Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект заданий для государственного экзамена

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Декан биолого-почвенного факультета

 

__________ В.Г. Артюхов

 

19.12.2015

 

Биолого-почвенный факультет

 

Кафедра биофизики и биотехнологии

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

По Б3 Государственная итоговая аттестация

Направление подготовки

06.04.01 Биология

 

Профиль подготовки

Биофизика

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Воронеж

2016

Паспорт фонда оценочных средств

По Б3 Государственная итоговая аттестация

 (наименование дисциплины)

Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 06.04.01 Биология включает учебную дисциплину «Педагогика и психология высшей школы.

 

1. В результате изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» по направлению подготовки 06.04.01 Биология обучающийся должен:

Знать:

– особенности современного этапа развития высшей школы;

– общие и профессиональные компетенции, профессионально значимые природные задатки, возможности, способности, качества, умения, преподавателя вуза;

– возрастные и иные особенности студенческого возраста (юности и молодости);

– особенности дидактики высшей школы, принципы обучения и их проявление в системе высшего профессионального образования;

– особенности воспитательной работы, принципы, формы и методы воспитания в вузе;

– принципы формы и методы психолого-педагогической диагностики;

– источники информации о достижениях в области педагогики в высших учебных заведениях;

– психолого-педагогические основы современного образования в профильной и высшей школе;

– проблемы развития современного образования в условиях высшей школы

Уметь:

– анализировать основные подходы отечественной и зарубежной педагогической науки и образовательной практики в условиях высшей школы;

– анализировать особенности педагогического проектирования и моделирования, направленных на решение проблем образования в высшей школе;

– характеризовать основные подходы к образованию и организации образовательной практике в высшей школе;

– подготовить и прочитать лекцию, провести семинар, конференцию и т. д.;

– применять на практике в процессе обучения и воспитания новейшие педагогические технологии, методы, приемы в целях эффективности педагогического процесса;

Владеть:

– основными методами решения проблем развития современного образования в условиях высшей школы;

– способами работы с различными источниками педагогических знаний;

– основными видами образовательной деятельности в высшей школе;

– способами и методами решения задач инновационного развития образовательной организации;

– основными способами прогнозирования, проектирования и моделирования образовательного процесса в высшей школе.

 

2. Программа оценивания контролируемых компетенций:

 

Текущая аттестация Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины и их наименование Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства

Промежуточная аттестация

 

ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОПК-1; ОПК-3; ОПК-5; ПК-4; Пк-9 Комплект КИМ № 1

 

Комплект заданий для государственного экзамена

Педагогика и психология высшей школы

(наименование дисциплины)

Разделы учебной программы: Общие основы педагогики высшей школы. Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Образовательный процесс в высшей школе. Студент как субъект образовательного процесса. Дидактика высшей школы. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе. Педагогический менеджмент в системе высшего образования. Педагогическая компетентность преподавателя вуза.

Теоретические вопросы к итоговой аттестации:

1.    Педагогика высшей школы как наука. Характеристика основных категорий.

2.    Гуманизация высшей школы: общая характеристика и формы реализации.

3.    Непрерывное образование: сущность, принципы, формы и пути реализации в высшей школе

4.    Интеграционные процессы в сфере высшего образования.

5.    Аксиологические аспекты вузовского обучения.

6.    Развитие Российской системы высшего профессионального образования с 1917 по 1945гг.

7.    Особенности системы высшего профессионального образования в России в советский период. (Становление высшего образования в Воронеже)

8.    История развития высшего образования в России до 1917 года

9.    Тенденции развития высшей школы.

10.  Болонский процесс: идея, реальность, перспективы.

11.  Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования.

12.  Многоуровневая система подготовки специалистов.

13.  Цели и содержание высшего биологического образования.

14.  Процесс обучения в вузе: понятие, элементы содержания, варианты построения учебного процесса.

15.  Личностно-ориентированный образовательный процесс в высшей школе.

16.  Особенности образовательного процесса в высшей школе.

17.  Организация процесса обучения в вузе и взаимосвязь основных этапов формирования профессиональных умственных действий (по Гальперину)

18.  Педагогическая сущность, структура и цели процесса обучения в высшей школе

19.  Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, его значение для высшего профессионального образования.

20.  Современные технологии образования: сущность и характеристика технологии проблемного обучения.

21.  Реализация современных личностно образовательных технологий обучения.

22.  Современные технологии образования: сущность и характеристика технологии дистанционного обучения.

23.  Современные технологии образования: сущность и характеристика технологии модульного обучения

24.  Современные технологии образования: сущность технологии игрового обучения.

25.  Реализация современных технологий обучения в высшей школе: проектная технология.

