Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидерство менеджера. Лидерство и стиль управления.




Личность менеджера.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению, имеющий специальную подготовку, не только знающий механизм управления производством определенной продукции, но и обладающий навыками работы по изучению положения на рынке сбыта, поиску перспективных покупателей производимой продукции, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль.

Основные задачи менеджера:

- координация,

- руководство,

- управление,

- принятие решений.

Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить. Задачей является умение обеспечивать индивидуальную и групповую мотивацию трудового поведения каждого работника при решении проблем на основе максимально стандартизированных приемов и навыков.

Лидерство и стиль управления.

Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижения целей организации.

Стиль руководства - система способов, приемов, методов воздействия руководителей на коллектив, в которой проявляются и личные качества руководителя, и особенности коллектива.

Существует 3 основных стиля руководства:

1) Авторитарный (директивный). Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания. Отсутствие интереса к работнику как к личности.

2) Демократический (коллегиальный). Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, с учетом мнения и инициатив сотрудников. Выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самим сотрудником.

3) Либеральный (попустительский). С одной стороны максимально демократический, с другой стороны минимум контроля.

Наиболее широкое и общепризнанное определение стилей лидер­ства получила система, разработанная американским производствен­ным психологом Р. Лайкертом. Он выделил четыре стиля лидерства:

1)эксплуататорски-авторитарный стиль. Менеджеры этого стиля навязывают свои решения подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, руководители высших уровней несут большую от­ветственность, а низших — практически нет, характерна недостаточная коммуникабельность;

2)благожелательно-авторитарный стиль. Менеджер относится к подчиненным, в отличие от первого случая, уже снисходительно, по-отечески. Мотивация осуществляется на основе вознаграждения. Уп­равленческий персонал несет определенную ответственность, но это касается в основном среднего уровня руководства. Этот стиль харак­теризуется также малой коммуникабельностью и ограниченностью групповой работы;

3) консультативно-демократический стиль. Менеджеры этого сти­ля советуются с подчиненными и стремятся конструктивно исполь­зовать все лучшее, что они предлагают. Мотивация обеспечивается не
только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения
к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует
свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх. Существуют
средние возможности групповой работы;

4) демократический стиль, или система группового участия. Основу данного стиля составляет привлечение подчиненных как к определению целей организации или подразделения, так и к контролю за их
достижением. Менеджеры полностью доверяют подчиненным. Мотивация обеспечивается за счет экономического вознаграждения. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации; существуют множество коммуникативных связей, а также
большие возможности групповой работы.

Менеджер:функции и личность:

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества. Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению; Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; Настойчивость - проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Подход к лидерству с позиции личных качеств:

Не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров. Имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Личные качества лидера должны соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.

Набор личных качеств лидера:* Физиологические качества -Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность.*Психологические качества-Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, самоутверждение, упорство, мужество.*Интеллектуальные качества -Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, широта кругозора, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, чувство юмора.*Деловые и личностные качества- организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность,

Зависимость от ситуации: аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Поведенческий подход к лидерству:

Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Группа авторов утверждает, что «не существует одного «оптимального» стиля руководства». Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль». «Оптимальный» стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.

Исследования К.Левина:

Возможно самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авто-кратичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых бихевиористской школы стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

Стили руководства:авторитарный, демократический и либеральный(попустительский).

Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

демократический с тиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.


Связь стилей с эффективностью лидерства:

Модель - Из решетки стиля руководства Блейка—Моутона выводится пять типичных стилей.

Пять стилей лидерства:

1.Директивный:- добиться беспрекословного подчинения. Сторонники этого стиля лидерства отдают предпочтение приказам и распоряжениям и не склонны к диалогу с сотрудниками.

2. Авторитетный: Менеджер привлекает сотрудников к общему делу, убеждая, что стремление к обозначенной им долгосрочной цели - в интересах коллектива и всей организации

3.Товарищеский: создавать гармонию и избегать разлада. Менеджер, являющийся приверженцем данного стиля лидерства, много времени уделяет налаживанию отношений с сотрудниками.

4.Демократический: Лидер добивается наилучших результатов от своей команды путем совместного принятия решений и разделения ответственности.

5.Эталонный: «Я сделаю это лучше всех» - вот девиз приверженцев эталонного стиля лидерства. Такие менеджеры считают, что самый эффективный способ выполнения сложной работы – сделать все самому. 6.Наставнический: развитие перспективных способностей сотрудников. Менеджер, использующий наставнический стиль, помогает подчиненным определить их сильные и слабые стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...