Механизм формирования АСПО
Под механизмом «парафинизации» понимается совокупность процессов, приводящих к накоплению твердой органической фазы на поверхности оборудо- вания. При этом, образование отложений может происходить либо за счет сцепле- ния с поверхностью уже готовых, образовавшихся в потоке частиц твердой фазы, либо за счет возникновения и роста кристаллов непосредственно на поверхности оборудования [11]. Вероятность закрепления частиц парафина на поверхности оборудования в условиях действующей скважины практически ничтожна – парафиновая частица может закрепиться на стенке оборудования, но при условии, что первоначально она застрянет на ней чисто механически [11]. При транспортировании нефти по трубопроводу протекают следующие процессы. Нефть поступает в трубопровод и контактирует с охлажденной метал- лической поверхностью. При этом возникает градиент температур, направленный перпендикулярно охлажденной поверхности к центру потока. За счет турбулиза- ции потока температура нефти в объеме снижается. При этом параллельно проте- кают два процесса: – выделение кристаллов н-алканов на холодной поверхности; – кристаллизация н-алканов в объеме нефти. Практически важным является не само по себе выделение парафинов, а от- ложение их на поверхности труб и оборудования по направлению теплопередачи [9]. Такие отложения формируются при соблюдении ряда условий: наличия в нефти высокомолекулярных углеводородов, в первую очередь метанового ряда; снижения температуры потока до значений, при которых происходит выпадение твердой фазы; наличия подложки с пониженной температурой, на которой кри- сталлизуются углеводороды и с которой они настолько прочно сцепляются, что
возможность срыва отложений потоком при заданном технологическом режиме практически исключается. Исследованиями последних лет достоверно установлено, что прямой связи между содержанием парафина и интенсивностью его отложения нет [4]. Отсут- ствие такой связи обусловлено, прежде всего, существенным различием состава твердых углеводородов – «парафина», а именно, различием в соотношениях аро- матических, нафтеновых и метановых соединений в высокомолекулярной части углеводородов, которое при стандартных методах исследования нефтей не опре- деляется. Между тем, доказано, что именно различия в составе твердых углеводо- родов в основном и предопределяют особенности формирования парафиновых от- ложений. Чем выше содержание углеводородов с разветвленными структурами – ароматических, нафтеновых и изоалкановых, тем менее прочными оказываются парафиновые отложения, поскольку такого типа соединения обладают повышен- ной способностью удерживать кристаллическими образованиями жидкую массу. Углеводороды метанового ряда – особенно высокомолекулярные парафины, наоборот, легко выделяются из раствора с образованием плотных структур. Ясно, что рыхлые и полужидкие кристаллические отложения сравнительно легко могут быть удалены естественным потоком жидкости в процессе эксплуатации скважин, не вызывая никаких осложнений, и, наоборот, плотные и прочные отложения, сформированные в основном из н-алканов, создают серьезные осложнения, на ликвидацию которых затрачивается много средств и труда [11]. Транспортировка нефти
Как правило, пункты переработки (НПЗ, нефтебазы, нефтеналивные терминалы) или места дальнейшего сбыта нефти находятся в отдалении от мест нефтепромыслов, что обусловливает необходимость быстрого и экономичного способа доставки. Существует несколько способов транспортирования: нефтепроводы, танкеры, авиационный транспорт, автомобильные и железнодорожные цистерны.
Использование нефтепроводов является самым безопасным и экономически выгодным способом транспортировки нефти и нефтепродуктов. Кроме того, скорость перемещения нефти по ним значительно выше, чем при перевозке любым другим видом транспорта. Общая протяженность магистральных нефтепроводов России составляет около 50-ти тысяч километров. Наиболее крупная на сегодняшний день система нефтепроводов «Дружба» была введена в эксплуатацию в 1960-м году и работает по настоящее время. Общая ее протяженность составляет 8 900 километров. «Дружба» обеспечивает ежегодный экспорт 66,5 млн. тонн нефти. Транспортирование по воде осуществляется на гигантских судах – танкерах, вместительностью в сотни тысяч тонн. Цена перевозки одного барреля нефти на таких морских судах находится в обратной пропорции от вместительности судна, чем объясняются их огромные размеры. Но в случае аварии выход нефти приводит к экологическим катастрофам. Для снижения риска возникновения таких последствий Международная морская организация приняла рекомендации Евросоюза о выводе из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров и постановление о перевозке только в двухкорпусных танкерах.
Еще один распространенный способ перевозки – железнодорожные и автомобильные цистерны. Железнодорожные цистерны – всесезонный вид транспорта, используется для транспортирования нефти к пунктам, находящимся вдали от нефтепроводов. Данный вид транспорта связан с высокими трудозатратами, связанными с работами по погрузке и разгрузке, а также по очистке емкостей от асфальто-смолистых парафиновых отложений (АСПО), и по этим причинам является второстепенным. Автоцистерны предназначены для перевозки небольших объемов, как правило, для доставки на АЗС.
Методы борьбы с АСПО
Борьба с АСПО предусматривает проведение работ по двум направлениям.
Во-первых, по предупреждению (замедлению) образования отложений. К таким мероприятиям относятся: применение гладких (защитных) покрытий; химические методы (смачивающие, модификаторы, депрессаторы, диспергаторы); физические методы (вибрационные, ультразвуковые, воздействие электрических и электро- магнитных полей). Второе направление – удаление АСПО. Это тепловые методы (промывка горячей нефтью или водой в качестве теплоносителя, острый пар, электропечи, индукционные подогреватели, реагенты при взаимодействии с кото- рыми протекают экзотермические реакции); механические методы (скребки, скребки-центраторы); химические (растворители и удалители) [2, 13]. Как показывает практика, наиболее эффективным является предупрежде- ние отложения смолопарафиновых веществ, так как при этом достигается наибо- лее устойчивая и безаварийная работа нефтепромыслового оборудования, снижа- ются затраты на добычу и перекачку нефти. Существует несколько наиболее известных и активно применяемых в неф- тедобывающей промышленности методов борьбы с АСПО, но многообразие усло- вий разработки месторождений и различие характеристик добываемой продукции часто требует индивидуального подхода и даже разработки новых технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|