В целях активизации самостоятельной работы студентов по их желанию могут быть подготовлены выступления по темам курса и в развитие содержания изученных тем.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ниже предлагаются тексты некоторых рефератов студентов в качестве вариантов подготовки выступлений.
I. Общение как восприятие людьми друг друга. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком – партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Однако в процессе общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление [идентификация] себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблемы другого человека, как это имеет место при взаимодействии, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей не одинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень – низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень – по ходу общения у человека возникает отрывочное представление о переживаниях другого человека; третий уровень – отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей – рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках [обобщение], а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными [т.е. не корректируются с учетом конкретных ситуаций]. Процесс понимания друг друга “осложняется” явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: 1.Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивается другого человека. 2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. 3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. 4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. 5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как корыстные. 6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: ”Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вдруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. Эффект “первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, то все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное [например, из-за плохого самочувствия], в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроиться на него”. 8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. 9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем. 10. Эффект “последней информации” проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины [внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека], либо через внешние причины [влияние внешних ситуаций]. Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
- постоянное поведение – в сходных ситуациях поведения однотипно; - отличающееся поведение – в других случаях поведения проявляется иначе; - обычное поведение – в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей. На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем недостаточной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. На восприятие людей влияет и предубеждение – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют измерения: -когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета; -аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации; -поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются: 1.под влиянием других людей 2.на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. При межличностном общении важно уметь “снимать маску”, быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью - сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у них их поведение Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.
II. Синтоническая модель общения. Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с самим собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейро – лингвистического программирования [НЛП]. НЛП – это результат объединения психологии, лингвистики, математики. Приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения [определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние] и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.
Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления [восприятие + мышление = общение]. Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти “двери” по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та система, которой он доверят больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальная [зрительная], то вы воспринимаете и храните в памяти мир в “картинках”. Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, то вы можете использовать слова, соответствующие его “любимой” модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной [слуховой] и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание. Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать. Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы встанете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать – он даже может рассердиться. Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Ему трудно сделать выбор – внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо и влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. Люди с кинетической репрезентативной системой, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз вправо. К классической триаде людей добавляют еще один тип – “рассудочных людей”, или “компьютеров” – это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, “ярлыки”, которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить. Определение желаемых результатов. Общение без результата – как путешествие без цели. Результат – это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагается пять способов уточнения целей и превращения их в результат: 1. Уточнение результата [точно определите желаемый результат]; 2. Формулировка результата в положительной форме, например: “Хочу быть богатым”, - позитивная положительная форма; “Не хочу быть бедным” или “Не хочу выглядеть смешным” –это результаты, сформированные в отрицательной форме, и это непродуктивный способ общения. В самом деле, человеку незачем стремиться к тому, что хочет, поэтому и формулировать результат лучше в положительной форме; 3. Вычленение сенсорных показателей результата “Что я увижу, когда достигну результата?» “Что я услышу?» 4. Согласование результатов с партнером по общению: большинство людей помогут вам в достижении ваших результатов, если они одновременно будут достигать и своих; 5. Если вы добиваетесь результатов во вред интересам других, вы манипулируете, и люди будут препятствовать вашему успеху открыто или тайно. Сенсорная острота. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Сенсорное чутье необходимо, чтобы контролировать процесс общения, обеспечивая успешное продвижение к результату. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника – ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение [позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук]. Есть и более тонкие изменения – в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, сиюминутном дрожании нижней губы. Обучаясь сенсорной остроте, надо освоить три шага: 1. Фиксация изменений в поведении человека [тренируйтесь каждый день в наблюдении за людьми], 2. Различение паттернов, т.е. повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на тех, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу, бледнеют, другие – стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний, 3. Калибровка, т.е. узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. Гибкость. Процесс общения во многом зависит от гибкости собеседников – способности изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости, – значит обрести способность видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей. В общении важно быть гибким в словах, мышлении, восприятии и поведении. Сенсорная острота позволяет быть гибким в восприятии. У гибкого поведения есть преимущества: новое поведение вызывает и новую ответную реакцию, и, возможно, вы добьетесь желаемого результата, используя разные новые способы поведения. Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага: 1.Прерывание – страх паттернов в поведении [например, поезжайте на работу другой дорогой, или в ситуациях, в которых исключен риск, прекратите делать то, что вы делаете, и подумайте о трех новых возможных способах достижения того же самого результата, или, например, не разговаривайте в течение одной недели, пишите записки, предупредив семью и друзей, что проводите эксперимент]. 2.Изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения [например, посмотрите на мир сквозь новые очки, вообразив на часок, что вы – совсем не вы, а ваш сосед по лестничной площадке. Как выглядит мир с его точки зрения?]. 3.Быстрая последовательность прерывания старых паттернов поведения и использования новых выборов [например, когда вы заметите, что внутренний голос вам приказывает: “Ты должен”, измените свое поведение, сыграйте другую роль, хотя бы в течение трех минут побудьте кем-то иным. Конгруэнтность. Слово ”конгруэнтность” означает “встретиться и прийти к соглашению”. В каждом из нас много разных частей: делового человека, начальника, родителя, критика, игрока, покорителя сердец и т.д. Ели все части личности действуют согласовано, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, - вы конгруэнтны. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем совсем третьего, то мы неконгруэнтны, и наше состояние заметно для окружающих людей. Если части нашей личности не решили еще, что нам действительно нужно, если есть какие-либо противоречия и несогласия по поводу способов достижения результатов, мы можем сказать “да”, но при этом непроизвольно отрицательно качаем головой, или серьезная фраза может неожиданно закончиться коротким смешком. Все это видят люди, с которыми мы общаемся, и такое поведение вызывает замешательство, сомнения, недоверие к нам. В итоге шансы на успешное достижение результата уменьшаются. Быть конгруэнтным – значит сделать первый шаг к достижению внутренней целостности. Раппорт. Слово “раппорт” означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Это самый важный процесс в любом взаимодействии. Специалисты НЛП считают, что без раппорта вы никогда не достигните того, чего хотите. Как узнать, что у вас есть раппорт с собеседником? По- разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других – чувство разделенного взаимопонимания. Как создать раппорт? Многие люди умеют это делать на уровне сознания, считая, что этому умению можно научиться. Необходимо освоить только шесть шагов: 1.Проверка вашего доверия партнеру, с которым вы общаетесь, - уверены ли вы в его компетентности, в его способностях, надежности? Можно спросить себя об этом, и если вы услышите конгруэнтный ответ “да” – все в порядке. Если же услышите несогласие, надо определить в себе ту часть личности, которая не доверяет собеседнику, и внимательно выслушать ее аргументы. Может быть, вам удастся найти подходящие аргументы и убедить ее в обратном. Не добившись ее согласия, лучше не продолжать общения с собеседником – ваше недоверие так или иначе, проявится, вызовет ответное недоверие, напряженность отношений, после чего достижение желаемого результата маловероятно. 2.Проверка доверия партнера к вам. Доверие возможно лишь в состоянии конгруэнтности. 3.Установление соответствия тону и темпу голоса вашего собеседника. Тон голоса бывает высоким или низким, громким или тихим. Темп голоса бывает быстрым или медленным, с паузами или без них. Однако нельзя резко менять свой темп и тон голоса, подстраиваясь под партнера. Делать это надо потихоньку, маленькими шажками, чтобы ваша техника осталась незамеченной. 4.Установление соответствия дыханию собеседника. Чтобы заметить скорость дыхания человека, полезно наблюдать за верхней линией плеч собеседника и попытаться уловит довольно заметные движения вверх – вниз. Если вам удалось уловить ритм дыхания, вы можете подстроиться под него после некоторой тренировке. 5.Установление соответствия ритму движения собеседника. Освоение этого шага требует осторожной тренировки. Выделите какое-то движение, которое ваш собеседник постоянно повторяет, и сопровождайте его всякий раз каким-то другим своим движением, например, всякий раз, когда ваш собеседник касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать по столу. Или, если партнер взволнованно ходит по комнате, вы можете сопровождать его хождение заметным постукиванием ноги. 6.