Трудные звуки и немного науки
(мастер-класс из опыта работы по коррекции звуков [Р] и [Рь]) В своей многолетней логопедической практике мне часто приходилось встречаться с трудными случаями нарушения звукопроизношения. Преодоление этих дефектов требует от логопеда не только большого арсенала методов и приёмов работы, но и некоторой теоретической базы. Поэтому предлагаю начать мастер-класс с рассмотрения основных терминов и понятий темы. «Нарушение звукопроизношения - изменение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г.А. Каше, 1971, с.37). Как отмечает О.В. Правдина (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, сонорах - 36 %. Таким образом, один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звуков [Р] и [Рь]. О них сегодня и пойдёт речь. Рассмотрим правильное произношение звука [Р]: Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба, язык вибрирует (рис.1)
Мягкий звук [Рь] отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.
Рис.1 Артикуляционный уклад звука [Р]
1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера (М.Ф. Фомичёва, 1981). В первом случае мы говорим о разных видах ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 их вариантов (Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., 2002). Наиболее частыми будут следующие: - отсутствие [Р] (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), - искажение [Р] (носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, двугубное [бр] и т.д.) Во втором случае дефекты получили названия параротацизмов: замены - р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы. Кроме того, у ребенка могут наблюдаться так называемые нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков. Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При коррекции ротацизмовбольше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. А в работе по преодолению пароротацизмов основной акцент делается на развитии фонематического слуха. Теперь приступим к практической части нашего мастер-класса. В коррекционной работе над звукопроизношением традиционно выделяют три этапа:
- подготовительный; - этап постановки звуков; - этап автоматизации звука. В случае коррекции парортацизмов, к вышеперечисленным этапам добавляется ещё один – дифференциация с заменяемым или смешиваемыми звуками. Подготовительный этап работы представлен артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Он может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Рь] включает в себя упражнения на формирование верхнего подъёма языка и отработку вибрации. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично, под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп. Приведём примеры наиболее эффективных упражнений: Дыхательная гимнастика для звуков [Р] и [Рь]. Часто затруднения в постановке звуков связаны с недостаточной силой воздушной струи. З.А. Репина рекомендует для этой ситуации следующие дыхательные упражнения: - «Забей мяч в ворота»: взять поролоновый или ватный мячик и дуть на него, пытаясь попасть в ворота (два кубика);
- «Фокус»: ватный шарик держим у носа, язык поднять к верхней губе, резко выдыхаем на кончик языка, чтобы шарик полетел вверх; - «Ветрячок»: дуем на вертушку-ветрячок, не надувая щёки, добиваемся сильного направленного выдоха; - «Мыльные пузыри»: выдуваем мыльные пузыри, язык – у верхних зубов; - «Буль-буль»: набираем полстакана воды, внутрь вставляем трубочку для коктейля. Дуем в трубочку, чтобы вода начала «пузыриться». 1. Самый простой способ - по подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает. Целесообразно проводить работу в игровой форме, предлагая ребёнку порычать как тигр – рр, либо завести мотор трактора – трр. 2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Для работы необходим постановочный зонд с шариком на конце. Ребенок длительно произносит звук [Ж]. Одновременно логопед вводит зонд под язык и быстрыми ритмичными движениями создаёт вибрацию. Можно использовать и чистый палец самого ребёнка. 3. Способ постановки звука [Р] от упражнения «Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка. 4. Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.
5. Постановка [Р] от сочетания [ТД] (упражнение «Весёлый дождик»). Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. 6. Постановка [Р] от сочетания [ДЫН]. Ребёнку предлагается прижать язык к альвеолам и многократно, отрывисто, с усилием произносить звукосочетание дын-дын-дын. Через какое-то время возникает вибрант и сочетание уже звучит как [ДРЫН]. Для закрепления следует далее проговаривать стечения ТР, ДР, НР, ГР, ДРА, ДРО, ТРА и т.д. 7. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], [Я], [Е], [Ю], растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д. Для облегчения задачи закреплять лучше в стечениях с опорными звуками ТРИ, ДРИ, ГРИ и т.п. 8. Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым. Когда звук уже довольно устойчиво звучит изолированно или в стечениях, можно приступать к третьему этапу – автоматизации звука. При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Добившись правильного звучания данных слогов, можно переходить к словам, начинающихся с них: ТРАва, ДРОва, ДРУг и т.д. Затем вводятся слова с сочетанием в конце: теаТР, феТР, меТР, каДР. И затем в середине слова: кваДРАт, поДРУга. Иногда при автоматизации звука ребёнок никак не может избавиться от опорного звука и произносит слова как тр абота, ка др ова. В таком случае я предлагаю вернуться на этап автоматизации слогов и применить приём «разрыв»: пишем на узком длинном листке бумаги сочетание (например: тра) и показываем ребёнку, в каком месте должен произойти разрыв, вместе делаем надрез ножницами. Теперь медленно проговариваем: ТТТТТТТ(разрыв)РА. Так же поступаем и с другими сочетаниями – ТРЫ, ДРУ и т.д.
Если же звук ставился изолированно (без опорных Д-Т), то вначале он автоматизируется в обратных слогах – АР, ОР, УР. Затем в прямых – РА, РО, РУ. И только потом в звукосочетаниях АРА, ОРО, УРА. Следующие этапы автоматизации – проговаривание слов с отрабатываемым звуком, словосочетаний, предложений. При успешном освоении этих этапов последующие не вызывают больших затруднений, логопеду просто необходимо подобрать большое количество текстов, стишков, скороговорок и частоговорок, насыщенных звуком. На этапе автоматизации звука в самостоятельной речи очень важна роль контроля родителя и педагогов за речью ребёнка. Обращая внимание на ошибки, поправляя ребёнка, можно добиться правильного произношения достаточно быстро - за 2-3 месяца. На первых порах ребёнок будет произносить звук несколько утрированно, не стоит обращать на это внимание. Автоматизация звука – процесс длительный и проходит у детей очень индивидуально. Четвёртый этап коррекционной работы - дифференциацию звуков, мы проводим только в том случае, если речь шла о коррекции пароротацизмов. В этом случае мы должны провести работу по различению звуков и их контрастному произношению в паре. Последовательность работы такая же, как при автоматизации. Вначале мы дифференцируем звуки изолированно: сравниваем произношение по схеме и произносим в паре. Затем дифференцируем слоги: ра-ла-ра-ла, ро-ло-ро-ло; слова: роза-лоза, лак-рак; словосочетания: ра-ла-ра-хорошие дела, ол-ор-ол- на полу ковёр; предложения: Мира испекла сладкий пирог. Так же полезными будут скороговорки и стихи с присутствием дифференцируемых звуков. Безусловно, коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения требует много знаний, сил, опыта, желания педагога. Но она и напрямую зависит от мотивации ребёнка и его родителей. Грамотный логопед обязательно привлечёт данный ресурс и успешно справится с поставленной задачей. Желаю всем коллегам успехов в работе!
Литература: 1. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971. - 191с.
Примечания: При знакомстве с артикуляционной и дыхательной гимнастики активно включать в работу зрителей (игрушки, приспособления). Показ приёмов постановки осуществлять в паре с одним из зрителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|