Формы восприятия и познания
Восприятие – это фундаментальная, т.е. присущая всем единицам реальности способность испытывать ее воздействие. Содержание и структура восприятия тем сложнее, чем сложнее воспринимающее существо. Наибольшей сложностью отличается восприятие человека, которое называют сознанием. В соответствии с уровнями существующего различают следующие типы восприятия: свойственную неорганическим предметам способность физического и химического отражения; свойственную органическим существам способность раздражимости; свойственную живым высокоорганизованным существам – способность психического восприятия; наконец, человеку – единственному существу, обладающему способностью произвольного действия (основанного на разуме и свободной воле), – присуще сознательное восприятие (сознание). Сознание – высшая способность восприятия, которая присуща человеку и состоит в отражении реальности в виде представлений, понятий, идей и др. идеальных форм. Сознание является нефизической (идеальной, или духовной) способностью, и его содержание всегда предшествует практической деятельности человека. Сознание – это способность, которая делает возможным человеческое познание. Результатом деятельности сознания (которую называют познанием) является знание. СОЗНАНИЕ ЗНАНИЕ (результат) (способность)
ПОЗНАНИЕ (функция) Знание есть результат деятельности сознания, которая состоит в познании, или в отражении сознанием (объективного) содержания реальности (объективное – не зависящее от сознания и воли человека). Познание – это целенаправленное восприятие, подчиненное человеческой потребности произвольно (целенаправленно) действовать; оно представляет собой процесс получения знания, или отражения сознанием реальности. Предпосылкой (условием) познания является непосредственно-целостное восприятие, которое осуществляется в единстве всех воспринимающих способностей человека – чувственной, рациональной (понятийно-логической, рассудочной) и интуитивной. Чуственность и интуиция доставляют опытный материал рациональному мышлению, анализирующему и систематизирующему опыт с целью формирования на его основе отчетливого и связного знания.
Выделяют следующие способы познания (в соответствии со способностями восприятия): · чувственное познание (основанное на чувственном восприятии) э м п и р и ч е с к о е · рациональное (рассудочное) познание т е о р е т и ч е с к о е (или рациональное мышление) · разумное (интуитивное) познание. Познание является нефизической (идеальной, духовной) способностью. Различают следующие формы восприятия и познания. Чувственное восприятие – это исходный уровень (предпосылка) познания, результат воздействия реальности на физические органы чувств. Физиологической основой чувственного (физического) восприятия является свойство раздражимости, присущее всему живому, обладающему нервной чувствительностью. Чувственное познание осуществляется в 3-х основных формах: - ощущение, - восприятие, - представление. Ощущение – элементарная форма чувственного восприятия, которая состоит в отражении отдельных свойств предметов в момент их непосредственного воздействия на органы чувств [например: цвет, фактура, плотность, запах, вкус, т.п.]. (Информация о мире, получаемая в отдельных ощущуениях, – не дает целостного образа реальности; общие свойства вещей [форма, величина, протяженность, рядоположенность, последовательность и т.п.] познаются только в результате взаимодействия различных органов чувств и способности рассудка анализировать, классифицировать и обобщать чувственные характеристики).
Восприятие [здесь – в значении образа, а не способности] – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств [например: растущее под окном дерево, лежащая на столе книга, шум идущего дождя, музыкальная мелодия, т.п. – воспринимаемые в данный момент]. Представление – сохранившийся в сознании (в памяти) целостный чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. (Представления могут быть фантастическими (на основе вымышленных описаний)). Чувственное знание по своему типу является непосредственно-фрагментарным (дискретным). Рассудочное познание (мышление). Установлено, что чувственное познание дает знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но оно не может дать знаний о причинной зависимости между ними. Выяснение причин и других «невидимых» связей (отношений) между предметами реальности – невозможно без мышления. Мышление отражает существенное содержание действительности в обобщенных (идеальных) образах, или логических формах. В отличие от форм чувственного познания, образованных при непосредственном воздействии предметов на органы чувств, формы мышления являются опосредованным знанием, т.к. получены посредством мыслительных операций. Основные формы рационального мышления: - понятие, - суждение, - умозаключение. Понятие – элементарная форма рассудочного познания (мышления); мыслительная форма, отражающая в сознании совокупность существенных (необходимых и устойчивых) признаков предмета. [Так, из множества всех известных нам конкретных домов мы можем выделить устойчивые признаки дома-как-такового, – и этот дом уже не будет существовать в конкретном чувственном воплощении, но будет формой нашего представления о доме – понятием дома]. Понятия образуются как результат цепи последовательных мысленных приемов: - сравнения – мысленного сопоставления предметов с целью выявления устойчивых свойств, - анализа – мысленного расчленения содержания предмета на части, - абстрагирования – различения главных и второстепенных свойств и исключения второстепенных из содержания предмета,
