Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация анализа состояния наличного денежного оборота.




 

Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах.

Объектом анализа являются:

- складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

- источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

- скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков (Приложение 12);

- происходящие изменения и тенденции в экономике;

- изменение индекса потребительских цен;

- состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

- уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка (Приложение 13);

- территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

- неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

- результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

- происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

- состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

- причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

При анализе состояния наличного денежного оборота используются:

- отчет о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций (формы N N 201, 202);

- информационно - аналитические материалы территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике о социально - экономическом положении региона;

- государственная статистическая отчетность "Отчет об обороте кассы" (форма 11-торг);

- федеральное государственное статистическое наблюдение "Сведения о производстве и отгрузке товаров, услуг" (форма П-1 (месячная));

- баланс денежных доходов и расходов населения, разрабатываемый территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

- формы федерального государственного статистического наблюдения по труду: "Сведения о численности и заработной плате работников" (форма 1-т (квартальная, годовая), "Сведения о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату" (форма 3-ф (месячная)).

Результаты анализа состояния наличного денежного оборота используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

 

Учет кассовых операций.

 

С целью предотвращения возможных злоупотреблений при расчетах наличными денежными средствами порядок осуществления организациями кассовых операций на территории Российской Федерации достаточно жестко регламентирован. Основные положения, определяющие порядок расчетов между организациями, определяются Центральным банком РФ. Так, основные моменты осуществления расчетов наличными определены в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40.

Указанным документом определено, что предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Центральным банком РФ в соответствии с действующим законодательством.

Расчеты наличными денежными средствами через кассу между юридическими лицами ограничены. Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами установлен на уровне 10 тыс. руб., кроме предприятий потребкооперации и предприятий ГУИН МВД России, у которых эта сумма равна 15 тыс. руб.

Расчеты между организациями свыше 10 тыс. руб. должны производится только в безналичном порядке (через расчетный счет).

Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 10 тыс. руб., следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производится только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации.

Следует отметить, что указанные ограничения расчетов наличными между юридическими лицами на территории Российской Федерации распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Расчет между юридическими и физическими лицами могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги, полученные организации в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками.

Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем организациям (включая бюджетные) независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности, осуществляющим налично-денежные расчеты, необходимые для обеспечения нормальной работы организации, с учетом среднедневной выручки и расхода наличных денег, особенностей деятельности и режима работы.

Лимит остатка кассы согласовывается с руководителем организации и при необходимости может быть пересмотрен.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также порядка ведения кассовых операций в РФ к организациям могут быть применены следующие меры финансовой ответственности:

за осуществлением расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных придельных сумм взыскивается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности взыскивается в трехкратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов взыскивается штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. При этом под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.

 

На руководителей организаций, допустившие указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством РФ размере минимальной месячной оплаты труда. Исчисление суммы административного штрафа производится из расчета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.

Учреждения банков и финансовые органы в случаях выявления нарушений организациями установленного порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью обязаны направлять в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий актов или справок по указанным проверкам для наложения штрафов.

Некоторые предприятия в нарушении установленного порядка отражают операции с денежными средствами в кассовой книги не за каждый день, а суммарно за какой-либо период времени (декаду, месяц). При этом на листе кассовой книги указывается: “Касса за 1-10 августа 1998 г.”. Следует обратить внимание, что при таком отражении кассовых операций бухгалтеру достаточно сложно определить, соблюдается ли лимит денежных средств, установленный банком.

В данном случае можно определить остаток средств только на конец 10 августа. Многие бухгалтеры полагают, что если остаток на 10 августа не превышает установленный лимит, то нарушение в порядке ведения кассовых операций организация не допускает. Однако при проверках таких предприятий очень часто выявляется превышение лимита на какой-либо из дней с 1 по 10 августа.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций РФ организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке.

Организации, имеющие постоянную денежную выручку по согласованию с обслуживающим их банком могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда, организациям не разрешается.

Выдача денег из выручки одних организаций, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдельных местах, где нет банков, на основе договора между организациями по согласованию с банками, обслуживающими эти организации.

В практической деятельности организаций могут возникнуть ситуации, когда необходимо оплатить те или иные расходы наличными деньгами (покупка товаров в розничной торговле, оплата расходов по служебным командировкам и т.д.).В таких случаях работнику могут быть выданы наличные деньги под отчет для выполнения определенных действий по распоряжению руководителя организации.

Прием наличных денег кассой организации производится по приходным кассовым ордерам (форма № КО-1), подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) организации или оттиском кассового аппарата. Содержание финансовой операции, указанной в приходном кассовом ордере, должно соответствовать наименованию операции в квитанции к приходному ордеру, квитанция к приходному ордеру отдается лицу, внесшему деньги в кассу организации.

Выдача наличных денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам или надлежащим образом оформленным другим документом (платежным (расчетно-платежным) ведомости, заявлением на выдачу денег, счета и т.п.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером организации или уполномоченными на это лицами.

При этом, если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончании рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

В случаи ухода работника организации в отпуск или при увольнении причитающаяся заработная плата выдается не позднее дня, предшествующего отпуску или увольнению, не дожидаясь установленных дней выдачи заработной платы.

Такие разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производится, как правило, по расходным кассовым ордерам, а при наличии трех и более работников может быть оформлена платежная ведомость.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе организации, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке или с использованием средств вычислительной техники. Согласно пункту 9 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, в кассовых и банковских документах исправления не допустимы.

В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Прием и выдача денег производится только в день их составления.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Регистрация приходных и расходных кассовых ордеров может осуществляться с применением средств вычислительной техники.

Все поступления и выдачи наличных денег организация учитывает в кассовой книге. Требования, предъявляемые к ведению кассовой книги, перечислены в разделе III Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данной организации.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ (кассира, а также главного бухгалтера организации или лица, его заменяющего), с указанием даты исправления.

В организациях, при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов, кассовая книга может вестись автоматизированным способом. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств при подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993г. № 5215-1.

2. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 29 сентября 1997г. № 525.

3. Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Указ Президента РФ от 23 мая 1994г. № 1006.

4. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. ЦБ РФ от 5 января 1998г. № 14-П

5. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994г. № 170.

6. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществление денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745.

7. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», М.;1999 г.

8. Кондраков Н.П. «Самоучитель по бухгалтерскому учету», М.;1999 г.

9. Пошестник Е.Б., Мейксин М.С. «Бухгалтерский учет совремненной производственной компании», М.-С-П.;2000 г.

10. Тяжких Д.С. «Бухгалтерский учет», С-П.;1998 г.

11. Щадилова С.Н. «Основы бухгалтерского учета», М.;1999 г.

12. Энтони Р.Н. «Самоучитель по бухучету»,М.1999г.,

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...