Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты таможенной политики России в основе осуществления таможенного дела: таможенный тариф, таможенные пошлины, таможенный контроль




Категория таможенной пошлины тесно связана с понятием таможенно-тарифного регулирования. Этот термин присутствует и в Таможенном кодексе РФ, и в иных правовых актах. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" таможенно-тарифное регулирование названо одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12). При этом оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст. 19). Иными словами, таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Данный инструмент отличается экономической направленностью, а это означает, как указывает Т.Н. Трошкина, что такие меры по сути относятся к рыночным: "Они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью ценового механизма". В отличие от административных методов таможенно-тарифное регулирование воздействует на такие факторы, как стоимость товара, финансовые издержки производства, прибыль организации и др.[3]

Экономисты и правоведы неоднократно обращались к этому понятию. Так, Б.Н. Габричидзе отметил, что "таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей". Л.А. Лозбенко назвал его одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Однако никто из них так и не сформулировал этого понятия.[7; с 216]

На основе законодательного определения категории "таможенно-тарифное регулирование", данного в п. 24 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", предлагается следующая формулировка. Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выражающийся в установлении системы ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ.[4]

Свод ставок таможенных пошлин носит название "таможенный тариф". Связь таможенной пошлины и таможенного тарифа очевидна, не случайно пошлину называют "важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров".

Происхождение понятия "тариф", как следует из литературных источников, неоднозначно. К. Лодыженский в конце XIX в. указывал, что оно произошло от названия небольшой арабской крепости, расположенной на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы с грузов, привозимых в страну на кораблях. Для реализации фискальной цели была составлена подробная роспись товаров. Потом эти сборы и роспись, устанавливающая размер ставок пошлин, были распространены на морскую торговлю во всех мавританских гаванях.

Спустя столетие Ю.Г. Кисловский пишет, что за несколько веков до нашей эры в г. Тарифе, на юге Испании, была изобретена "таблица, согласно которой устанавливалась определенная ставка пошлин на тот или иной вид товара, она получила название тарифа".

Ясно одно: история таможенного тарифа исчисляется несколькими сотнями лет, и данное понятие всегда отождествлялось с группой платежей за товар в торговле.

    Новоторговый устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли. В советский период 20-х годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как источник дохода, а не как метод защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда и обороны было признано необходимым выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели". В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.

    Согласно ч. 2 ст. 39 ТК РФ для проведения мер таможенно-тарифного регулирования (а именно для использования ставок таможенных пошлин) применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ). В соответствии с ней каждый перемещаемый через таможенную границу РФ товар обозначается 10-значным цифровым кодом. В самом общем виде "ТН ВЭД - классификатор, который систематизирует все товары международной торговли, представленные в материально-вещественной форме". С помощью данного документа в первую очередь устанавливается принадлежность товара к той или иной группировке, к определенной позиции и субпозиции. При этом "не допускается классифицировать товары на основании отечественных ГОСТов, которые могут служить только дополнительной информацией".[3]

    Часто отмечается, что "любая попытка составить исчерпывающий перечень товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками". Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. "Роль таможенных тарифов в регулировании внешней торговли определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный вид товаров, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки". Иными словами, чем выше качественные характеристики товара, тем больше ставка таможенной пошлины.

Современная практика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономических связей стран мирового сообщества свидетельствует о наличии двух сформировавшихся взаимосвязанных уровней такого регулирования: международного, или многостороннего, и собственно национального, с характерными особенностями, присущими отдельным странам или группам стран. В условиях интернационализации экономической жизни и усиления взаимозависимости государств "регулирование на многосторонней основе приобретает все большее значение, что проявляется в стремлении большинства государств приводить свою национальную систему таможенно-тарифного контроля в соответствие с международно признанными нормами и правилами". В России существование ТН ВЭД предопределено положениями международных соглашений.

Совет таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация) в 1950 г. разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 г. - Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Последняя представляет собой многоцелевую классификационную систему, используемую "для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.". Гармонизированная система - это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой Европейского Союза. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Десятый знак введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".[4]

    Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам".

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

    Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Известный экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается". В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.

Классификационный код товара самостоятельно определяет декларант, таможенные органы могут это сделать лишь по его запросу либо в случае установления нарушения правил классификации (ст. 40 ТК РФ). В ст. 128 ТК РФ установлено право декларанта выбирать для товаров различных наименований, но содержащихся в одной товарной партии, один код по ТН ВЭД. Однако указываемому коду должна соответствовать ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (при равенстве таких ставок выбирается наиболее высокий уровень ставки акциза или НДС). Данное введение представляется весьма удобным для субъектов, декларирующих сотни и тысячи наименований товара. Выбор одного кода упрощает и ускоряет процедуру таможенного оформления, несмотря на определенные затраты лица, связанные с необходимостью использования максимальной ставки для всей партии груза.

Вместе с тем такой подход во многом ориентирован на высокий уровень законопослушности. Учитывая, что срок проверки документов и таможенного досмотра в настоящее время сокращен до трех рабочих дней, должностным лицам таможенных органов при проверке больших партий бывает трудно определить, точно ли указан классификационный код и соответствует ли он максимальной ставке таможенной пошлины. А пока не прекращается так называемая игра на кодах товаров, которая приводит к тому, что перемещаемый через границу товар классифицируется как аналогичный, смежный, но с более низкой степенью обработки. Эта "игра" объясняется тем, что субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларирует и оформляет его, тем самым уклоняясь от таможенных платежей в полном объеме. Классическими стали случаи, когда готовую мебель декларируют как древесностружечную плиту, бытовую технику - как запасные части к ней, а цветы - как ветки для составления букетов.

