Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности и место человека в мире в эпоху европейского Просвещения




Это время ознаменовалось радикальными социально-эконо­мическими преобразованиями. Это была эпоха первоначального накопления капиталаи технических изменений (изобретены водяное колесо, самопрялка, огнестрельное оружие, доменное металлургическое производство, книгопечатание и др.).

Произошел коренной перелом в духовной жизни европейских народов: была сломлена духовная диктатура церкви. Победа реформаторских движений (лютеранского, кальвинистского, цвинглианского) лишила римско-католическую церковь власти в ряде стран.

После тысячелетнего забвения произошло возрождение многих сторон богатой античной культуры, поэтому эта эпоха часто определяется как эпоха Возрождения (Ренессанса). Особенностью данного периода является фантастический всплеск творческой активности в области естественных наук(Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей); социально-политических учений (Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла); в сфере искусства, живописи, скульптуры, архитектуры, поэзии (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рублев, Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес и многиедругие).

Именно в эпоху Возрождения возникает новая, не связанная или мало связанная с церковью, светская культура — гуманизм. Основой ее былопризнание интересов и прав человеческой личности, достоинства и самоценности человека. Это был своеобразный «оптимистический гуманизм», поражающий своей радостной чувственностью, любованием красотой, бьющей через край жаждой жизни, любви, света.

Возрождение, как ни одна культура до этого, во главу угла поставила идею самоценности индивидуальности, личности. Индивидуализм был прогрессивным явлением в тех условиях, т. к. выражал необходимость освобождения человека от средневековых цеховых, сословных и церковныхоков и прямо был сопряжен с утверждением принципа индивидуальной свободы.

XVII век не был столь ярок, искрист как эпоха Ренессанса, что его не без оснований называют «веком гениев». Достаточно лишь вспомнить необыкновенный взлет философской мысли (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц и др.). Унаследовав от эпохи Возрождения поклонение разуму, духу вольнодумства, религиозному индифферентизму, гуманизму, XVII век внес и свой вклад в становление проблемы «личности».

Дальнейшее развитие получили появившиеся в XV — XVI вв. физико- механистические представления о человеке. Образ человека, воспетый в эпохувозрождения, и эйфорийное поклонение ему сменились более верным взглядом на человека как на существо сложное, противоречивое, парадоксальное. Появляются пессимистические мотивы по поводу заброшенности, затерянности человека в мире. Обостряется интереск внутреннему миру человека, к уникальности его душевной жизни. В философии XVII в. всесторонне изучаются важнейшие человеческиеценности — свобода человека, величие его души и разума, социальный мир как противовес войне.

Важным этапом в развитии проблематики человека, личности явилась эпоха Просвещения XVII — XVIII вв. И, пожалуй, самый кардинальный прорывв этом направлении был сделан немецким мыслителем И. Кантом. С исключительной глубиной и последовательностью он развил идею о человекекак высшей ценности и активном созидателе умопостигаемого существующего мира, поставив, тем самым, человека чуть ли не на одну ступеньс Богом.

Лейтмотивом антропологических взглядов в эпоху Просвещения было положение о материальном единстве человека, о теснейшей зависимости всех его психических, душевных процессов от мозга, нервной системы, от телесной субстанции. Преодолевая философский дуализм в пониманииприроды человека, мыслители эпохи Просвещения все же механистически подходили к вопросам рассмотрения человека, хотя и указывали на егочрезвычайную сложность.

Характерной особенностью в XVII — XVIII вв. было распространение концепции «естественного человека». Рациональное, рассудочное раннее Просвещение уступает приоритетное место в рассмотрении человеческой природы ее естественному началу: чувствам, страстям, эмоциям, интуиции.

При этом изначально присущие человеческой природе побуждения к самосохранению, богатству, славе, любовь к себе, «разумный эгоизм» рассматривались как правильно понятый личный интерес, не противоречащий общему благу. Тем самым просветители со всей серьезностью поставили проблемы активности человека, мотивированности его поступков, а также его общественной, личностной сущности.

И. Кант, оценивая роль цивилизации, доказывает, что она позволила человеку выбраться из животного состояния, научила человека обращатьсясо своими желаниями, потребностями, страстями. Но самое главное, благодаря чему человек становится человеком общественным, он учитсяпринимать в расчет другое человеческое существо, делает себя сам тем, что уважает человека в себе и в другом. И не смотря на все то страшное, что было сделано и делается людьми, в человеческой цивилизации есть другой закон — закон укрепления и развития человечности. Французский просветитель Вольтер идее одиночества и заброшенности людей, получившей распространение в XVII веке, противопоставляет тезис о человеке как общественном существе, стремящемся к образованию «культурных сообществ». Немецкий просветитель Г. Лессинг идет еще дальше, высказывая мысль о всеохватной целостности человеческого рода, о его всеобщей судьбе. Что же касается единства человеческого рода, то оно появляется тогда, когда возникает осознание людьми своей общности. Высоко оценивая роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в немморальную сторону, учение о всеобщей любви, сплачивающей людей, Лессинг считал, что духовная эволюция человечества не завершается этой религией и ей на смену придет новая ступень зрелости «эпоха нового, вечного Евангелия».

Просветители уделили немалое внимание вопросам соотношения личности и общества. Рассматривая государство как центральный институт, обеспечивающий стабильность общества, гарантию его процветания, просветители вместе с тем считали необходимым равное предоставление реализации каждому гражданину его естественных прав и свобод: на жизнь, безопасность, владение имуществом, на свободу выбора места жительства, рода занятий, образа жизни и т. д. В центре внимания просветителей была и проблема наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, которые бы максимально соответствовали человеческой природе. Наиболее болезненнойи актуальной проблема свободы, борьбы с рабством и угнетением, переустройства общества была для русских просветителей.

И, наконец, характерным признаком эпохи Просвещения был исторический оптимизм. Он основывался на представлении о том, что в человеческойприроде имеется масса положительных и прекрасных задатков. Что же касается пороков, дурных страстей, поступков, то они вполне преодолимы путем морального воспитания. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитаниячеловеческого рода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...