Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет МЗ РФ»

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

 

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

Профессор В.Л. Юлдашев

12 февраля 2013 г.

 

Дисциплина психиатрия и наркология Специальность лечебное дело

Курс V Семестр 9,10

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

по психиатрии

на тему: "МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ"

 

Методические указания для студентов

 

Уфа 2013 г.

 

тема: "МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ" " на основании типовой программы дисциплины Психиатрия и наркология утвержденной МЗ РФ от 2004 г. и в соответствии с рабочей программой дисциплины Психиатрия и наркология, утвержденной 27 февраля 2010 года.

 

Автор: Пермякова О.А.

 

Рецензенты В.Л.Юлдашев, Б.Л.Урицкий

 

 

Утверждено на заседании кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО "12"февраля 2013 г.

 

1. ТЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ: Для практического врача изучение данной темы имеет большое практическое значение, учитывая распространенность МДП, частоту суицидальных и асоциальных действий больных, трудности диагностики и решения вопросов неотложной помощи необходимы углубленные знания в области аффективной патологии.

 

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение клиники, диагностики и лечения МДП, особенности депрессивных и маниакальных фаз в детском, подростковом и взрослом возрасте.

Выявлять признаки эмоциональных расстройств при психических заболеваниях.

Уметь оценить внешний вид депрессивного больного

Уметь оценить внешний вид маниакальных больных

Уметь квалифицировать бредовые идеи депрессивного больного

Уметь квалифицировать бредовые идеи маниакального больного

Уметь квалифицировать опасные действия больных с депрессивном состоянии и наметить профилактические мероприятия

Уметь квалифицировать опасные действия больных с маниакальном состоянии и наметить профилактические мероприятия

Определять симптомы, характерные для классической депрессии

Определять симптомы, характерные для классической мании

Уметь выявить при аффективных расстройствах нарушения других психических процессов памяти, мышления, интеллекта.

Уметь выявлять характерные для заболевания сомато-вегетативные, обменные и эндокринные расстройства

Уметь использовать для диагноза данные анамнеза, течения, исхода заболевания

Уметь оказать неотложную помощь при депрессивных состояниях

Наметить специализированное лечение при депрессивных и маниакальных состояниях.

Обучающий опрос ведется по контрольной программе с набором клинических и ситуационных задач.

Демонстрация больных (2 больных) под руководством преподавателя. Акцентируется внимание (у педиатров) на атипичность детского и подросткового МДП, вопросах лечения, дифференциальной диагностики.

Изучение темы МДП лучше сочетать в сравнительном плане с изучением другого эндогенного психоза - шизофрении, либо с другими аффективными психозами.

 

3. Вид занятия - практическое занятие

 

4. Время, выделенное на данное занятие - 4 академических часа.

Время, выделенное для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя - 1,5 часа.

 

5. Оснащение: Таблицы, диапроектор, видеомагнитофон, видеофильм, аудиозаписи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

 

Определение. МДП характеризуется сменой двух различных состояний - маниакальной и депрессивной фаз, циркулярным течение и отсутствием явлений психической деградации.

ЭТИОЛОГИЯ: В происхождении психоза, по-видимому, играет роль наследственная передача какой-то структурной или функциональной слабости центральной нервной системы. В большинстве случаев у кровных родственников больных МДП имели место либо тот же психоз, либо родственные ему аффективные психозы. Наследственная отягощенность обнаруживается в более чем 60% случаев (Ланге). Другие специалисты основным в происхождении МДП считают эндокринные нарушения (В.П.Осипов, Крейнз), вегетативную нервну. систему (Р.Я.Голант, В.П.Протопопов).

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ. МДП составляет от 5 до 25% всех больных с психозами с разным подходом к его диагностике. У детей МДП встречается редко. У подростков это заболевание наблюдается реже других психозов.

КЛИНИКА. Симптоматика маниакальной и депрессивной фаз у детей атипична и рудиментарна. В маниакальном состоянии они подвижны, непоседливы, необузданно шаловливы, болтливы, неутомимы, недисциплинированны, отвлекаемы, быстро меняют занятия и интересы. Таким образом, на первом плане психомоторная расторможенность. В депрессии место витальной тоски, типичного симптома у взрослых, занимает скука, тревога, страхи, усиливающиеся обычно к вечеру. Иногда на фоне тревоги возникают идеи преследования или онейроидные нарушения сознания с фантастическими переживаниями. Нередко в картине депрессий у детей преобладает соматовегетативная симптоматика - утомляемость, тошнота, головная боль, бессонница. Явление двигательной заторможенности выражены менее ярко.