- синтеза – восстановления главного в целостном идеальном образе предмета, - обобщения – распространения содержания схематичного образа на все однотипные предметы. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и которая может быть либо истинной, либо ложной. Суждение состоит из понятий; логически суждение представляет собой связь понятий. Суждение имеет устойчивую структуру: Ни один кит не дышит жабрами Наука – оперирует понятиями Аксиома – содержит очевидную истину Любая рана – болезненна S – P ___. (субъект – предмет) (связка – отношение) (предикат – признак) Умозаключение. Всю совокупность человеческих знаний можно очень условно разделить на непосредственные и опосредованные. К непосредственным относятся результаты познания, которые формируются на уровне чувственного и интуитивного [см. далее] восприятия. Опосредованные знания – те, которые выводятся логически (посредством логических операций) из уже имеющихся знаний об изучаемом предмете. Опосредованное знание формируется путем построения умозаключений. Умозаключение – это форма мышления, благодаря которой из одного или нескольких суждений, содержащих в себе известные знания, выводятся суждения, включающие в себя новое знание. Ранее известные суждения называются посылками. Вновь полученные – заключениями. Все млекопитающие – живородящие Посылка Кит – живородящее. Посылка. Кит – млекопитающее Заключение В зависимости от характера рассуждения умозаключения делятся на дедуктивные и индуктивные. В дедуктивных совершается переход от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности или к знанию об отдельном факте. Все планеты шарообразны. Юпитер – планета. Юпитер шарообразен. В индуктивных умозаключениях ход мысли направлен от знания единичных фактов к знанию о целом классе предметов. Лошадь, кит, слон – млекопитающие. Лошадь, кит, слон – живородящие. Все млекопитающие – живородящие.
Основная функция рассудка в познании – мыслительное упорядочение, систематизация восприятий. Рассудок формирует познание отдельных существенных сторон явлений; результаты деятельности рассудка оформляются в точные, однозначные понятия и определения, состоящие из одного или нескольких понятий: понятия – на основе законов правильного мышления (законов элементарной логики) – объединяются в суждения, суждения – в умозаключения; так осуществляется корректный (правильный) мысленный переход от частных определений к общим. (Рассудочное мышление является определенным, однозначным: в понятии может мыслиться только один признак или несколько взаимосвязанных [бытие; вещество; жизнь; тело; растение]; понятие не может содержать в себе взаимоисключающих признаков – тогда оно не имеет смысла, т.е. не соответствует ни одному реальному предмету [деревянное железо, ледяной пар, приятная боль, серебряное золото и т.д.]; хотя: горькое счастье, сладкая боль, хрупкая сила – в целостном контексте жизни не являются бессмысленными выражениями, но указывают на то, что в жизни есть какая-то другая истина, кроме истины рассудка, более глубокая и полная, превышающая рассудок, – т.е. говорят о рациональной невыразимости полноты жизни). Основой деятельности рассудка является способность человека связно (логически) мыслить: различать единичное и общее, являющееся и существенное, конкретное и отвлеченное, противоположное и тождественное и т.д., систематизировать явления, заключать от общего к частному и наоборот. Рассудочное знание по своему типу является опосредованно-дискретным.
Разум – это способность постигать содержания реальности, которые не даны в человеческом опыте [например, абсолютное, бесконечное, вечное (в религиозном сознании – божественное) и т.п.], т.е. все те свойства, которые существуют (в пределах конечного мира) лишь в человеческом сознании. Формами разума являются идеи. Содержание идеи характеризуется цельностью (т.е. в ней возможно сочетание и противоречивых, взаимоисключающих характеристик) и бесконечностью (в отличие от понятия, которое состоит из конечного числа четко определенных признаков: понятие человека «меньше» идеи человека; понятие Бога «меньше» идеи Бога и т.п.). Идеальное познание мира глубже, чем понятийное, но труднее выразимо. (Более адекватными (соответствующими) формами идеального (бесконечно-целостного) знания и его выражения являются поэзия, искусство, религия). В идеях разум схватывает сразу и все содержание реальности или отдельной вещи. Такое непосредственное и полное схватывание истины называется интуицией. (Именно в силу этой своей способности разум воспринимает идеи бесконечного, вечного, беспредельного и т.п.). Идеи – не создания человеческого ума, а отражения объективной реальности, которая действительно существует, но имеет идеальную – сверхчувственную – природу и запредельна (трансцендентна) миру вещей.
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого (непосредственного) ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Истина: - в гносеологическом аспекте: свойство знания соответствовать действительности ([более строго:] адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания (от субъекта)); - в онтологическом аспекте: подлинно существующее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|