Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполните задание. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые особен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер




Выполните задание

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые особен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру терми­на из спис­ка.  

 «В. Ко­ро­лен­ко, как ис­тин­ный ма­стер рас­ска­за, в малом объёме сумел мак­си­маль­но полно пе­ре­дать чи­та­те­лям осо­бен­но­сти эпи­зо­да, пе­ре­жи­то­го рас­сказ­чи­ком. В син­так­си­се ча­стое упо­треб­ле­ние (А)_____ (пред­ло­же­ния 2, 18, 21, 30) де­ла­ет по­вест­во­ва­ние живым, ди­на­мич­ным, а ис­поль­зо­ва­ние та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, как (Б)_____ (пред­ло­же­ния 34, 36), по­мо­га­ет рас­ста­вить смыс­ло­вые ак­цен­ты. В свою оче­редь, такие тропы, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 2, 27) и (Г)_____ («изящ­ные фи­гур­ки» в пред­ло­же­нии 14, «без­жа­лост­ные льди­ны» в пред­ло­же­нии 18, «к ро­ко­во­му месту» в пред­ло­же­нии 26), на­сы­ща­ют текст осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью, ху­до­же­ствен­но­стью и вме­сте с тем по­мо­га­ют пе­ре­дать от­но­ше­ние ав­то­ра к своим ге­ро­ям и про­ис­хо­дя­ще­му в целом».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ли­то­та

2) срав­не­ние

3) ряд од­но­род­ных чле­нов

4) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

5) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

6) эпи­фо­ра

7) ри­то­ри­че­ские во­про­сы

8) лек­си­че­ские по­вто­ры

9) эпи­те­ты


 

№3. Прочитайте текст

 (1)Это был пер­вый на­сто­я­щий бой Кати. (2)Ар­тил­ле­рий­ская под­го­тов­ка на­ча­лась перед рас­све­том, под её при­кры­ти­ем за­ня­ли ис­ход­ные по­зи­ции.

(З)На­ка­ну­не ве­че­ром пи­са­ли пись­ма. (4)Толь­ко Кате пи­сать было не­ку­да: все род­ные по­гиб­ли. (5)Так что те­рять в бою ей, по сути, было не­че­го — кроме соб­ствен­ной жизни. (6)Но её она, мо­ло­дая дев­чон­ка, после пе­ре­несённых стра­да­ний, к со­жа­ле­нию, уже мало це­ни­ла.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в ко­то­ром они на­хо­ди­лись, мо­та­ло из сто­ро­ны в сто­ро­ну, тряс­ло так, что Катя едва удер­жи­ва­лась на си­де­нье. (9)«Если так будет даль­ше, как же стре­лять? » — ду­ма­ла она. (10)Хотя её дело было не на­во­дить пушку, а по­да­вать сна­ря­ды. (11)Туж­ли­во рыча, ма­ши­ны на­стыр­но ка­раб­ка­лись вверх, от мо­то­ров, пу­щен­ных на пол­ные обо­ро­ты, жара сто­я­ла не­су­свет­ная, ещё пахло со­ляр­кой, за­би­ва­ло от­ра­бо­тан­ны­ми га­за­ми, све­жим воз­ду­хом тя­ну­ло толь­ко через тех­ни­че­ские за­зо­ры и смот­ро­вую щель.

(12) Тут по рас­калённой от боя броне танка что-то за­стре­ко­та­ло, од­на­ко Катя не сразу осо­зна­ла, что их об­стре­ли­ва­ют. (13)Всё даль­ней­шее сли­лось для неё в сплош­ной гро­хот, дым, крики в пе­ре­го­вор­ном устрой­стве. (14)Лу­пи­ли то под­ка­ли­бер­ны­ми, то бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­ны­ми, то оско­лоч­ны­ми сна­ря­да­ми. (15)Катя не по­ни­ма­ла, что про­ис­хо­дит сна­ру­жи, не могла ещё по видам сна­ря­дов, по­да­ва­е­мых ею, опре­де­лить об­ста­нов­ку. (16)Она толь­ко слы­ша­ла гро­хот; её, такую хруп­кую и ма­лень­кую де­вуш­ку, дёргало вме­сте с огром­ной ма­ши­ной. (17)Стра­ха, как ни стран­но, Катя вовсе не ис­пы­ты­ва­ла: она плохо со­об­ра­жа­ла, что к чему, толь­ко слы­ша­ла ко­ман­ды и вы­пол­ня­ла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19) И тут вдруг слу­чи­лось нечто не­ожи­дан­ное и дикое: ма­ши­на как бы про­ва­ли­лась, после чего Катю под­ки­ну­ло, уда­ри­ло боль­но свер­ху, внут­рен­ность танка на­пол­ни­ло те­перь вовсе не­стер­пи­мым жаром и тяжёлыми угар­ны­ми за­па­ха­ми, а после в один миг по­гас­ли пла­фо­ны осве­ще­ния.