Клиническая картина МДП у подростков имеет ряд особенностей. Маниакальное состояние характеризуется повышенно веселым настроением, переживанием неизмеримой радости, бодрости, энергии. Подростки сами отмечают у себя хорошее самочувствие, говорят о своей силе, ловкости, исключительных способностях. Окружающее кажется им более интересным, привлекательным. Они не замечают недостатков у себя или легко их оправдывают. В ряде случаев настроение повышенное выражено незначительно, а на переднем плане бурная, но малопродуктивная деятельность, двигательная расторможенность, резкое расширение контактов в связи с утратой чувства дистанции и смущения, конфликтность и, нередко, асоциальное поведение, проявляющееся в хулиганстве, кражах, злоупотреблении алкоголем, уходах из дома, беспорядочной половой жизни. Психическое возбуждение проявляется в быстрой смене мыслей, многоречивости, склонности к рифмованию. Ассоциации возникают по созвучию, по внешним признакам. Мышление поверхностное, внимание легко отвлекаемое. Характерна склонность к гневливости и раздражительности, гримасничанью и клоунаде. Идеи переоценки собственной личности, способностей, внешних данных очень неустойчивы.

При депрессивном состоянии больные становятся тоскливыми, испытывают неприятные ощущения в разных частях тела, общую слабость, жалуются на свою бесполезность, скуку, считают себя виноватыми перед родителями, учителями, товарищами. Иногда преобладает не тоска, а немотивированная тревога, тягостное напряжение, беспокойство. Возникает чувство угрозы себе и близким. Появляются суицидальные мысли и намерения. В ряде случаев депрессии у подростков на первый план выступает астено-апатический синдром с выраженной утомляемостью, неспособностью сосредоточиться, затруднениями в учебе, вялостью, бездеятельностью, утратой интереса к любимому занятию. На этом фоне могут предъявляться ипохондрические жалобы. Для депрессивной фазы характерна двигательная заторможенность. Подростки сторонятся людей, подолгу сидят в согбенной позе, со скорбной мимикой. Речь тихая, замедленная, часто шопотная. Заторможенность распространяется и на интеллектуальную сферу. Внимание привлекается с трудом. Течение мыслей замедленное, затруднено воспроизведение представлений. Услышанное и прочитанное воспроизводится плохо. Иллюзорные и галлюцинаторные переживания редки.

Как в маниакальной, так и в депрессивной фазе психоза имеет место сомато-вегетативные расстройства. В обоих этих состояниях нарушается сон и падает вес. При мании аппетит повышен, а при депрессии - понижен. Отмечается изменение пульса и кровяного давления. В маниакальной фазе выше тонус парасимпатической системы, а для депрессии характерна симпатикотония (расширение зрачков, тахикардия, запоры).

Течение МДП у детей. Продолжительность фаз и интервалы между ними короче, чем в взрослых (от 2-3 дней до 15 дней). Часто психоз протекает вообще без светлых промежутков с переходом из одной фазы в другую. Иногда за серий фаз следует многомесячный перерыв с полным восстановлением психического здоровья. У подростков фазы более продолжительны (особенно депрессии) - до нескольких месяцев, а интервалы между ними могут длиться годами. Свойственные взрослым суточные колебания настроения для подростков менее характерны, а расстройства сознания на высоте мании или депрессии - явление более обычное, чем у взрослых.

 

ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА

 

Циклическое (биполярное)

Монополярное с маниакальными фазами

Монополярное с депрессивными фазами

Течение со сдвоенными фазами (альтернирующее)

Постоянное течение

Одноприступное

Дифференциальный диагноз. Маниакальные состояния со склонностью к клоунаде приходится дифференцировать с гебефренической формой шизофрении, асоциальное поведение в маниакальной фазе о такового при психопатиях и от психопатоподобных картин при шизофрении и резидуальных состояний органического происхождения. Астено-апатической компонент депрессии необходимо дифференцировать с началом простой формы шизофрении, а наличие ипохондрических жалоб требует отграничение то неврозоподобного начала вялотекущей шизофрении. Начало фазы может провоцироваться психогенно, а так как у подростков в идеях самообвинения часто звучат ситуационные моменты, то диагностика МДП у них особенно в первую фазу требует большой осторожности и должна базироваться на длительном наблюдении.

ПРОГНОЗ МДП У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ из-за свойственных им особенностей течения - частой смены фаз с короткими светлыми промежутками, менее благоприятен, чем у взрослых.

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ маниакального состояния используются галоперидол, аминазин, тизерцин. Депрессивные состояния купируются с помощью антидепрессантов, мелипрамина, пиразидола. Для лечения маниакальной и депрессивной фаз карбонат лития используется в сочетании с нейролептиками, а в светлых промежутках без них для предупреждения наступления следующей фазы. Лечение литием должно идти под обязательным контролем содержания его в моче.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

№ 1

Больная М., 35 лет, кассир, доставлена в поликлинику в состоянии психомоторного возбуждения. Больная непрерывно хохочет, поет песни, танцует, говорит быстро, поучает врача, из анамнеза выяснилось, что подобное состояние возникло два дня назад.

 

ВОПРОСЫ:

Имеется ли психическое заболевание у данной больной?

Какая сфера психики нарушения?

Каковы основные симптомы нарушений?

 

 

№ 2

Больная Л., 40 лет, сидит в согбенной позе, голова склонена вниз, руки безжизненно лежат на коленях, выражение лица печальное, углы рта опущены, брови приподняты, взгляд потухший, глаза грустные.

 

ВОПРОСЫ:

Какому эмоциональному состоянию соответствует описанные внешний вид больного?

