Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудные звуки и немного науки

(мастер-класс из опыта работы по коррекции звуков [Р] и [Рь])

В своей многолетней логопедической практике мне часто приходилось встречаться с трудными случаями нарушения звукопроизношения. Преодоление этих дефектов требует от логопеда не только большого арсенала методов и приёмов работы, но и некоторой теоретической базы. Поэтому предлагаю начать мастер-класс с рассмотрения основных терминов и понятий темы.

«Нарушение звукопроизношения - изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г.А. Каше, 1971, с.37).

Как отмечает О.В. Правдина (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, сонорах - 36 %. Таким образом, один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звуков [Р] и [Рь]. О них сегодня и пойдёт речь.

Рассмотрим правильное произношение звука [Р]: Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба, язык вибрирует (рис.1)

Мягкий звук [Рь] отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

 

Рис.1 Артикуляционный уклад звука [Р]


Возникновение дефектов звукопроизношения чаще всего обусловлено моторными и сенсорными нарушениями центрального или периферического характера. Следовательно, наиболее частыми причинами нарушения звукопроизношения являются:

1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании;

2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера (М.Ф. Фомичёва, 1981).

В первом случае мы говорим о разных видах ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 их вариантов (Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., 2002). Наиболее частыми будут следующие:

- отсутствие [Р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него),

- искажение [Р] (носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, двугубное [бр] и т.д.)

Во втором случае дефекты получили названия параротацизмов: замены - р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы. Кроме того, у ребенка могут наблюдаться так называемые нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.

Знание форм нарушения звуков помогает определить мето­дику работы с детьми. При коррекции ротацизмовбольше внимания уделяют развитию артикуляцион­ного аппарата, мелкой и общей моторики. А в работе по преодолению пароротацизмов основной акцент делается на развитии фонематического слуха. Теперь приступим к практической части нашего мастер-класса.

В коррекционной работе над звукопроизношением традиционно выделяют три этапа:

- подготовительный;

- этап постановки звуков;

- этап автоматизации звука.

В случае коррекции парортацизмов, к вышеперечисленным этапам добавляется ещё один – дифференциация с заменяемым или смешиваемыми звуками.

Подготовительный этап работы представлен артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Он может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Рь] включает в себя упражнения на формирование верхнего подъёма языка и отработку вибрации. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично, под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп.

Приведём примеры наиболее эффективных упражнений:
- «Лошадка»: Пощелкать кончиком языка (присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот до щелчка);
- «Грибочек»: Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении под счёт, увеличивать время; - «Весёлый дождик»: Произносить с придыханием попеременно звуки [Т-Д], ударяя язычком по альвеолам. Одновременно можно ударять указательным пальчиком по ладошке, задавая темп; - «Пчёлка трудится»: Язык у верхних альвеол (бугорков), сильно выдыхаем на кончик язычка и произносим [ДЗЗЗ], пока не почувствуем щекотание (вибрацию) кончика я зыка; - «Пулемет»: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно ускоряя темп;
- «Самолет гудит»: Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, чуть разомкнуты. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [ДЖ] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Дыхательная гимнастика для звуков [Р] и [Рь]. Часто затруднения в постановке звуков связаны с недостаточной силой воздушной струи. З.А. Репина рекомендует для этой ситуации следующие дыхательные упражнения:

- «Забей мяч в ворота»: взять поролоновый или ватный мячик и дуть на него, пытаясь попасть в ворота (два кубика);

- «Фокус»: ватный шарик держим у носа, язык поднять к верхней губе, резко выдыхаем на кончик языка, чтобы шарик полетел вверх;

- «Ветрячок»: дуем на вертушку-ветрячок, не надувая щёки, добиваемся сильного направленного выдоха;

- «Мыльные пузыри»: выдуваем мыльные пузыри, язык – у верхних зубов;

- «Буль-буль»: набираем полстакана воды, внутрь вставляем трубочку для коктейля. Дуем в трубочку, чтобы вода начала «пузыриться».
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к следующему этапу: непосредственной постановке звука [Р].

1. Самый простой способ - по подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает. Целесообразно проводить работу в игровой форме, предлагая ребёнку порычать как тигр – рр, либо завести мотор трактора – трр.

