Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к выполнению курсовой работы 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 


Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Фугалевич Елена Владимировна

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

Методические указания

По выполнению курсовой работы для студентов специальности 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление»

 

Санкт-Петербург


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебно-методические задачи и цель выполнения курсовой работы... 3

Методические указания к выполнению курсовой работы 4

2.1. Методические указания к выбору темы,
по содержанию и определению общей структуры курсовой работы 4

2.2. Методические указания и необходимые
требования к содержанию курсовой работы.. 7

3. Выполнение исследования в рамках курсовой работы…………..…………………………………………14

3.1. Подготовка к курсовому проектированию……………..14

3.2. Структура курсовой работы…………...……...15

3.3.Содержание глав и парагрофов основной части курсосого работы………………………………………16

3.4.Список использованных источников и литературы….17

3.5. Оформление и сроки сдачи курсовой работы.. ……….18

3.6. Защита курсовой работы..………………………………..19

3.6.1. Подготовка доклада и презентации курсовой работы19

3.6.2.. Порядок проведения защиты курсовой работы…….….21

4. Критерии оценки курсовой работы.……………………..21

5. Список рекомендуемой литературы……………..23

6. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….24


1. Учебно-методические задачи
и цель выполнения курсовой работы

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» разработаны с учетом современных требований к уровню подготовки высококвалифицированных менеджеров. В данных указаниях определены задачи работы, характер его содержания, этапы выполнения и предметная тематика.

Рекомендуется студентам и преподавателям института Региональной экономики и управления. Курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» выполняется после того, как студенты уже в течение предыдущего семестра, прослушали первую часть курса лекций и провели занятия по указанным дисциплинам. Параллельно продолжаются лекции, практические (семинарские) занятия и консультации.

Цель курсовой работы – развить способности и умение студентов в области анализа социально-экономических и политических процессов в современных условиях. Эта цель достигается посредством приложения полученных студентами знаний по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» невозможно без знания основ макро- и микроэкономики, ряда специальных дисциплин, а поэтому служит практическим итогом усвоения студентами пройденных ранее учебных курсов. С другой стороны, выполнение курсовой работы по актуальным направлениям имеет и другую важную задачу – подготовить студентов к сознательному выбору дипломного работы и качественному его выполнению.

Опыт показывает, что навык, и наработки самостоятельных исследований студентов в процессе выполнения курсовой работы позитивно сказывается затем при выборе и выполнении ими дипломных проектов.

Требования к содержанию курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» акцентируют внимание на разработке тактики и стратегии управленческих решений в социально-экономических системах. Нет сомнений в том, что приобретение будущими менеджерами таких навыков является важнейшим требованием к их профессиональной подготовке по специальности 080504.65 (061000).

Итак, курсовая работа по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» является самостоятельной работой, позволяющей преподавателю оценить умение студента творчески, целенаправленно использовать полученные им ранее знания и служит важнейшим этапом подготовки студента к качественному написанию дипломного проекта.

2. Методические указания к выполнению
курсовой работы

2.1. Методические указания к выбору темы,
по содержанию и определению общей структуры
курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» представляет собой в основном текстовое изложение выбранной темы, иллюстрированное теми или иными схемами, таблицами, графиками, расчетами, фактическим материалом.

При формулировании темы курсовой работы, а также при определении содержания и структуры работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования.

Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование...», «совершенствование (развитие)...», «проектирование (разработка)...», «анализ (оценка)...», «повышение (снижение)...», «улучшение...» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и совершенствование...», «проектирование и оценка...».

Целевой блок идеи курсовой работы, т.е. формулировка цели корреспондируется с названием всего исследования исходя из его предмета.

При этом необходимо понимать, что перечисление задач имплицитно (т.е. логично подразумевает) задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

В качестве объекта исследования при написании работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» могут выступать:

Социально-экономические системы (в т.ч. территориальные) различных иерархических уровней.