Соответствие позе тела собеседника. Использовать эту технику надо осторожно, чтобы не оскорбить собеседника. В спонтанном раппорте отражение тел собеседника происходит естественно. Достижение раппорта – это способ синхронизации собеседников: так внешнее соответствие подчеркивает сходство и смягчает различия, в результате взаимное понимание между людьми усиливаетя. Ресурсное состояние –это оптимальное состояние человека. Оно основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности. Ресурсное состояние может быть использованно для эффективного общения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости. Чтобы научить входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага: 1.Поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте: вспомните, когда у вас что-то получалось легко, вдохновенно, красиво – вам самим и окружающим это очень нравилось. 2.Найдите удобное место и позвольте себе пережить то состояние успеха снова. При этом полезно себя спросить: ”Что я видел, когда у меня все так хорошо получалось? Что я при этом чувствовал? Что слышал?” 3.Когда воспоминания о той, прежней, ситуации восстановится в достаточно полной мере и достигнет наибольшей интенсивности, дотроньтесь пальцами правой руки до запястья левой, чтобы установить условную связь по типу “стимул-реакция”. Запомните то место, к которому прикасались, и с каким нажимом было прикосновение. На языке НЛП такое установление условной связи называется “якорением”. “Якорить” надо пик эмоционального переживания, когда почувствуете, что сейчас вы в состоянии работать даже лучше, чем в прошлом, к которому относятся ваши воспоминания. 4.Вхождение в ресурсное состояние. Для этого надо повторить второй и третий шаги, т.е. последовательно и быстро войти в воспоминание о ресурсном состоянии и повторное установление самого якоря и восстановление воспоминаний. Такая двойная процедура нужна, чтобы удостовериться, что якорь [прикосновение или их сочетание] немедленно вызывает в памяти оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности. В общении с коллегами, с начальством, в семье, в любой трудный момент жизни, используя свой “ресурсный якорь”, вы почувствуете прилив сил, которые помогут вам добиться успеха. Пойнтеры. Как уже отмечалось, НЛП – это интеграция психологии, лингвистики и компьютерного программирования. Психология имеет дело с процессом общения, а лингвистика – с содержанием общения. НЛП предлагает особую процедуру уточнения содержания и смысла сказанного. Суть ее – в умении задавать вопросы, которые в НЛП называются пойнтерами, и указателями. Пойнтер 1 – существительное. Первый пойнтер нужен для уточнения смысла существительного. Ели три человека обсуждают производительность, то для каждого из них это слово может иметь специфическое значение: для одного – главным будет скорость, для другого – люди, для третьего – машины. Если вы услышите подобные неопределенные существительные, вам необходимо задать уточняющий вопрос – “А какой смысл вы вкладываете в слова...? А что для вас значит...?” Пойнтер 2 – глаголы. Нужен для уточнения смысла глаголов. Для этого полезно задать вопрос: ”Как именно?” Пойнтер 3 –правила. В жизни человека существует множество правил, обычно выражаемых в словах – “должен”, “не должен”, “надо”, “нельзя”. Пойнтер 4 – обобщения. Предназначен для того, чтобы избежать ошибок, связанных с некорректным обобщением. Обобщение, с одной стороны, полезные свойства мышления, с другой стороны, обобщения нередко ограничивают наше мышление и причиняют неприятности, которых вполне можно избежать, если вовремя пересмотреть это обобщение – стереотип, которое искажает “карту реальности” человека и ограничивает его возможности. Обобщая, мы используем слова “все”, “всегда”, “каждый”, “никогда”, которые, как правило, не соответствуют истине. Это обобщающие слова, а они иногда игнорируют исключения из правил, ограничивают наше поведение, закрывая пути, которые могли бы привести к решению многих проблем. Пойнтер 5 – сравнения. Используются для уточнения сравнений, таких как “лучше”, “хуже”, “легче” и др. Помните, что пойнтеры необходимы, если вам нужна точная информация, без которой не достичь своего результата или результата вашего партнера. Если же речь идет о чем-то незначительном, то можно обойтись без уточняющих вопросов. Уточнения в первую очередь требуют существительные. Выяснив же их специфическое значение, вы экономите время для дальнейшего продуктивного общения. Пойнтеры необходимы нам, чтобы лучше понять друг друга, уточнить, какой смысл каждый из партнеров по общению вкладывает в те или иные слова, и на основе этого быстрее прийти к успешному решению проблем и достижению желаемого результата.
III. Общение как обмен информацией. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и прочее. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К-С-Р [коммуникатор-сообщение - реципиент] - асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования [высказыванию], т.к. “говорящий” сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для “слушающего” смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда призойдет смена”коммуникативных ролей”, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1.оптико-кинетическую; 2.пара- и экстралингвистическую; 3.организацию пространства и времени коммуникативного процесса; 4.визуальный контакт Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система представляет как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела [рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику]. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинетика, которая специально имеет дело с этим и проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучалась частота и сила жестикуляции в разных культурах [в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 20 раз, французы – 20 раз, мексиканцы – 120 раз]. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков представляет собой также “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Организация пространства и времени коммуникативногопроцесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, – это “контакт глаз”, имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избежание его т.д. Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную [а иногда самостоятельную] роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное взаимодействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим для организации совместной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|