткий darkwave, darkelectro, industrial.). Все остальные готы – это переходные стадии между этими двумя полюсами готики. Очень часто, кстати, можно видеть эволюцию от более мягкого Romantic к более жёсткому Fetish стилю. Обычно это происходит в течение нескольких лет. Такая эволюция обусловлена осознанием напряжений своих психических энергий (т.е. человек решается признаться самому себе – чего он по настоящему хочет) и ослабеванием контролирующего и сдерживающего суперэго. Психоанализ утверждает, что осознание своих психических особенностей является ключом в решении психологических (и психических) проблем. Вот наблюдение, подтверждающее последнюю мысль – у приверженцев FetishGoth стиля почти нет поклонения тоске и депрессии, чем порой грешат "романтики", это хорошо видно по предпочитаемой музыке. Можно предположить, что у них гораздо реже бывает депрессия, чем у «романтических» готов. Это говорит о том, что «фетишисты» эффективнее сублимируют своё либидо и мортидо и, соответственно, более раскрепощены и испытывают меньше напряжений.

Такое явление, как Androgyn Goth и определённый имидж некоторых команд может говорить об определённых особенностях гендерного развития некоторых готов. Очевидно, что людей с гомосексуальными и с бисексуальными наклонностями в готической среде больше, чем в случайной выборке. Скорее всего, нужно говорить не о гомосексуальности, а о бисексуальности определённого процента готов. Очевидно, это связано, во первых, с декадентским "разрешением" на почти любые формы эротики и эстетизацию патологии. В отличие от гомосексуалистов, бисексуалы не создали своей субкультуры и не хотят входить в гей-сообщество, ведь бисексуалы считают себя вполне нормальными людьми, просто "любители утончённых удовольствий", "не желающих ничего упускать в жизни" и т.д. А "утончённые удовольствия" это вполне созвучно духу готики и декаданса. Во вторых, бросается в глаза, что большая часть готов имеет определённый тип конституции. По большей части готы худые и тонкие (астенический тип, такие люди в большей стапени склонны к анализу и самокопанию, чем люди пикнического и атлетического типа), причём эта тонкость бывает настолько ярко выражена, что смазывает половые признаки. Особенно ярко это видно у мужчин, не потому ли Androgyn Goth – преимущественно мужское явление? Подчёркивать женственность (хотя бы использовать грим и макияж) свойственно обоим полам в определённых кругах готической субкультуры. Да и сама идея готики – любование увяданием, грусть и меланхолия – не располагает к маскулинным проявлениям. Маскулинные проявления в своей основе жизнеутверждающие и агрессивные, они меньше направлены на внешний эффект в отличие от феминных проявлений. Но, скорее всего, вышесказанное в большей степени подходит эмо, чем готам.

Готы хотят быть реально агрессивными, уметь проявлять свою агрессию во внешнем мире, но они не умеют делать этого, поэтому их агрессия направлена на самих себя. Готы нарциссы, они хотят быть красивыми и хотят преподнести свою агрессию красиво. Может, они подсознательно стремятся подчеркнуть свою агрессивность к самим себе? Не это ли самая суть готической субкультуры? Когда у людей умирает родственник, они чувствуют вину перед умершим в том, что сами они живы. Поэтому они носят траур, не смеются и не улыбаются (т.е. не проявляют либидо и мортидо во внешнем мире). Если же реально они не чувствуют вины за свою жизнь, то траур всё равно будет носиться в силу традиции, ведь этого требуют от них окружающие. Люди осудят того, кто будет улыбаться, а не плакать на похоронах. Люди придумали правила, согласно которым любые проявления либидо и мортидо вовне неприличны в определённых обстоятельствах. Это правило распространяется не только на похороны и траур, оно распространяется вообще на всех отверженных. Неприлично отверженному проявлять агрессию и нежность во внешнем мире. Возможно, что главным условием для того, чтобы быть готом, является именно быть отверженным, чувствовать себя отверженным хотя бы подсознательно. Так как практически у всех готов был период отверженности в семье или школе, то можно предположить, что на подсознательном уровне у них закрепился статус отверженного, парии, которому они хотят соответствовать. Готический имидж с этой точки зрения – это подчёркивание своей отверженности обществом. Это не вызов обществу, это траур, потому что траур по своей сути – это не скорбь по усопшему, а символ того, что человек не имеет морального права на участие в общественной жизни, на полноценное взаимодействие с людьми. Возможно, что вся готическая субкультура является своеобразной защитной реакцией людей, убеждённых в своей отверженности.

Эта субкультура представляет опасность лишь для тех её представителей, которые имеют склонность к суициду, и то лишь косвенную. Пассивность готической субкультуры делает её относительно безвредной для социума, а проникновение её элементов в массовую культуру ставит готику на иной уровень – не противостоящий, а сосуществующей. Это говорит и о повышении толерантности в нашем обществе. Так как корень комплекса качеств, определяющих склонность подростка к готике в неспособности выражать либидо и мортидо вовне, то в школьном коллективе толерантное отношение будет способствовать скорейшему и безболезненному прохождению этого этапа жизни подростка, а отсутствие толерантности, неприятие и проявление агрессии наоборот – к усилению закрытости, дальнейшему отходу от общественных ценностей и укреплению убеждённости в собственной отверженности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. / Э. Берн. – СПб.: Талисман, 1995. – 335 с.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...