§ территориальное или муниципальное хозяйство в городах, регионах и т. д., включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, учреждения культуры и отдыха и т. п.;

§ органы государственного и муниципального управления;

§ комплекс предприятий, отдельное государственное или муниципальное предприятие;

§ сфера деятельности изучаемого объекта исследования.

В качестве предмета исследования могут выступать:

· тенденции, протекающие в социально-экономических и политических процессах

· структура (организационная, производственная, инфраструктура и т. д.);

· функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);

· процесс (труд, управление и т. д.);

· характеристика (численность, эффективность и т. д.)и др.

Так же, как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристика структуры» и т. д.

Одновременно, надо иметь ввиду, что объект (научного исследования) – это избранный элемент управленческой реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей действительная (например, территориальная социально-экономическая система любого иерархического уровня или явление, группа явлений происходящих в ней), объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среды, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследовании как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направленно основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как его заглавие.

Выполнение курсовой работы подразделяется на две части.

Первая – это изучение и глубокое осмысление общих принципов и свойств социально-экономических и политических процессов.

Вторая – творческое и самостоятельное приложение общих принципов и свойств социально-экономических и политических процессов к практике в сфере государственного и муниципального управления.

Курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» должен раскрывать направление и характер управленческой деятельности на всех уровнях протекания процессов; с привлечением фактологического материала. Этот материал извлекается из различных источников: отчетов, аналитических справок, органов государственной и муниципальной власти всех уровней, справочной и научной литературы, периодической печати, рекламных публикаций, собственных исследований и т.п. Принцип выбора тем курсовой работа носит свободно-ограниченный характер. Выбор ограничен профилем исследования – в названии темы должен отражаться профиль, сущность данной учебной дисциплины. Ограничения связаны с объектом исследования, и получением фактологического материала.

В тоже время студентам предлагается свобода выбора в формулировании тем курсовой работы. Но при этом обязательным остается условие согласования темы с научным руководителем. Окончательным распределением тем курсовых работ, в том числе и для заочников занимается конкретный преподаватель, назначенный руководителем курсовых работ по данной учебной дисциплине.

Таким образом, ТЕМА курсовой работы для конкретного студента складывается из сознательного выбора:

1. Направления исследования в сфере социально-экономических и политических процессов, т.е. того или иного раздела учебной дисциплины.

2. Объекта и предмета исследования.

Примерная тематика курсовых работ
(окончательно направление и объект исследования
уточняется студентом вместе с преподавателем)

 

  Структурно-функциональный анализ предприятия (организации).
  Методы политических исследований.
  Метод структуризации проблем для принятия решений.
  «Дерево целей» экономической, социальной, производственной проблемы.
  «Дерево мероприятий» реализации принятого решения.
  Метод экспертных оценок решения проблемы (применение).
  Метод Дельфи (применение).
  Анализ конкурентных преимуществ региона (города, муниципального образования). Swot- анализ
  Анализ конкурентных преимуществ региона (города, муниципального образования). Pest- анализ
  Социометрия как инструмент формирования социальных групп.
  Анализ случая (Case study).
  Мониторинг социальной сфере.
  Система грантов. Социальный эффект
  Управление проектами.
  Action research. (активное исследование, вмешательство)
  Социологическая анкета.
  Методология и методика контент-анализа.
  Методология и технология интервью.
  Индивидуальный экспертный опрос (применение).
  Метод средней точки (применение).
  Метод «мозговой штурм» (применение).
  Метод лотерей (применение).
  Метод «черного ящика» (применение).
  Метод судов (применение).
  Метод парных сравнений (применение).
  Программный метод (применение).
  Факторный анализ (применение).
  Индексный метод (применение).
  Маркетинговое исследование (применение).
  Применение тестов в прикладной социологии.

 

2.2. Методические указания и необходимые требования
к содержанию курсовой работ

Курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» должен содержать:

а) текстовую, теоретическую часть;

б) расчетную, аналитическую часть.

