Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия французского Просвещения о человеке, его свободе и смысле




Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

деистическое;

атеистическо-материалистическое;

Утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители.

Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого:

отвергали идею личного Бога;

не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом);

видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);

Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеистическо-материалистическое направление и его представители.

Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости

Билет 17

Пространство и время – формы бытия явлений

Время характеризует последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и характер развития. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, их отдаленность и расположение относительно друг друга.

Пространство и время бесконечны, они не имеют ни начала, ни конца. Но бесконечность пространства складывается из вполне ограниченных, конечных протяженностей. Бесконечность времени тоже складывается из конечных длительностей, в течение которых существуют конкретные явления и процессы. Очевидно, что проблема единства конечности и бесконечности пространства–времени гораздо более сложна, чем было показано выше. Понятия «конечность» и «бесконечность» скорее всего относительны. Если Вселенная изотропна, то в ней есть одна физически преимущественная система координат. Но если Вселенная анизотропна, то систем координат может быть множество, и тогда в одной движущейся системе координат Вселенная окажется конечной, а в другой – бесконечной.

Пространство и время представляют собой формы материального бытия, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм являются определенные виды движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.

Огромный вклад в разработку научных представлений о пространстве и времени, об их связи с движущейся материей внес великий русский математик Н.И.Лобачевский, один из создателей неевклидовых геометрий. Разрабатывая проблемы геометрии, он пришел к выводу о том, что свойства пространства-времени не являются неизменными, а зависят от свойств движущейся материи. Такого же мнения придерживались Б.Риман, Г.Минковский, А.Энштейн. Специальная теория относительности выявила новый, более глубокий характер связи пространства-времени с материей, выразила эти связи математически, установила изменения скорости течения времени и пространственных размеров тел в зависимости от скорости движения самой материальной

системы.

Билет 12

Философия марксизма о человеке, его свободе и смысле жизни

Общее понятие марксистской философии.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Диалектический материализм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Билет 13

Отечественная философия рубежа XIX–XX вв

Русская философи я - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Русский космизм

(Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский)

Космизм - философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Федоров

Для Федорова регуляция определяется как принципиально новая ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же должна стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность эволюционного процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.

Циолковский

Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах (до крайне невероятных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной.

Вернадский

Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Человек, существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий “сферы разума”.

Билет 14

Западная немарксистская философия XX в. человеке, его свободе и смысле жизни

В философии XX в. следует отметить не резкую конфронтацию различных философских направлений (в том числе марксистского и немарксистского), а их взаимодополняемость. Критика классической мысли, граничащая с прямым нигилизмом в отношении философской классики, особенно проявившаяся у датского философа С.Кьеркегора (1813-1855) и немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900), предопределяла мощное движение внутри немарксистской философии, направленное на защиту и развитие традиций философской классики, представленное прежде всего марбургской (Э.Кассирер, 1874-1945) и фрайбургской (баденской) (В.Виндельбанд, 1848-1915) школами. Со временем оказалось, что дихотомия традиционализма и антитрадиционализма весьма условна и направлена на поиск новых ценностей и традиций.

Немногие среди представителей немарксистской философии открыто объявляют себя идеалистами и выступают с защитой идеалистической линии в философии. В целом для немарксистской философии XX в. характерна позиция расплывчатого, смутного идеализма, отвергающего и духовную субстанцию, и платоновские идеи, и гегелевскую абсолютную идею, т.е. любую объективно-идеалистическую онтологию. Отдается предпочтение гносеологическому варианту субъективного идеализма. Однако происходит нарастание и материалистической тенденции в немарксистской философии.

Утверждение автономности культуры и детерминирующего характера ее воздействия на поведение человека широко представлено в западной немарксистской философии культуры

 

Билет 15

Бытие и его структура. Движение и развитие бытия

Бытие — философская категория, обозначающая существование;

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции. Качественная характеристика субстанции раскрывается у Спинозы в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление.

Для И. Фихте подлинным бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека.

В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя.

У немецкого философа Ф. Ницше понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть само по себе бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.

 

Билет 16

Сущность и структура материального бытия;

Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Структура материи

неживая природа;

живая природа;

социум (общество).

Билет 18

Сущность сознания, его структура и отличие от других форм отражения.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются.
Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален. Человек как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

Для реализации познания, его передачи и общение человеку необходимо слово, речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление. Говорить
- не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части.

1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе. ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель. полезность и целесообразность бытия тела человека.

1. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность.

Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.

Билет 20

Философия о структуре познания и роли практики в нем

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Билет 21

Социотехническая революция и ее общественные последствия. Критика технократизма.

Социотехническая революция — переход к новым цивилизован ным системам— осуществляется в три этапа: агроремесленная, инду стриальная, постиндустриальная (информационная). Технократизм — власть, основанная на решении проблем через применение достижений науки и техники. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер. Основой технократической экономики является валовое производство энергии на душу населени. Критерий развитости общества в технократической системе — уровень используемых мощностей[13]. Определяющими в экономике такого общества, в конечном счёте, оказывается научно-технический прогресс, уровень которого определяет эффективность использования энергетических мощностей, и, как следствие, развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации. Такое социальное устройство так же известно как меритократия.

Технократическое правительство — это власть экспертов, предназначенная для гарантирования эффективности выполнения административных функций. Технократия, теоретически, может принимать много форм и включать в себя большое количество систем правления. В технократической системе, в которой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками, совместно с властью, работающими и обменивающимися знаниями, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно.