26.  Реализация современных технологий обучения в высшей школе: модульно-рейтинговая технология обучения.

27.  Контекстное обучение в новой образовательной парадигме. Дидактическая игра.

28.  Дидактические средства как важный элемент модели учебного процесса вуза.

29.  Инновации в педагогической теории и практике для обеспечения интенсификации обучения в вузе.

30.  Дистанционное обучение: проблемы и тенденции развития в высшей школе

31.  Инновационные технологии, методы и средства обучения в высшей школе

32.  Интерактивные методы обучения в вузе: понятие. Задачи, результаты

33.  Информационные образовательные технологии в высшей школе, методы и средства обучения.

34.  Качество высшего образования: система обеспечения, контроля и управления качеством образования.

35.  Лекция в системе вузовского образования: современные подходы.

36.  Виды лекций, выделяемые по разным основаниям. Цель, функции и структура лекции.

37.  Критерии эффективности лекции. Приемы оптимизации лекции. Требования к личности преподавателя как лектора.

38.  Практические занятия в вузе: особенности подготовки и технология.

39.  Семинарское занятие в вузе: особенности подготовки и технология.

40.  Лабораторная работа в вузе: особенности подготовки и технология.

41.  Колло́квиум как форма проверки и оценивания знаний студентов в системе высшего образования.

42.  Основные направления оценки социально – профессиональной компетентности. Организация обратной связи в учебном процессе в вузе.

43.  Виды и формы контроля в высшей школе.

44.  Тестирование как форма педагогической диагностики в системе высшего образования.

45.  Формы оценки профессиональной подготовки студента (решение профессиональных задач; накопительная система оценки, рейтинговый балл; портфолио).

46.  Документы, регламентирующие содержание высшего образования (ФГОС, учебный план, учебные программы).

47.  Преподаватель как организатор образовательного процесса

48.  Профессиональная деятельность преподавателя вуза, ее составляющие. Психолого-педагогические проблемы формирования профессионализма преподавателя высшей школы.

49.  Типы преподавателя: «ученый», «педагог высшей школы», «администратор», «общественник», «гармоничный» (Н.В. Бордовская). Проектирование модели инновационной деятельности преподавателя высшей школы.

50.  Оценка качества деятельности преподавателя вуза.

51.  Особенности организации воспитательной деятельности в вузе.

52.  Роль научно-исследовательской работы студентов в формировании профессиональных ценностей.

53.  Формы организации внеаудиторной работы со студентами

54.  Студенческое самоуправление как условие самореализации будущих выпускников вуза.

55.  Куратор, тьютор, ментор в высшей школе и его роль в профессиональном воспитании студентов.

56.  Воспитание студента как будущего профессионала: основные проблемы.

57.  Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления будущего выпускника вуза.

58.  Возрастные и индивидуально – личностные особенности студентов

59.  Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.

60.  Студент как субъект учебной деятельности и самообразования

61.  Учебная деятельность студента: сущность, структура.

62.  Личность студента: психологическая характеристика особенностей студенческого возраста.

63.  Методы активизации творчества в учебно-воспитательном процессе высшей школы

64.  Мотивация учения в высшей школе

 

Практические задания:

1.    Технология проблемного обучения в проведении семинарских занятий. Составить план-конспект проблемного семинара по конкретной теме дисциплины.

2.    Развитие творчества у студентов в процессе обучения и воспитания. Описать применение методов развития творческой личности в преподавании дисциплины.

3.    Обзор классификаций методов обучения в высшей школе. Выберите из известных вам классификаций методов обучения три метода и опишите их использование в преподавании.

4.    Технология проблемного обучения в проведении лекционных занятий. Составить план-конспект лекции по конкретной теме дисциплины.

5.    Применение методов case-study в процессе вузовского обучения. Разработайте 2–3 кейса по своей дисциплине.

6.    Обзор технологий профессионального обучения. Выберите технологию обучения по конкретной дисциплине для своего направления и обоснуйте выбор.

7.    Деловая игра как метод активного обучения в вузе. Разработайте деловую игру по своей дисциплине.

8.    Методика разработки тестовых заданий. Разработайте тестовое задание по конкретной теме дисциплине (10–15 заданий).

9.    Модульное построение содержания дисциплины. Разработайте модуль по своей дисциплине.

10.  Психологические особенности обучения студентов. Опишите использование нескольких методов анализа учебно-социального состояния студенческой группы.

11.  Классификация и содержание методов обучения. Выберите и докажите эффективность определенных методов обучения в преподавании вашей дисциплины.