Обе эти части специфичны для каждой темы и должны содержать ответы на ряд обязательных вопросов. Ответы на эти вопросы следует сопровождать расчетно-аналитическим материалом (таблицами, графиками, блок-схемами) построенном на конкретном примере, реальных или условных цифрах.

Примерный набор обязательных вопросов и заданий
к темам курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

 

  Структурно-функциональный анализ предприятия (организации). 1. Понятие Структурно-функционального анализа. 2. Сфера применения структурно-функционального анализа. 3. Достоинства структурно-функционального анализа. 4. Осуществить упорядочения структуры предприятия (организации). 5. Осуществить упорядочения функций предприятия (организации).
  Методы политических исследований. 1. Опрос на входе и на выходе. 2. Праймериз - выборы понарошку? 3. Exit-Poll:вы уже проголосовали? 4. Политический рейтинг. 5. Провести конкурсную оценку какого либо политического деятеля. (Например президента России – Д.А. Медведева).
  Метод структуризации проблем для принятия решений. 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  «Дерево целей» экономической, социальной, производственной проблемы. 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Построение «Дерева целей».
  «Дерево мероприятий» реализации принятого решения. 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Построение «Дерева целей».
  Метод экспертных оценок решения проблемы (применение). 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод Дельфи (применение). 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Анализ конкурентных преимуществ региона (города, муниципального образования). Swot- анализ 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Провести Swot- анализ конкретного региона или города, мо.
  Анализ конкурентных преимуществ региона (города, муниципального образования). Pest- анализ 1. Понятие метода.
  1. Сфера применения метода.
  2. Достоинства и отличительные особенности метода.
  3. Этапы процедуры применения метода.
  4. Провести Pest- анализ конкретного региона или города, мо.
  Социометрия как инструмент формирования социальных групп. 1. Понятие социометрического метода. 2. Социометрический критерий. 3. Социоматрица и Социограмма. 4. Индивидуальные и группавые индексы 5. Построение социоматрице и социограммы на основе конкретной ситуации.
  1. Представить в табличном варианте те или иные социометрические индексы.
  Анализ случая (Case study). 1.Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Анализ конкретной политической ситуации (Например: взаимоотношения России и Украины, взаимоотношения России и Грузии).
  Мониторинг социальной сфере. 1. Понятие «мониторинг». 2. Правовое обеспечение. 3. Организационное обеспечение информационной безопасности. 4. Технология мониторинга. 5. Проведение мониторинга социальной сферы.
  Система грантов. Социальный эффект 1. Понятие «грант».
  1. Общие принципы.
  2. Социальный эффект.
  3. Составление заявки на грант в сфере программ лидерства.
  Управление проектами. 1. Определение понятия «проект». Типы и виды проектов. 2. Цели проекта. 3. Подготовка, организация и планирование проекта. 4. Управление рисками.
  1. Управление проектом/ контролинг проекта. Компьютерная поддержка управления проектами (Microsoft Project).
  2. Разработка проекта и технического задания к нему. (Например)
  Action research. (активное исследование, вмешательство) 1. Область применения. 2. Методология. 3. Процедура проведения. 4. Цикличность и итерация 5. Методы AR.
  1. Парадигма AR.
  2. Активное исследование ситуации (Например: Всемирный финансово-экономический кризис).
  Социологическая анкета. 1. Виды и типы анкетных вопросов.
  1. Композиция анкеты.
  2. Формулировка вопросов и качество анкеты.
  3. Ошибки и контроль поля.
  4. Составление анкеты.
  Методология и методика контент-анализа.
  1. Этапы контент-анализа.
  2. Объекты контент-анализа.
  3. Единица, категория анализа и единица счета.
  4. Составление бланка проведения контент-анализа и непосредственно проведение данного анализа.
  Методология и технология интервью.
  1. Дефиниция и особенности интервью.
  2. Интервью в качественной и количественной социологии.
  3. Организация фокус-группы.
  4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.
  5. Виды и типы интервью.
  6. Организация фокус-группы и проведение интервью.
 