2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Для работы необходим постановочный зонд с шариком на конце. Ребенок длительно произносит звук [Ж]. Одновременно логопед вводит зонд под язык и быстрыми ритмичными движениями создаёт вибрацию. Можно использовать и чистый палец самого ребёнка.

3. Способ постановки звука [Р] от упражнения «Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

5. Постановка [Р] от сочетания [ТД] (упражнение «Весёлый дождик»). Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

6. Постановка [Р] от сочетания [ДЫН]. Ребёнку предлагается прижать язык к альвеолам и многократно, отрывисто, с усилием произносить звукосочетание дын-дын-дын. Через какое-то время возникает вибрант и сочетание уже звучит как [ДРЫН]. Для закрепления следует далее проговаривать стечения ТР, ДР, НР, ГР, ДРА, ДРО, ТРА и т.д.

7. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], [Я], [Е], [Ю], растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д. Для облегчения задачи закреплять лучше в стечениях с опорными звуками ТРИ, ДРИ, ГРИ и т.п.

8. Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

Когда звук уже довольно устойчиво звучит изолированно или в стечениях, можно приступать к третьему этапу – автоматизации звука.

При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши.

Добившись правильного звучания данных слогов, можно переходить к словам, начинающихся с них: ТРАва, ДРОва, ДРУг и т.д. Затем вводятся слова с сочетанием в конце: теаТР, феТР, меТР, каДР. И затем в середине слова: кваДРАт, поДРУга. Иногда при автоматизации звука ребёнок никак не может избавиться от опорного звука и произносит слова как тр абота, ка др ова. В таком случае я предлагаю вернуться на этап автоматизации слогов и применить приём «разрыв»: пишем на узком длинном листке бумаги сочетание (например: тра) и показываем ребёнку, в каком месте должен произойти разрыв, вместе делаем надрез ножницами. Теперь медленно проговариваем: ТТТТТТТ(разрыв)РА. Так же поступаем и с другими сочетаниями – ТРЫ, ДРУ и т.д.

Если же звук ставился изолированно (без опорных Д-Т), то вначале он автоматизируется в обратных слогах – АР, ОР, УР. Затем в прямых – РА, РО, РУ. И только потом в звукосочетаниях АРА, ОРО, УРА. Следующие этапы автоматизации – проговаривание слов с отрабатываемым звуком, словосочетаний, предложений. При успешном освоении этих этапов последующие не вызывают больших затруднений, логопеду просто необходимо подобрать большое количество текстов, стишков, скороговорок и частоговорок, насыщенных звуком. На этапе автоматизации звука в самостоятельной речи очень важна роль контроля родителя и педагогов за речью ребёнка. Обращая внимание на ошибки, поправляя ребёнка, можно добиться правильного произношения достаточно быстро - за 2-3 месяца. На первых порах ребёнок будет произносить звук несколько утрированно, не стоит обращать на это внимание. Автоматизация звука – процесс длительный и проходит у детей очень индивидуально.

Четвёртый этап коррекционной работы - дифференциацию звуков, мы проводим только в том случае, если речь шла о коррекции пароротацизмов. В этом случае мы должны провести работу по различению звуков и их контрастному произношению в паре. Последовательность работы такая же, как при автоматизации. Вначале мы дифференцируем звуки изолированно: сравниваем произношение по схеме и произносим в паре. Затем дифференцируем слоги: ра-ла-ра-ла, ро-ло-ро-ло; слова: роза-лоза, лак-рак; словосочетания: ра-ла-ра-хорошие дела, ол-ор-ол- на полу ковёр; предложения: Мира испекла сладкий пирог. Так же полезными будут скороговорки и стихи с присутствием дифференцируемых звуков.

Безусловно, коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения требует много знаний, сил, опыта, желания педагога. Но она и напрямую зависит от мотивации ребёнка и его родителей. Грамотный логопед обязательно привлечёт данный ресурс и успешно справится с поставленной задачей. Желаю всем коллегам успехов в работе!

 

Литература:

1. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971. - 191с.
2. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2002. – 680с.
3. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. – 272с.
4. Фомичёва М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М. Просвещение, 1981. – 320с. 5. Репина З.А., БуйкоВ.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Литур, 2002.- 207с.

 

Примечания: При знакомстве с артикуляционной и дыхательной гимнастики активно включать в работу зрителей (игрушки, приспособления). Показ приёмов постановки осуществлять в паре с одним из зрителей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...