12.  Методика проведения семинарских занятий. Выберите определенные формы семинарских занятий и докажите их эффективность в преподавании вашей учебной дисциплины.

13.  Технология проблемного обучения в проведении семинарских занятий. Составить план-конспект проблемного семинара по конкретной теме дисциплины.

14.  Деловая игра как метод активного обучения в вузе. Разработайте деловую игру по своей дисциплине.

15.  Применение методов case-study в процессе вузовского обучения. Разработайте 2–3 кейса по своей дисциплине.

16.  Технология проблемного обучения в проведении лекционных занятий. Составить план-конспект лекции по конкретной теме дисциплины.

17.  Педагогическая эвристика как способ развития творчества у студента. Опишите, как бы вы использовали эвристические методы в преподавании вашего предмета.

18.  Качество знаний и методика разработки тестовых заданий. Разработайте оценочное средство по конкретной теме дисциплины. Обоснуйте целесообразность.

19.  Проблемное задание: Разработать задание продуктивного характера.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам дидактики высшей школы, неоднократно подчеркивается мысль о том, что в процессе обучения рекомендуется использовать задания проблемного, продуктивного, творческого характера.

Вопросы:

1)    Какие задачи могут быть названы задачами проблемного, продуктивного, творческого характера? Как часто они встречаются в современных учебниках по Вашему направлению подготовки? Проанализируйте примеры формулировок заданий, приведенных ниже.

Задания1:

– вспомнить;

 – прочитать;

– узнать;

– назвать

Задания 2:

– задать вопрос по существу проблемы;

– спланировать деятельность;

– сформулировать задачу;

– выдвинуть гипотезу и составить план ее проверки;

– проанализировать и обосновать способ решения

Определите уровень формулировок заданий: 1- репродуктивный или продуктивный; 2- репродуктивный или продуктивный.

2) Из приведенного ниже списка выберите формулировки заданий, которые могут быть отнесены к заданиям продуктивного характера, и те, которые относятся к репродуктивному типу заданий.

Формулировки заданий:

1)    сформулировать способ действия в изменившихся условиях;

2)    записать;

3)    сравнить с эталоном;

4)    сформулировать собственную позицию;

5)    объяснить принцип;

6)    оценить предварительно результаты;

7)    представить, изобразить иначе;

8)    сравнить, выбрать нужный вариант;

9)    найти основание для классификации, произвести классификацию;

10)  перейти от более общей задачи к частной модели;

11)  решить;

12)  указать границы применения закона;

13)  осуществить адекватную самооценку (до и после выполнения задания);

14)  осуществить самоконтроль в ходе работы и после ее выполнения;

15)  найти ошибку;

16)  выполнить по образцу и инструкции

2)    Разработайте несколько заданий продуктивного характера с использованием приведенных формулировок заданий по теме учебной дисциплине.

20.  Задача. Проблема: Гуманитаризация содержания образования

Для выбранной Вами темы занятия разработайте несколько способов введения нового понятия (используя исторический путь введения нового понятия, а также логический путь, т.е. систему рассуждений, приводящих к определенным выводам).

21.  Задача. Проблема: Гуманитаризация содержания образования

Подготовьте для выбранных Вами тем занятий рассказы, связанные с историей Вашего предмета (например, об эволюции символики, о происхождении терминов, фактах из жизни великих биологов, истории открытий законов и т.д.).

22.  Задача. Проблема: Активизация самостоятельного мышления студентов.

Проанализируйте следующий текст статьи: Баловсяк Н. Мозговая картография // CHIP. – 2006 – № 1. – С.134-137и ответьте на вопросы.

Как эффективно представлять информацию в структурированном виде, облегчая ее понимание и запоминание, выработку на ее основе новых идей и смыслов, творческих продуктов? Ответ на этот вопрос попытался найти английский психолог Тони Бьюзен, который разрабатывая методику Mind maps (или, в переводе с английского, «ментальные карты», «карты интеллекта», «карты идей»).

Цель методики – задействовать в работе с информацией оба полушария мозга, а не только левое, как это обычно бывает, и за счет этого достигнуть большей продуктивности мышления. Считается, что Mind maps позволяют лучше структурировать и обрабатывать информацию, использовать весь свой творческий потенциал для создания новых идей.

Основу создания карт мышления составляет следующий принцип: на базе основной темы сроятся различные идеи, которые связаны с основной идеей, как ветви со стволом дерева. Каждая новая тема становится исходной ниточкой для продолжения разветвления, то есть от нее отходят связанные с ней идеи.