  Индивидуальный экспертный опрос (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод средней точки (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод «мозговой штурм» (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод лотерей (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод «черного ящика» (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод судов (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Метод парных сравнений (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Программный метод (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Факторный анализ (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Достоинства и отличительные особенности метода. 4. Этапы процедуры применения метода. 5. Применение метода в конкретном случаи (ситуации).
  Индексный метод (применение). 1. Понятие метода. 2. Сфера применения метода. 3. Цель метода. 4. Достоинства метода. 5. Представить в табличном варианте те или иные территориальные индексы.
  Маркетинговое исследование (применение). 1. Цели и задачи маркетингового исследования. 2. Проблема выборки и репрезетативности. 3. Трудности в общении заказчика и исследователя. 4. Бриф и брифинг.
  1. Методические и технические приемы исследования.
  2. Проведение исследование (метод определяется студентом и преподавателем): лабораторный опрос (Hall-test), домашний тест(Home-test), кабинетное исследование(Desk Research), телефонный опрос(OMNIBUS).
  Применение тестов в прикладной социологии. 1. Методология тестирования. 2. Классификация тестов. 3. Технология тестирования
  1. Компьютерное тестирование.
  2. Составление конкретного теста.

Примечание: Приведенные задания к курсовой работе по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются необходимой основой для его выполнения.

В то же время при его выполнении следует ориентироваться на объем курсовой работы с тем, чтобы он был в установленных пределах.

3. Выполнение исследования в рамках курсовой работы

Главная польза и ценность выполнения основной части курсовой работы состоит в том, что при его написании студент не ограничен в глубине и формах своих творческих изысканий, в своей критике и рекомендациях по теме исследований. Напротив уровень творческой активности, самостоятельности, оригинальности выполнения курсовой работы является свидетельством зрелости студента, его высоких потенциальных возможностей. И поэтому заслуживает всякого поощрения. Требования к форме и структуре курсовой работы для всех студентов едины.

Первый этап выполнения курсовой работы – выбор темы. Студент может сделать это исходя из предлагаемого списка, либо сформулировать свою тему.

3.1. Подготовка к курсовому проектированию

Подготовку к написанию курсовой работы следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи; которые помогут студенту оценить степень изученности выбранной темы.

В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.

В своей работе студент должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.

После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план курсовой работы и согласовать его с научным руководителем, а при необходимости – и с научным консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников и литературы, изменение которого возможно только с согласия руководителя.

По мере написания введения, основной части (глав) и заключения студент представляет их научному руководителю и научному консультанту и дорабатывает с учетом их замечаний и сроков.

 

3.2. Структура курсовой работы

Основными элементами курсовой работы являются:

· титульный лист[1];

· содержание[2];

· введение;

· главы и параграфы основной части;

· заключение;

· список использованных источников и литературы (приложение 4);

· приложения.

В состав научно-справочного аппарата могут также входить список сокращений, глоссарий ключевых слов, которые должны быть сформулированы в приложении 1, если они представлены в курсовой работе (образец оформления списка сокращений указан в приложение 1).

В содержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.

Введение должно содержать:

· актуальность научного исследования (обоснование темы);

· цель работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели;

· объект и предмет исследования;

· описание структуры работы.

При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.

Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать авторскую оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу).

Объем введения составляет примерно 10-15% от общего объема курсовой работы.

3.3.Содержание глав и парагрофов основной части

Содержание глав и параграфов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Главы и параграфы должны продемонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументированно излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал.

Основная часть курсовой работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из двух глав. Первая глава состоит из описательной части, отображающей теоретические, методологические аспекты выбранной темы, и второй -конкретно–содержательной, в которой приводятся данные по изучаемому предмету и объекту, методика и техника исследования, излагаются достигнутые результаты и формулируются выводы. В свою очередь первая и вторая часть курсовой работы должна состоять каждая из нескольких параграфов.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Курсовой работы не должен носить описательный или излишне теоретизированный характер. Гарантией тому служит вторая глава работы.