Как же вести борьбу с "серым" импортом? Реальным помощником здесь может стать гибко изменяемая тарифная политика. Шаги в этом направлении уже сделаны. Например, до 10% уравняли ставки таможенных пошлин на мясо птицы (курятина, гусятина, индюшатина) и таким образом прикрыли одну лазейку; снизили ставки пошлин на телевизоры с 20 до 15% - и возрос импорт этих товаров: в 2000 г. в страну было ввезено 64 тыс. телевизоров, а за 7 месяцев 2001 г. - 300 тыс. Это означает, что грузы стали оформлять под их собственными наименованиями, не прибегая к обману государства.[6; с 352]

    Благодаря принятым мерам - оперативному реагированию на возрастание количества правонарушений в таможенной сфере, гибкому изменению тарифной политики - можно дополнительно пополнить бюджет и предупредить нарушения таможенных правил. Кроме того, приведенные примеры наглядно демонстрируют, что величина таможенных пошлин, устанавливаемых государством, напрямую зависит от категории перемещаемых товаров. Интересно, что в Чили практически отсутствуют нарушения в таможенной сфере, так как национальное правительство установило единые ставки ввозных таможенных пошлин на все товары в размере 11%.

Перечислим три вида непосредственных объектов таможенных правоотношений, на которые они подразделяются в зависимости от уровня таможенного обложения.

1. Товары, обладающие высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса. На эту категорию товаров при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.

2. Товары, производимые внутри страны в достаточном количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных аналогов. Это легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.

3. Товары, не производимые в стране из-за каких-либо факторов (некоторые медикаменты, уникальные технологии, тропические фрукты). Для ввоза таких товаров необходимо устранить тарифные барьеры. Поэтому ставки таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под несомненным покровительством государства.[4]

    Величина ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. "Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка".

Актуальность данной проблемы подтверждается также и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, "задушив" их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция - не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становится ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.

Базовая идея либерализации международной торговли, проводником которой является ВТО, в основном сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, однако, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа. Интерес к России во многом понятен, учитывая, что основной объем экспорта составляют сырьевые товары. "Подземные богатства России оцениваются в 30 трлн. долл., США - в 8 трлн. долл., Китая - 6,5 трлн. долл., Европы - 0,5 трлн. долл.".

Итак, Россия - главная кладовая сырья в мире, но запасы ее исчерпаемы. Ликвидация таможенного обложения может превратить страну в сырьевой придаток более развитых государств. По нашему мнению, тарифное разоружение должно быть плавным, постепенным, стратегически продуманным, исключающим возможное возникновение проблем, связанных с низким уровнем наполняемости государственной казны. В любом случае полная отмена тарифных барьеров на границах абсолютное большинство российских специалистов признает долгосрочной целью.

    При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость и специфика влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государственных структур "взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий". Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

Сбалансированные импортные пошлины должны быть установлены на такие категории товаров, которые производятся в России, но не могут пока составить достойную конкуренцию их зарубежным аналогам. Необходимо максимально снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями.

    Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.

Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

Проведение гибкой таможенно-тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.

Один из многочисленных примеров свидетельствует о такой ситуации. В России ежегодно производится 37 млн. пар обуви, официальный импорт составляет порядка 40 млн. пар. В итоге получается около 80 млн. пар обуви. Однако по данным официальной статистики в год россияне покупают и изнашивают примерно 230 млн. пар обуви. Разница в 150 млн. пар получается либо благодаря контрабанде, либо вследствие так называемого "серого импорта", предусматривающего умышленное занижение таможенной стоимости.

Перекрытие таких лазеек возможно как за счет снижения ставок таможенной пошлины, так и установлением фиксированной специфической пошлины (например, два евро за пару). Проведение этих мероприятий не только будет соответствовать интересам рядовых покупателей и производителей, но и позволит увеличить поступления в бюджет.[5; с 134]

    Таможенное ведомство должно препятствовать использованию субъектами внешнеэкономической деятельности группы так называемых "товаров прикрытия". Этому будут способствовать первоочередные мероприятия, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников таможенных органов. Сегодня "особенно важна высокая ответственность должностных лиц таможенных служб за соблюдение своевременного и полного таможенного контроля...". Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен знать, как и в какой мере он будет отвечать за возможные с его стороны правонарушения.

Проблема искоренения коррупции не нова. Еще в XIX в. В. Петти писал, что к одному из неудобств взимания пошлин относится "большая легкость контрабандного провоза товаров с помощью подкупа, тайного сговора, припрятывания и маскировки товаров и т.д., причем этому не мешают ни присяга таможенных чиновников, ни кары, и в то же время имеются различные способы смягчения и отмены этих кар после обнаружения нарушений". Высокий уровень коррупции в таможне приводит к снижению доходов государства и экономическим убыткам.

    Таким образом, таможенный тариф выполняет следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), защитную (охрана интересов отечественных производителей) и стимулирующую (содействие развитию национальной экономики).[7; с 218]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.                                                                                                                       В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;                                                                                                                                        - отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);                                                                                            - коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;                                                       - скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.                                                                                       Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако  в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.                                                        Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства   через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.                                          Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие  в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.                                                                                              Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ. Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.                        В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).                                                                                                   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации, 2010 г.[текст]

2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 2010 г. [текст]

3. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2010 г. [текст]

4. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2010 г. [текст]

5. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ» [текст]. -М., 1993 г.-256с.

6. Габричидзе Б.Н. «Таможенное право» [текст]. -М. Издательство «Бек». 1995 г.-185с.

7. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право» [текст]. Учебник для вузов. «Норма» - М., 1998г.-280 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...