При каких заболеваниях встречаются подобные состояния?

 

 

№ 3

Больная Н., 36 лет, одета пестро, цветная кофточка, губы ярко накрашены, все время в движении, многословна, голос осипший, парирует вопросы, высказывается о своей поэтической одаренности, о многочисленных поклонниках, стремится к деятельности, но не завершает ее, переключаясь на другую работу.

 

ВОПРОСЫ:

Какому эмоциональному состоянию соответствует поведение больной?

При каких заболеваниях встречаются подобные состояния?

 

 

№ 4

Больной К., 30 лет, находится на стационарном лечении после суицидной попытки. Выражение лица тоскливо-напряженное. На вопросы отвечает односложно, с задержкой, тихим голосом. Факт самоповешивания не отрицает и утверждает, что это вынужденная мера, т.к. она преступница и ей не место на Земле. Она не имеет права лечиться, принимать больничную пищу. Ранее она также совершала преступления.

 

ВОПРОСЫ:

Какой синдром ведущий?

Какие бредовые идеи высказывает больная?

Назначения по уходу и надзору?

 

 

№ 5

Больной М., 46 лет, 7 классов образования. Эйфоричен, многословен, держится с переоценкой, что он физически здоров, обладает неимоверной энергией, имеет высшие разряды по боксу, борьбе, ему не чего не стоит стать олимпийским чемпионом. Имеет так же две докторский диссертации - одну по экологии, другую - по математике.

 

ВОПРОСЫ:

Какой эмоциональный синдром?

Высказывает ли больной бредовые идеи?

Каково содержание идей больного?

При каких заболеваниях встречаются подобные высказывания?

 

 

№ 6

Больная К., 38 лет, находилась на лечении в гастроэнтерологическом отделении. В последние дни стала уединяться, плохо спать, периодически отказываться от приема пищи, от домашних передач, считает себя виноватой, что ни она, ни ее двое детей никогда не будут счастливыми. По просьбе родственников была отпущена на субботу, воскресенье домой, где совершила убийство своих детей, а затем покончила с собой путем самоповешивания.

 

ВОПРОСЫ:

Какое расстройство психической сферы появилось у больной в процессе лечения?

Какой ведущий синдром появился у больной?

Назовите какие опасные действия могут совершать больные в таком состоянии?

Каковы способы и методы их предупреждения?

Какие ошибки были допущены мед. персоналом отделения?

 

 

№ 7

Больной М., 35 лет, продавец ювелирного магазина. Поступил на судебно-психиатрическую экспертизу по поводу крупной растраты государственных ценностей. Из материалов дела выяснилось, что в течение месяца был чрезмерно активен, ночами много писал, был очень жизнерадостным, веселым, начал часто посещать ресторан, при этом собирал большие компании, говорил, что получил богатое наследство, вступал в беспорядочные половые связи. Объективно- в настоящее время находится в гипоманиакальном состоянии. Из анамнеза известно, что в прошлом дважды лечился в психиатрической больнице по поводу депрессивных состояний.

 

ВОПРОСЫ:

Какие расстройства психической сферы развились у больного?

Определите ведущий синдром.

Назовите какие опасные действия могут совершать больные в подобных состояниях.

Каковы способы и методы их предупреждения?

Судебно-психиатрическая оценка данного случая.

 

 

№ 8

Выберите из ниже перечисленных симптомов классическую триаду депрессивного синдрома:

1. Апатия 6. Заторможенность мышления
2. Пассивный негативизм 7. Внутриутробная поза
3. Витальная тоска 8. Эмоциональная тупость
4. Каталепсия 9. Симптом капюшона
5. Задержка мыслей 10.Моторная заторможенность

 

 

№ 9

Выберите из перечисленных симптомов классическую триаду маниакального синдрома:

1. Эйфори 6. Персеверация
2. Мория 7. Повышенная двигательная активность
3. Дурашливость 8. Импульсивность
4. Обстоятельность мышления 9. Ускоренное мышление
5. Ментизм 10.Слабоумие

 

 

№ 10

Какие сомато-вегетативные, обменные и эндокринные симптомы встречаются при маниакально-депрессивном психозе.

1. Бессонница 10.Тахикардия
2. Задержка менструаций 11.Снижение веса
3. Брадикардия 12.Обильные менструации
4. Миоз 13.Анорексия
5. Запоры 14.Мидриаз
6. Сонливость 15.Импотенция, фригидносность
7. Булимия 16.Анизокория
8. Гиперсексуальность 17.Понижение артериального давления
9. Поносы  

Литература:

 

ОСНОВНАЯ:

1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.Психиатрия и наркология: учебник-М.: ГЭОТАР - Медиа 2006

2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник.- М.:Медицинское информационное агентство, 2009.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. – Изд-во «Речь», 2010.

3. Наркология. Национальное руководство /Иванец Н.Н., Анохина И.П., Винникова М.А..- М.: ГЭОТАР - Медиа 2008.

4. Незнанов Н.Г. Психиатрия - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

5. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: Учебник.- СпБ.: Питер. 2005.

6. Психиатрия. Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, и др.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...