Типичные семейные конфликты и пути их решения.
Основная часть
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Можно выделить причины супружеских конфликтов: -психосексуальная несовместимость супругов; -неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;- неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; - пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя); - неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.; - различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях. Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи. Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств. Второй кризисный период связан с появлением детей:
-ухудшаются возможности профессионального роста супругов. - у них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби). - усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности. - возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате
4
многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей. Значительное влияние на возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др. В современном обществе на семейные конфликты и само общество это и рост социального отчуждения; снижение моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства. Разрешения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и
знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи. Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака. Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с
5
последствиями для супругов. Ребенок теряет одного любимого родителя, и во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности. Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми.Одна из самых распространенных проблем в повседневной жизни. И так почему же возникают конфликты между родителями и детьми?1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. 2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: - разногласия членов семьи по вопросам воспитания; - противоречивость, непоследовательность, неадекватность; - опека и запреты во многих сферах жизни детей; - повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений, 3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: - кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); - кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); - кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); - кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту 12-14 лет); - подростковый кризис 15-17 лет. 4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ 6 мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей: - оптимальный тип отношений родителей и детей; - потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями; - скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство); -скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей; -поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители; - поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети; -родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). Обычно ребёнок на конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями, как: - реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); - реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); - реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя, из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие: 1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния. 2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные
7 увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий 3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса. 4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов, конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:
ü всегда помнить об индивидуальности ребенка; ü учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; ü стараться понять требования маленького ребенка; ü помнить, что для перемен нужно время; ü проявлять постоянство по отношению к ребенку; ü чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; ü одобрять разные варианты конструктивного поведения; ü совместно искать выход путем перемены в ситуации; ü уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ü ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость; ü дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных ü последствий его проступков; ü логически разъяснять возможности негативных последствий; ü расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; ü использовать положительный пример других детей и родителей; ü учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
8 Практические задания
1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.). Проанализируйте возможные причины и перечислите способы решения данной проблемы. Причин здесь много это может быть и переходный возраст, и конфликты со сверстниками или учителями; взаимоотношения между родителями; влияние белее старших детей на его; здесь может быть что ребенок, таким образом, хочет, привлечет внимание родителей; родители требуют слишком много от ребенка, а ребенок своими действиями противоречит родителям; так же может быть неблагополучная семья и т.п. Как решить такую проблему мне кажется надо начинать с родителей, потому что это самые близкие люди, и они знают своего ребенка как ни кто другой. Ни в коем случае не давить на ребенка и не кричать это только ухудшит ситуацию. Надо найти подход к ребенку, заинтересовать его, найти общие темы для разговора, начать делать какое-то общее дело (увлечение, хобби), может привести пример из вашего детства как вы поступали в таких ситуациях. Больше проводить времени с ребенком, но и не каждую минуту спрашивать как ты, что ты делаешь давать время ребенку побыть наедине с собой так, же разрешать общаться с друзьями. Надо что бы вы научились доверять ребенку, а ребенок доверял вам. И если родители к сожалению не находят подхода к своему ребенку надо обращаться за помощью в специализированные центры (психологу), но не только ребенку, но и родителем потому что это их общая проблема. К сожалению сейчас мамы и папы не могут много проводить время со своими детьми, так как в современном обществе родители вынуждены много работать, а вопросом о воспитание детей занимаются бабушки, детские сады, школы в лучшем случае, а в худшем «улицы».
9 Заключение Основную роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за недопонимания друг друга. Не желание услышать друг друга, доказать своё «Я» или сделать что то назло. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов. Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды, а сразу решайте их. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.). Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяйте, и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Старайтесь больше общаться с детьми слышать и понимать их и тогда будет мир и согласие в вашем доме.
10 Список литературы Антология гендерных исследований. Минск, 2000. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
Карабанова О.А. психология семейных отношений и основы семейного консультирования, Гардарики -2007. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.
11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|