В основной части курсовой работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования.

Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть курсовой работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приведенные в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к проекту (работе).

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания курсовой работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также стилистических погрешностей снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения материала исследования (анализа, проектирования и т. д.) позволяет судить о культуре письменной речи ее автора, а, следовательно, необходимо научное и литературное редактирование текста курсовой работы.

Научное редактирование предполагает проверку подбора терминов, точности логических посылок и выводов, достоверности привлекаемых источников и т. д. Литературное редактирование, в свою очередь, предполагает проверку соблюдения норм современного литературного языка. Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических) и повышение содержательности текста курсовой работы.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах курсовой работы. Студент должен обоснованно изложить свои взгляды на основные вопросы, рассмотренные в работе. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., а выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов и т. д.

3.4.Список использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы содержит источники и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы, и состоит из не менее 25 наименований в зависимости от темы исследования. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. При этом все законодательные и нормативно-методические материалы, научные, учебные и периодические издания, использованные при написании работы, должны содержать полное библиографическое описание (место издания, наименование издательства, год опубликования или издания). При составлении списка использованные источники и литература должны быть разделены на опубликованные и неопубликованные[3].

Все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание курсовой работы, выносятся в приложения к работе. В них, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, а также различного рода текстовые, организационно-правовые, справочные, рекламные и другие документы.


3.5. Оформление и сроки сдачи курсовой работы

Прежде всего, студент должен иметь в виду, что неверное оформление курсовой работы влечет за собой ее переделывание и снижение общей оценки.

Максимальный объем курсовой работы не ограничивается, но он должен составлять не менее 25 стр. машинописного текста (в компьютерном исполнении).

Каждая главе курсовой работы должна начинаться с новой страницы, а параграф в главе должен быть соответственно обозначен. Номера страниц, с которых начинается глава, и параграф обязательно указываются в содержание. Номера страниц курсовой работы начинаются с титульного листа. Страницы нумеруются либо по середине страницы, либо в правом верхнем углу. Таблицы, графики, схемы, приводимые в тексте должны иметь название и порядковый номер.

Первой страницей курсовой работы является типовой титульный лист, который оформляется по общепринятым правилам.

Курсовой работы сдается за две недели до даты защиты. Руководитель и он же рецензент курсовой работы в течении 5-7 дней со дня сдачи его на кафедру обязан провести предварительное рецензирование и сделать соответствующую пометку на титульном листе («к защите», «на доработку» и т.д.). Студент в свою очередь, справляется через 5-7 дней на кафедре или лично у преподавателя о предварительных результатах проверки курсовой работы. После этого уточняется дата его защиты, в процессе которой определяется окончательная оценка за выполнение курсовой работы.

Ключевым моментом в порядке выполнения курсовой работы является срок ее сдачи на кафедру. Срок сдачи на кафедру утверждается преподавателем. Студенты, сдавшие работы и работы после утвержденной даты, лишаются гарантии ее проверки до начала сессии, а потому возможен их не допуск к экзаменам.

 

 

3.6. Защита курсовой работы

3.6.1. Подготовка доклада и презентации курсовой работы

Процедура защиты курсовой работы включает доклад студента, важным элементом которого является презентация курсовой работы – представление основных результатов, полученных студентом. Презентация обеспечивает наглядность представляемых материалов, дает возможность преподавателю оценить как научную и практическую значимость результатов курсовой работы, так и способность студента дать их компактное изложение.

Выступление должно в первую очередь давать представление о объекте, предмете и методах исследования, положениях, выносимых на защиту.

Основная часть доклада должна содержать: краткую характеристику объекта и предмета исследования, результаты проведенного студентом исследования.

В заключении приводятся выводы по результатам курсовой работы.

Презентация должна включать:

· приветствие, которое позволяет представить курсовой проект (работы) и назвать его тему;

· собственно презентацию, состоящую из вступления и основной части;

· заключение.

