Теории стратификации М. Вебера
Решающим условием (первым критерием стратификации), влияющим на судьбу отдельного человека, является не столько факт классовой принадлежности, сколько позиция (статус) индивида на рынке, позволяющая улучшить или ухудшить его жизненные шансы. Второй критерий стратификации — это престиж, уважение, почести, которые получает индивид или позиция. Статусное уважение, получаемое индивидами, объединяет их в группы. Статусные группы отличаются определенным образом жизни, стилем жизни, они обладают определенными материальными и идеальными привилегиями и стараются узурпировать свои нрава на них. И классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью, на которые опираются политические партии. Это третий критерий стратификации.
52. Эволюционный и революционный тип развития общества. Социальные конфликты, социальные революции.
Эволюционный путь ( слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время» и способствовать прогрессу, т. е. улавливать передовой опыт и перенимать передовой опыт других государств. Революционный путь (слово «революция» происходит от позднелатинского термина; означающего «поворот» или «переворот»). Это изменение во внутренней структуре системы. В то же время реформа (как следствие революции) является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. Соответственно, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Социальный конфликт — это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. Выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия.
Социальная революция, как и в целом понятие революция (от лат. revolution - поворот, переворот) означает резкий всплеск, бурные всплески движения, приводящие к качественным, сущностным изменениям системы. В обществе - это максимально быстрое и глубокое изменение социума, открывающее ему как небывалые до этого возможности самоосуществления, так и социального напряжения. В марксистской философии подчеркивается творческий характер социальной революции как решающей, продуктивной активности масс в развитом обществе, воплощающей ярчайшие и глубинные коллективные действия в кризисные моменты человеческой истории. Особо подчеркивается здесь роль классовой борьбы.
53. Социальное управление, его основные характеристики.
Социальное управление представляет собой процесс воздействия на общество и общественные отношения с целью их упорядочивания, достижения законности и правопорядка.
Признаки социального управления: 1. Социальное управление имеет место быть в рамках процесса совместной жизнедеятельности индивидов. 2. Социальное управление направлено на достижение четко установленных управленческих целей и задач.
3. В процессе социального управления во всех случаях принимает участие субъект управления, тот, кто реализует функции управления и объект управления, тот, на кого направлен процесс социального управления. Субъект управления, при этом, наделен определенными властными полномочиями. Объект управления является зависимым субъектом, который должен подчиняться власти субъекта управления. 4. Процесс социального управления осуществляется с помощью определенного механизма управления, т.е. совокупность институтов социального управления. Стадии процесс социального управления: анализ общей ситуации, формирование и принятие управленческих решений, исполнение управленческих решений, контроль над исполнением управленческих решений, анализ результата исполнения решений.
54. Формы человеческого бытия. Единство природного, социального и духовного в человеке.
В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа». Вторая форма охватывает бытие человека. Третья форма — бытия духовного. Четвертая форма — бытия социального — распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества.
Единство природного, социального и духовного в человеке В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих, факторов признают все.
55. Свобода и ответственность личности.
Понятие свободы человека связано с философской стороной жизни. Риторическим сегодня стал вопрос, обладает ли человек реальной свободой или все его поступки продиктованы нормами и правилами общества, в котором он живет? Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного развития человека во всей социально-общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.
Существует несколько видов ответственности:
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть. Однако, сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
56. Кризис личности в современном мире, проблема отчуждения.
Любые проявления борьбы с устоявшейся системой правил, ценностей, норм поведения — это все кризис личности, который человек очень остро переживает. Попытки поменять хоть что-то в этом мире подталкивают людей к различным психическим расстройствам, порой даже и смерти. И все из-за того, что внутреннее состояние человека изменилось. На становление личности очень сильно влияют различные внешние факторы, такие как стресс и быстрое изменение ситуации. Дело в том, что современный мир заставляет нас жить в такой среде, где очень быстро приходится адаптироваться к изменению любой ситуации. Но не каждому такие быстрые изменения поведения под силу. Поэтому включаются природные механизмы защиты психики человека, выработанные на протяжении тысяч лет: депрессия (уход в себя), бегство или борьба.
Отчужденность - термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего - в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.
Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.
57. Понятие духовности, ее источников. Духовные потребности, производство, деятельность, общение и потребление как элементы духовной жизни.
Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Духовные потребности – это необходимая часть жизни человека, наряду с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, использование своих способностей и получение удовлетворения от этого.
58. Общественное сознание, его сущность, природа и формы бытия. Структура общественного сознания.
общественное сознание — одно из важнейших философских понятий, выражающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание является отражением общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|