Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика – учение о нравственности

Тема. Аксиология (учение о ценностях)

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Знать:

-понятия: ценности, гуманизм, свобода, этика, аксиология, эвтаназия, трансплантация, ЭКО, клиническая смерть, даун

Иметь представление: -о морали современного общества- об этике насилия, об этике ненасилия - об этике благоговения перед жизнью

Уметь:

- классифицировать этические проблемы медицины

- обосновать этические проблемы «технологии деторождения» и абортов

 

Лекция

Аксиология – учение о ценностях. Человек не только познает мир как сущее, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Как существо оценивающее, человек создал множество ценностей. Но создать целую науку о ценностях и назвать эту науку аксиологией удалось только в 19 веке. Это сделал И.Кант. Поэтому аксиология имеет свою историю.

Предклассический этап (1806-1890), когда еще робко, а потом более широко внедряется в философию категория ценности. А существенным обострением интереса к ценностной проблематике философская культура была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в незаконченной книге «Воля к власти» знаменитое афористическое требование «переоценки всех ценностей».

Классический этап (1890 - 1930). Начинается ценностный бум. Ценностная ориентация становится преобладающей. В 1902 году вводится термин «аксиология». А в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии. Заявляют о себе множество авторов, которые работают над проблемами аксиологии (М.Шелер, Н.Гартман, М.Вебер, В.Дильтей и др.) А в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика стала выдвигаться на ведущие позиции (экзистенциализм, неотомизм и др.)

Постклассический период (с 1930 –х гг.) Теоретическое значение современного (постклассического) периода значительно скромнее в сравнении с классическим. Современное «аксиологическое движение» ограничивается отдельными направлениями развития классических моделей аксиологии и некоторыми относительно новыми тенденциями. В середине 20 века аксиология заняла видное место в структуре философского знания наряду с онтологией, гносеологией и социальной философией. 20 век поставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например – о переосмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей природе, о смысле жизни. Более того, в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности(отрицательные ценности, псевдоценности), которые явились одним из источников кризиса цивилизации.

Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость.

Ценности – это ориентиры на жизненном пути человека, наполняющие его бытие смыслом и всесторонним содержанием.

Совокупность ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой. Это своего рода содержание культуры, которая, в свою очередь является способом существования человека в качестве человека. Структура аксиосферы всегда подвижна.

Классификация ценностей может идти по разным критериям. Мы ценностную иерархию будем выстраивать по принципу первичные (базовые) и второстепенные (вторичные). Для человека как существа природного высшими ценностями являются жизнь, здоровье, материальный достаток, психическое равновесие, собственная безопасность. К высшим духовным ценностям относятся нравственные, религиозные, политические, эстетические и т.д. К высшим ценностям относится и сам человек.

В этой сфере существует и множество проблем: проблема растущих потребностей, проблема ценности мира вещей, проблемы, связанные с продажей почек, глаз и других органов, с суррогатной беременностью.

Этика – учение о нравственности

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука. Объектом изучения которой является мораль (нравственность).

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась.

В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм.Так, во время обряда посвящения (инициация), в глубокие надрезы вкладывалась соль, которая разъедала ткань. Такой обряд был направлен на формирование физической силы и способности переносить страдания. Первобытному обществу нужны были сильные и способные к страданиям люди. Регулировка отношений осуществлялась через систему запретов (табу). Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т.е. которые следует выполнять, и которые запрещаются.

В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты. Она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. Идеал человека этой эпохи – это человек, полный смирения, отрешившийся от мирских благ. В то же время брак по расчету, ни слова о любви и т.д.

В буржуазном обществе возникает новая система нравов: частная собственность священна и неприкосновенна. Человек стремится к наслаждению и избегает страдания. Пороки так же необходимы, как и добродетели.

В классовом обществе существует мораль различных классов (бедных и богатых). Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты. Осуждались жадность, жестокость, трусость, вероломство и т.д., поощрялись смелость, честность, скромность, великодушие и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам.

 

Свобода и ответственность. Ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. Разными мыслителями и в разные времена свобода понималась по-разному. Б.Спиноза, например, считал, что свобода – это осознанная необходимость, т.е. возможность выбора, основанная на знании законов. Отсюда и его идеал мудреца, человека, который сумел подняться над своими аффектами и в жестоком мире «не плачет, не проклинает, а понимает». Ф.Достоевский считал, что свобода – это величайшая ответственность. Ученый отвечает за свои открытия, медик за пациентов, учитель за учеников, родители за детей и т.д. и каждый отвечает за свою работу, за свое поведение.

Ответственность ученых за создание энергии огромной разрушительной силы (атомная и водородная бомбы), геномодифицированной продукции, использование человеческих органов и т.д.

В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезенка, легкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Все это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастает роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придет время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как все это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности?

Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности, Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека.

Деонтология – этика в медицине. Главная заслуга в философском осмыслении морали и вопросов этики принадлежит древнегреческим мыслителям и, прежде всего, Аристотелю и Гиппократу. С античности она становится практической философией, ибо ее назначение – учить людей добродетельной, счастливой жизни. Именно в медицинской сфере жизнедеятельности морально-этические принципы, нормы и требования к врачам получили наибольшее признание. Они были в основном разработаны Гиппократом. Он, как известно, сам поклялся: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались в основном как строго доктринальные требования. Много веков спустя все эти и другие моральные идеи, принципы и правила выкристаллизовались в медицинской этике или особой науке, получившей в 17 веке название «деонтология», которая стала органической частью профессионализма врача (медика), указывающего на его моральный долг перед людьми и обществом.

 

 

Этика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...