Если взять всю продолжительность выступления за 100%, то эти составляющие должны соотноситься как 10/80/10. Продолжительность доклада, сопровождающегося презентацией 5-7, 10 минут.

Презентация иллюстрируется визуальными материалами, представляемыми в виде электронного слайд-фильма и выполненными в среде MS POWERPOINT.

Использование визуальных материалов позволяет, во-первых, сфокусировать внимание участников заседания и преподавателя на наиболее важных элементах курсовой работы, во-вторых, подкрепить вербальное (словесное) сообщение, не повторяя его дословно, и, в-третьих, проиллюстрировать те факты, которые трудно представить устно.

При подборе иллюстративных материалов необходимо использовать принципы простоты и краткости. Графики и таблицы должны быть информативны, но их нельзя перегружать многочисленными данными.

В табличных материалах используется максимум 30 чисел. Каждое число должно состоять не более чем из 5 цифр. Например, число 18922 считается одним числом. Превышение такой разрядности чисел производит впечатление перегруженности, и внимание участников заседания и преподавателя рассеивается.

В тексте одного слайда используется максимум 36 слов, исключая заголовок. Материал излагается максимум на 6 строках, в каждой из которых дается не более 6 слов. Цель текста — подкрепить основные идеи курсовой работы. Для структуризации текстовой информации лучше использовать списки. В целях совместимости электронных презентаций для различных версий POWERPOINT все надписи необходимо выполнять шрифтом Arial.

Используются следующие виды диаграмм:

§ процент, когда необходимо сравнить данные как процентные доли от целого (секторная, круговая диаграмма); доли, если надо сравнить или ранжировать данные (горизонтальные или вертикальные гистограммы);

§ время, если необходимо показать изменения за период времени (линейные графики);

§ частота, если необходимо показать количество предметов в увязке с различными числовыми диапазонами или характеристиками (линейные графики);

§ корреляции, если необходимо показать взаимосвязь между переменными (линейный график и точечная диаграмма).

В слайдах используются следующие типы заголовков:

§ название предмета, когда нет необходимости передавать конкретное послание, а нужно только представить информацию;

§ тематический заголовок, для того чтобы сообщить участникам заседания и преподавателю о том, какая информация будет извлечена из представленных данных;

§ заголовок-утверждение, когда надо изложить вывод, сделанный докладчиком на основании представленных выше данных.

Слайды не следует перегружать эффектами анимации. Надо помнить о том, что скорость работы того компьютера, на котором делаются слайды, и того, на котором они будут демонстрироваться, может быть различной. Это несоответствие может привести к возникновению нежелательных пауз.

При оформлении фона слайдов следует четко разграничивать его с текстом. Если в качестве фона используется какое-либо изображение, следует проверить, хорошо ли виден на таком фоне текст.

После подготовки всех визуальных материалов следует провести предварительную репетицию, что позволит должным образом отрегулировать темп речи докладчика и скорость показа слайдов.

 

3.6.2. Порядок проведения защиты курсовой работы

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании. Студент представляет преподавателю к курсовой работе электронную версию самого работы, доклада и презентации.

Порядок защиты курсовой работы предполагает:

1. Выступление студента (7-10 минут).

2. Ответы студента на вопросы участников заседания и преподавателя.

Студентам, не защитившим курсовой работы в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок защиты. Для этого студент должен сдать в дирекцию факультета личное заявление с приложением к нему документов, подтверждающих уважительность причины.

 

4. Критерии оценки курсовой работы

Основными критериями оценки курсовой работы являются:

· актуальность и новизна темы, сложность ее разработки;

· полнота использования источников, отечественной и иностранной специальной литературы по рассматриваемым вопросам;

· полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования;

· обоснованность привлечения средств и методов решения поставленных задач;

· умение анализировать и интерпретировать полученные результаты;

· научное, методическое и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения;

· четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет требований настоящих «Методических рекомендаций»;

· умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам курсовой работы, глубина и правильность ответов на вопросы.

