Концепция личности С. Л. Рубинштейна (1889-1960)
Структура личности К. К. ПЛАТОНОВ (взял в руки словарь Ожегова) – психологич. концепция динамич. функциональной стр-ры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая стр-ра, динамическая стр-ра, эл-ты стр-ры, подстр-ры, иерархия подстр-р, св-ва личности, сознание, деят-ть. Платонов выделил в личности 4 подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) отношение биол-го и соц-го, врожденного и приобретенного, процессуального и содерж-го; 2) внутр. близость черт личности, входящих в кажд. из них, выделение в них своих подстр-р; 3) особый для каждой из подстр-р вид ее форм-ия; 4) объективно сущ-щая иерархическая зав-ть этих подстр-р. На основании этих критериев, учитывая историю развития отеч. психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подстр-р, структурирования самих подстр-р, соотнош-я биол-го и соц-го, связей подстр-ры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подстр-р:
Доля соц-го снижается от 1ой к 4ой подстр-ре. Соответственно, от 4ой к 1ой подстр-ре возрастает знач-ть соц-ых и социально-психологич. св-в личности. Подст-ры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития чел-ка и инд. развития личности. В структурно-динамич. концепции Платонова имплицитно содержится опр-ие специфики предмета соц-ой психологии личности в отличие от общепсих-го и дифференциально-псих-го. Последнее преимущ. анал-ет 3ю подстр-ру, общепсихологич. анал. кас-ся 3ей и 2ой подстр-р. Соц. псих-я изуч.преимущ. 1ю подстр-ру.
I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда, но и он сам форм-ся в труде. В трудовой деят-ти - взаимосвязь II и III. II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества. Память - психический процесс это запись, сохр-ие и последующее воспроизв-ие прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деят-ти, хар-ся опосредованным и обобщенным отражением дейст-ти. III. Темперамент - индивидуально своеобразное св-во психики опр-щее динамику психической деят-ти чел-ка, к-рые везде проявл-ся в одинаковой мере. Характер – сов-ть устойч. инд. особ-тей личности, складывающихся в деят-ти и общении. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА (1889-1960) Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выр-ся:
1) в инд-но-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличие от их инд-ых (личностных) особ-тей имеются разл.ичные типы воспр-я, памяти, внимания, стили умственной деят-ти. Следующее важное положение состоит в том, что любое внеш. возд-е д-ет на инд-да через внутр-е усл-я, к-рые у него сформ-лись ранее, также под влиянием внеш. возд-ий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|