Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Культура XIX века Содержание 1. Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные 2. Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека 3. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм 4. Социально-политические идеалы XIX века: либерализм, марксизм, анархизм Список использованной литературы
Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные
Исторический и культурологический XIX век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой истории – Великой французской буржуазной революции (1789 -1794). Французские события стали главными для этого века, по Франции и французским обстоятельствам Европа «мерила» свою историю. Одно поколение стало свидетелем сразу нескольких эпохальных исторических событий. Этот отрезок времени был буквально «насыщен» событиями и кардинальными изменениями: пять лет Французской революции, походы Наполеона, поражениеего при Лейпциге перед союзными армиями, «100 дней» (возвращение Наполеона в Париж), окончательное поражение при Ватерлоо, период Реставрации (1815– 1830), Июльская революция 1830, экономический кризис 1842 г., забастовочное и стачечное движение по всей Европе (особенно – в 1840-е), революционные события 1848 г. по всей Европе, начало аболиционистского движения в США (с 1830-х), бесконечные войны на Балканах, войны (1860-70-х) и объединение Германии, новые принципы избирательного права в Англии (законы 1868– 1880-х). Промышленные и политические потрясения меняли Европу, отражали новые исторические противоречия. Если в XVII– XVIII веках буржуазность представлялась идеалом, реализацией возможностей нового социального слоя – буржуа, попыткой построить принципиально новые социальные отношения, тов веке XIX отношение к новой реальности меняется. Буржуазное общество становится реальностью, которая не всегда соответствует идеалам, эта реальность, критикуется и даже полностью отвергается романтиками, а затем «признаётся» и подвергается анализу реалистами[1].
XIX век – это «буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве и, прежде всего, в литературе, в это время сложились два художественных метода – романтизм и реализм. Закладываются основы символизма. Наука XIX века предлагает новые способы объяснения мира: научный эксперимент в механике приводит к установлению связи науки и производства, появляется эволюционная теория Дарвина, открыта клеточная теория, в Англии с изобретением паровой машины совершается научно-техническая революция. Формируются социально-политические идеологии, которые сыграют важнейшую роль в истории XX века: анархизм, марксизм. Складывается система либеральных взглядов и ценностей (либерализм). Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме — через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме — через передачу динамически наполненной жизни. В символизме — благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме — благодаря созданию образов духа. Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.: 1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир,академизм, псевдоромантизм и т. п.).
2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений. На протяжении XIX — XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения. Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства. Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений. Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества[2]. Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:
· достижение и успех, · частная собственность, · индивидуализм, · право, активность и труд, · потребительство, · универсализм, · вера в прогресс, · уважение к науке и технологии. Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения. Кроме того, нужно отметить, что формы буржуазного сознания содержат в себе известную слепоту, систему иллюзии, вытекающих из экономии, отношений буржуазного способа производств. Капитализм с его принципом частного интереса, развитием науки и рациональной организации производств, процесса в рамках отдельного предприятия изгоняет наивные понятия более ранних обществ, форм, детские суеверия подавленного трудом крестьянина. Но вместе с тем Капитализм снова, и притом в громадной степени, запутывает все человеческие отношения, окружая их туманом ложных представлений, коренящихся в фетишизме товарного мира. Экономические силы, не подвластные обществ, контролю, находятся как бы за пределами разума; неведомым путем приводят они человека к богатству либо опускают его в бездну нищеты. Возможности обогащения, конечно, весьма ничтожны для большинства людей и почти исключены для "маленького человека" в эпоху конкуренции между гигантскими монополиями[3].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|