Оценки «отлично» заслуживают курсовые работы, темы которых научно обоснованы, представляют теоретический, методический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач и способствуют решению научно-теоретических, методических или практических задач управления.

Структура работы, оцененного на «отлично», должна быть четкой, логичной и соответствовать поставленной цели. В заключении следует представлять четкие, всесторонне обоснованные выводы, которые вносят вклад в разрешение поставленной проблемы, намечают перспективы для ее дальнейшей разработки. Проект (работы) должен быть написан литературным языком, тщательно выверен, научно-справочный аппарат – соответствовать действующим ГОСТам и настоящим «Методическим рекомендациям», содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т. д.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения курсовой работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы.

В тех случаях, когда курсовой работы не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Оценка за выполнение курсовой работы проставляется в ведомости и зачетной книжке. Студент, не выполнивший или не защитивший курсовой работы, не допускается к сдаче экзамена по указанной дисциплине.


Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Лавриненко, В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. – М.: Вузовский учебник, 2007.

2. Орехов, А. Н. Методы экономических исследований: учебник / А. Н. Орехов. – М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Рой, О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник / О. М. Рой, А. Н. Киселева. – СПб.: Питер, 2007.

4. Экономическая социология: учебник / под ред. В. И. Верховина. – М.: Академический проект, 2006.

5. Практическое пособие «Требования к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)», авторы: Сухов Г.С., Боровиков А.В., Эмиров И.Х., Любивая А.И., Купчинова А.М.

Дополнительная:

1. Исследование операций в экономике: учеб. пособие / под ред. Н. Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Латышев, В. В. Основы социологии и политологии: учебник / В. В. Латышев. – М.: Гардарики, 2005.

3. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и сициальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Периодические издания:

1. Экономические и социальные проблемы России: журнал.


Приложение 1

Образец оформления списка сокращений

Список сокращений

АН РФ Академия наук РФ
АРМ Автоматизированное рабочее место
АУП Административно-управленческий персонал
Вестн.МГУ Журнал «Вестник Московского университета» Серия «Право»
ВВП валовый внутренний продукт
ВНИИДАД Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
ГД РФ Государственная Дума РФ
ГК РФ Гражданский кодекс РФ
ГСДОУ Государственная система документационного обеспечения управления
Д. Дело
ЕАСТ Европейская ассоциация европейской торговли
ЕОК Европейская организация по качеству
ЕС Европейский союз
ЕСОМАР Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований
ЕСО Международная организация по стандартизации
ИПС информационно-поисковая система
Л. Лист
М.,СПб сокращения от «Москва», «Санкт- Петербург»
МБТ Московское бюро труда
МИС маркетинговая информационная система
Минюст Министерство юстиции РФ
МОТ Международная организация труда
МТП Международная торговая палата
МУП Муниципальное унитарное предприятие
НДС налог на добавленную стоимость
НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ООН Организация Объединенных Наций
Оп. Опись
ОРД организационно-распорядительная документация
ППП пакет прикладных программ
ПСЗ полное собрание законов
РАГС Российская академия государственной службы
С. страница (не «стр.»)
СМИ средства массовой информации
СПП Собрание постановлений правительства
ТК РФ Трудовой кодекс РФ
ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНК транснациональная корпорация
УСД унифицированная система документации
Ф. Фонд
Факс.изд. факсимильное издание

 


[1] Практическое пособие «Требования к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)», авторы: Сухов Г.С., Боровиков А.В., Эмиров И.Х., Любивая А.И., Купчинова А.М.

[2] Практическое пособие «Требования к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)», авторы: Сухов Г.С., Боровиков А.В., Эмиров И.Х., Любивая А.И., Купчинова А.М.

[3] Практическое пособие «Требования к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)», авторы: Сухов Г.С., Боровиков А.В., Эмиров И.Х., Любивая А.И., Купчинова А.М.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...