Под технократией чаще всего подразумевают «правительство ученых и инженеров».

Критика технократии

Технократию иногда воспринимают как альтернативу либерализму, основанную на деидеологизаторском прагматичном подходе к управлению обществом. В России обращение к технократии началось в связи с попытками реставрации позднесоветской административно-командной системы управления, которая в современной ситуации превращается в паразитирование на нефтяном экспорте. Также технократия усугубляет отрыв человека от его корней, отчуждение и бездуховность

Билет 24

Понятия: «природа», «географическая среда», «ноосфера»

В процессе исторического развития общества постоянно происходит его взаимодействие с природой. Для того чтобы это осмыслить, необходимо раскрыть сущность понятий "природа", "географическая среда", "ноосфера".

Понятие " природа " многозначное. В широком понимании природа — это весь объективно существующий материальный мир (Вселенная).

Однако люди взаимодействуют лишь с незначительной частью природы — средой жизнедеятельности, которое называют естественным (географическим). Это понятие имеет конкретно-историчное содержание. В рамках географического среды выделяется биосфера — поверхностная оболочка нашей планеты, в пределах которой может осуществляться (осуществляется) жизнедеятельность всего живого.

Географическая среда — это не только то, что создано природой. Люди, взаимодействуя с ней, благодаря своим ума и работы создали искусственный мир: города, села, дороги и т.п. Часть поверхности земли, измененная с помощью техники, называется техносферой. Все это так называемая вторая природа, созданная обществом.

Эта часть географического среды имеет тенденцию к быстрому расширению. Необходимость осмысления этого процесса предопределяет потребность познания специфических законовзаимодействия общества и этой части природы в условиях научно-технического прогресса.

Ноосфера — это сфера сознательной деятельности человека в глобальном масштабе, взаимодействия общества и природы, в пределах которой умная деятельность человека становится главным, решающим фактором развития. Ноосфера есть новой, высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением в ней человечества. Познавая законы природы и создавая новые технику и технологии, человек оказывает решающее влияние на процессы в земной и околоземной среде обитания, меняя и превращая его своей деятельностью.

Билет 22

Проблема истины и её критериев

«Истина есть великое слово и ещё более великое дело. Если дух и душа человека ещё здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь», - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как сама жизнь, счастье и любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека. Это понимать надотак: истина здесь, рядом с нами. Не видеть этого - значит обречь себя навечную бессмысленность бытия.

Критерии истины.Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения и каким образом, всегда интересовал умы человечества. Это вопрос о критерии истины. Критерий - это средство проверки достоверности знания. В истории философиии науки высказывались различные точки зрения на этот счёт. Так, Декарт считал критерием истинных знаний их ясность и отчётливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Он говорил: «Там, где начинается чувственность, кончается всякий спор». Но в итоге оказалось, что ясность и отчётливость мышления - вопрос субъективный, а чувства - нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли или, например, излом чайной ложки в стакане с водой на её границе с воздухом и так прочее.В качестве критерия истины выдвигались: общезначимость - это то, что признаётся многими людьми; прагматизм - это то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху; конвенционализм - это то, что соответствует условному соглашению; когерентность - это взаимосоответствие суждений и многое другое. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, потому что в поисках, как правило, не выходили за пределы самого знания.Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путём введения в теорию познания общественно-исторической практики. Она была представлена решающим критерием истины. История познания подтвердила этот вывод. Проверка знания «на истину» практикой - это целый процесс, который носит исторический, диалектический характер. Практика считалась важным условием процесса познания.Критерий практики одновременно определён и неопределён, абсолютен и относителен. Абсолютен он в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте её содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и наполняется новым содержанием. Поэтому она не может в каждый данный момент точно и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве иных критериев выступают внеэмпирические и внутринаучные критерии обоснования знания – это простота, красота, внутреннее совершенство и т.п. Важное значение имеют теоретические формы доказательства, например, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от неё. Логический критерий - это вспомогательный критерий истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью, потому что только практика может окончательно доказать истинность тех или иных знаний. Логический критерий сочетает в себе формально-логический и диалектический методы.Рядом с логическим критерием истины существует и аксиологический критерий. Понятие истины близко к понятию правда, правота. Правда - истина на деле истина в образе, благе, честности, справедливости. Поэтому поступать по правде - значит поступать по истине, по справедливости. Но, в то же время, правда шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. Это свидетельствует об аксиологическом аспекте истины.В добывании истины, как и в её проверке, необходимо единство теории и практики. Это коренной принцип философской гносеологии, такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика всё же выше и важнее познания, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.Практика - это активная, целенаправленная, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, целенаправленно, через предметы воздействует на действительность и, в ходе её изменения, познаёт её. В процессе практики человек создаёт «вторую природу», культуру. Практика и познание - это две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Практика играет решающую роль, так как её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе.Таким образом, практика является наиболее точным критерием, позволяющим отличить заблуждение от истины, а при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Билет 23

Философская характеристика общества и общественных отношений

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

возрастные (молодежь, пенсионеры);

профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

этнические (народность, нация);

религиозные (церковь, секта);

политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

Билет 25

Исторические этапы взаимодействия общества и природы

Проблему "природа и общество" по-разному решают разные философские течения. Например, объективные идеалисты игнорируют связь общества с природой, рассматривая историю человече

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...