(20) Ко­ман­дир от­крыл крыш­ку ба­шен­но­го люка, Катя про­тис­ну­лась вслед за ним.

(21)Ока­за­лось, танк ух­нул­ся в бом­бо­вую во­рон­ку, без по­сто­рон­ней по­мо­щи было не вы­брать­ся. (22)Катя вспом­ни­ла, сколь­ко раз им на­по­ми­на­ли, твер­ди­ли, тре­бо­ва­ли по­вто­рять вслух же­лез­ный закон: если танк под­бит, но не горит, эки­паж обя­зан за­щи­щать бо­е­вую тех­ни­ку до конца. (23)И Катя при­го­то­ви­лась бить­ся до конца, ведь это был её во­ин­ский долг. (24)В этот мо­мент она ви­де­ла нем­цев: они были так близ­ко, как ни­ко­гда, почти рядом, бе­жа­ли, стро­чи­ли из шмай­се­ров. (25)«Всё, — по­ду­ма­ла Катя, — сей­час конец».

(26) Но, как ни стран­но, даже сей­час она стра­ха не ощу­ти­ла: слиш­ком не­ве­ро­ят­но было всё про­ис­хо­дя­щее во­круг этой мо­ло­дой жен­щи­ны, у ко­то­рой война от­ня­ла юность, семью, мечты о счаст­ли­вой жизни...

(27) Катя дёрнула це­поч­ку ре­воль­вер­ной за­глуш­ки, вы­су­ну­ла в от­вер­стие рыль­це ав­то­ма­та и на­ча­ла лу­пить, не видя нем­цев, на­у­гад, и ждала: сей­час, вот-вот... (28)Она по­че­му-то уви­де­ла: часы на щитке при­бо­ров оста­но­ви­лись — было де­вять часов два­дцать минут.

(29) Они с ко­ман­ди­ром от­би­лись-таки и со­хра­ни­ли танк, вот толь­ко ме­ха­ник Генка погиб. (30)В сен­тяб­ре сорок четвёртого сер­жант Ека­те­ри­на Муш­ки­на, от­ме­чен­ная ор­де­ном, стала ко­ман­ди­ром танка. (31)Не женой, не ма­те­рью, не хра­ни­тель­ни­цей се­мей­но­го очага — ко­ман­ди­ром танка.

(По В. П. Ера­шо­ву*)

*Ва­лен­тин Пет­ро­вич Ера­шов (1927-1999) — рус­ский пи­са­тель, автор мно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний о войне.

 

Выполните задание

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые особен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру терми­на из спис­ка.  

 «Стиль Ва­лен­ти­на Ера­шо­ва в пред­став­лен­ном фраг­мен­те тек­ста пре­дель­но ла­ко­ни­чен и строг. И это впол­не за­ко­но­мер­но, ведь речь идёт о войне. Одним из ве­ду­щих приёмов в смыс­ло­вом по­стро­е­нии тек­ста яв­ля­ет­ся (А)_____ («хруп­кая и ма­лень­кая де­вуш­ка» — «огром­ная ма­ши­на» в пред­ло­же­нии 16, а также пред­ло­же­ние 31), что по­мо­га­ет ав­то­ру вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к про­бле­ме. В син­так­си­се тек­ста, изоби­лу­ю­щем од­но­род­ны­ми чле­на­ми, можно вы­де­лить также (Б)_____ («на­по­ми­на­ли, твер­ди­ли, тре­бо­ва­ли» в пред­ло­же­нии 22) и (В)_____ (пред­ло­же­ния 30—31).

В лек­си­ке осо­бен­но­сти стиля про­яви­лись пре­жде всего в упо­треб­ле­нии (Г)_____ («ух­нул­ся» в пред­ло­же­нии 21, «лу­пи­ли» в пред­ло­же­нии 14, «не­су­свет­ная» в пред­ло­же­нии 11)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ме­та­фо­ра

2) ме­то­ни­мия

3) ан­ти­те­за

4) кон­текст­ные си­но­ни­мы

5) оли­це­тво­ре­ние

6) раз­го­вор­ные слова

7) гра­да­ция

8) эпи­фо­ра

9) ги­пер­бо­ла

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...