Создание ментальных карт позволяет решить ряд задач, связанных с управлением информацией:

•      Структурировать идеи в иерархическом порядке за счет использования иерархической цепочки;

•      Выделять идеи с помощью различных цветов и оттенков;

•      Отображать связи между идеями;

•      Оценивать и комментировать идеи с помощью специальных символов

Вопросы и задания:

1) Какое применение может получить данная методика при организации процесса обучения студентов?

2) По выбранной теме разработайте ментальную карту. Создайте на основе этой карты презентацию в MS PowerPoint и наполните ее содержанием.

3) Сравните методику построения ментальных карт с рекомендациями А.И. Кочетова по разработке структурно-логических схем (Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Минск, 1996. – 328 с.)

23. Задание. Проблема: Использование активных методов обучения

Обоснуйте, каким образом может быть использован метод дискуссии на занятии в вузе. Разработайте для своего предмета конкретные темы и план проведения дискуссии.

24.Задание. Проблема. Лекторское мастерство преподавателя высшей школы. Оцените лекторское мастерство собственное и магистранта, занятие которого Вы посетили в период педагогической практики. Обозначьте направления, над которыми Вам следует работать, чтобы повысить педагогическое мастерство.

25. Задание. Проблема. Самообучение и самообразование.

Используя тест В.И. Андреева (или другого автора), оцените собственную готовность к самообразованию (Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000). Составьте программу самообразования на основе полученного результата.

26. Задание. Проблема. Современные модели образования. Проведите сравнительный анализ знаниевой и компетентностной модели образования. Результаты оформите в виде таблицы.

 

Продуктивный уровень: компоненты для сравнения определяются самостоятельно магистрантом.

Таблица 1

Сравнительный анализ знаниевой и компетентностной

моделей образования

      Знаниевая модель     Компетентностная модель
     
    .
  .  
     
     

 

Базовый (репродуктивный уровень):

Сравнительный анализ знаниевой и компетентностной моделей образования

Компо ненты образователь ного процесса Знаниевая модель Компетентностная модель
Цель обучения    
Результаты образования   .
Содержание обучения .  
Способы обучения    
Позиции преподавателя и обучающихся в учебном процессе    

 

27.Задание. Проблема. Социально-профессиональная компетентность.

На основе лекционного и дополнительного материала по предмету «Педагогика высшей школы» раскройте сущность психолого-педагогической составляющей Вашей будущей профессиональной деятельности. Определите систему педагогических знаний и умений, которые составляют сущность социально-профессиональной компетентности в сфере Вашей будущей профессии. Проведите самооценку уровня сформированности у Вас психолого-педагогической компетентности. Составьте «папку студента» («портфолио») (или предложите структуру), где будет раскрыта ваша социально-профессиональная компетентность.

Методические рекомендации.

Портфолио может быть оформлено как презентация MS PowerPoint или Web-сайт.

28. Сопоставьте на основе содержания научно-педагогических статей различные точки зрения и обоснуйте собственную позицию по проблеме: «Потери и достижения российского образования в ходе его реформирования и вхождения в европейское образовательное пространство».

29.Как известно Шалва Амонашвили в свою бытность учителем отказался от отметок не только в первом классе, но и в начальной школе вообще. Он применял только содержательную оценку. Что это такое? Как вы думаете, почему он так сделал? Можно ли перенести его опыт в высшую школу? Если «да», то почему и при каких условиях, если «нет», то почему?

30. Вы работаете в вузе преподавателем. На заседании кафедры обсуждаются возможные нововведения в организацию учебного процесса. В частности, речь идет о переходе на бально-рейтинговую оценку знаний. Вам предлагается высказаться…

31. Вы работаете в Воронежском государственном университете. Тема следующего научно-методического совета «Игровые формы обучения в вузе». Вы должны присутствовать и выступить на этом научно-методическом совете. Что Вы скажете? Составьте алгоритм ответа, обосновав свою научно-методическую позицию.

32. Вы готовите открытое занятие по теме учебной дисциплине. Разработайте дидактическую основу занятия.

33. Вы работаете в вузе преподавателем. Вам необходимо разработать рабочую программу. Предложите алгоритм разработки (проектирования).

34. Вас привлекли в качестве разработчика к проектной деятельности по проблеме оценивания результатов обучения студентов. Представьте свой вариант оценочного средства по дисциплине, которую Вы читаете.

35. Вас привлекли в качестве разработчика к проектной деятельности по проблеме оценивания результатов обучения студентов. Представьте свой вариант раскрытия одной из профессиональных компетенций через знания, умения, владения.

36. Вы работаете в вузе преподавателем. Для проектирования рабочей программы Вам необходимо продумать и включить в неё самостоятельную работу студентов. Предложите вариант самостоятельной работы по учебному курсу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...