Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация санитарно-гигиенических мероприятий




ЛЕКЦИЯ

 

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 

 

Введение.

Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происхо­дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час­то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо­сти среди пострадавшего населения.

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС).

Это обусловлено следующими причинами:

ª резким ухудшением социальных условии жизнии быта населения вследствие разрушения жилищного фон­да, нарушения энергоснабжения, выхода из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, банно-прачечных учреждений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий;

ª ухудшением условий питания населения;

ª возни­кновением стрессовых состояний и других явлений;

ª значительным снижением естественной резистентности организма и изменением восприимчивости людей к инфекциям;

ª появлением большого числа механических травм, ожогов и других поражений;

ª интенсивной миграцией различных контингентов людей;

ª выходом из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне катастрофы;

ª наличием большого количества трупов людей и животных;

ª массовым размножением грызунов, появлением эпизоотии среди них и активизацией природных очагов зоонозных и природных очагов особо опасных инфекций.

Потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контак­ты с окружающими их лицами.

Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име­ют весьма важное значение.

 

1. Принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро­приятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно-противоэпидсмическое обеспечение в ЧС включает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, со­хранение здоровья населения иподдержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природ­ного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

Ø государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­нальных особенностей;

Ø единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Ø соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

Ø дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

Ø взаимодействие Роспотребнадзора с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами.

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является:

Ø организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.

Ø совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений Роспотребнадзора к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленные возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

Основные направления деятельности по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС:

Ø осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;

Ø осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;

Ø осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Ø обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления при возникновении ЧС;

Ø участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего ослож­няют санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая преж­де всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям:

Ø риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавше­го населения;

Ø угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;

Ø возможный социальный и экономический ущерб;

Ø появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуа­ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;

Ø невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а так­же необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вак­цины, лабораторно-диагностические материалы, средства борьбы с насеко­мыми, дезинфекционные средства и др.);

Ø опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты Роспотребнадзора обязаны провести тщательное эпидемиологическое обследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбу­дителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинако­вы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС проводят следующие основные мероприятия:

1. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, экспертиза пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

2. взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по во­просам обеспечения помощи населению в очагах поражения;

3. специальная подготовка сотрудников учреждений и формирований Роспотребнадзора для работы в ЧС;

4. поддержание в высокой степени готовности территориальных служб, формирований и учреждений Роспотребнадзора, сил и сред­ств научно-исследовательских институтов, функционирующихв РСЧС;

5. накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицин­ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений Роспотребнадзора в ЧС;

6. контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

7. организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен­ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара­жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь­ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

8. прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории России.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и гра­ждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-противоэпидемические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабо­чим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, здравоохранения и Роспотребнадзора.

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:

• санитарно-гигиенические мероприятия;

• противоэпидемические мероприятия;

• контроль окружающей среды.

Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф и влияния всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из важнейших видов деятельности органов власти, здравоохранения и других служб, как в повседневной жизни, так и при возникновении ЧС мирного и военного времени и направлены на решение следующих целей:

— сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний;

— предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди населения;

— быстрейшая ликвидация инфекционных заболеваний в случае их появления.

 

Организация санитарно-гигиенических мероприятий

В чрезвычайных ситуациях.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуа­ции понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликви­дации последствий, путем:

- медицинского контроля за состоянием их здо­ровья;

- санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, захоронением трупов погибших людей и животных;

- оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС;

- прогнозирова­ния влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния;

- гигиенического воспитания населения.

Проводятся следующие санитарно-гигиенические мероприятия:

• оценка санитарно-гигиенического состояния тер­ритории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье на­селения и окружающую среду;

• по защите персонала ава­рийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;

• санитарный надзор за условиями размещения насе­ления в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслу­живанием;

• санитарный надзор за гигиенически значимыми объектами, обес­печивающими жизнедеятельность населения в районе ЧС;

• медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирова­ний и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспе­чением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их исполь­зованием;

• контроль за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;

• организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты:

1. объекты системы водоснабжения и канализации;

2. предприятия пищевой промыш­ленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные уч­реждения;

3. предприятия коммунального обслуживания;

4. пострадавший и непострадав­ший жилой фонд;

5. лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализиро­ваны пораженные и больные из района катастрофы;

6. места временного расселения эвакуируемого населения;

7. места расположения спасательных команд, отрядов;

8. про­мышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигиеническими направлениями работы являются:

1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей

Ø участие в выборе водоисточника;

Ø разрешение на использование воды;

Ø контроль состояния ав­тотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззаражи­вания автоцистерн хлорированием или другими способами);

Ø проведение за­бора проб на бактериологический и химический анализ.

2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы - ежедневный бактериологический кон­троль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водо­пользования.

3. На пищевых объектах - организация проведения мероприятий, исключаю­щих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временно­го питания - проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля.

4. В местах временного расселения населения - участие в создании надлежа­щих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бы­тового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекцион­ные камеры.

5. В постоянных и временных стационарах для пораженных - дезинфекция опе­рационных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала.

Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения.

Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0-4,5 м2 на каждого человека.

Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора насе­ления в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева лю­дей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел.

Во из­бежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют на одного человека 10 л/сутки:

· на одного больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье) - 75 л/сут.

· на обмывку одного человека, включая личный состав работающих в районе ЧС формирований - 45 л.

При размещении населения в палаточном или другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глуби­ной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Ровики допускается устраивать параллельно друг другу на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же под­вергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...