Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
Стр 1 из 11Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О.
ФИНАНСЫ учебное пособие
Ростов-на-Дону УДК 336 (075) Р 69
Романова Т.Ф., Иванова О.Б., Попова Г.В., Такмазян А.С., Карепина О.И., Отришко М.О. Финансы: Учеб. пособие/ РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д., 2010. - ___ С. – ISBN
Рыночная экономика, как весьма подвижный организм, в своем развитии порождает условия, изменяющие роль и функции субъектов общественного производства, в т. ч. и специалистов финансово-кредитной системы. Перед ними встает задача адаптации к изменяющимся условиям путем получения новых знаний, навыков и умения. В этой связи возникает необходимость регулярного пересмотра содержания форм методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Данное пособие является результатом обобщения опыта преподавательского состава кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) по использованию в учебном процессе, наряду с традиционными, активных форм работы со студентами, ориентированных на развитие их самостоятельной работы, в т. ч. на аудиторных занятиях и во вне аудиторное время в рамках часов, предусмотренных учебных планом.
Рецензенты: д.э.н., проф. Максимов А.В. к.э.н., проф. Кочановская О.М.
Утверждено в качестве учебного пособия Редакционно-издательским Советом РГЭУ (РИНХ).
ISBN © - РГЭУ (РИНХ), 2010. © - Романова Т. Ф., Иванова О. Б., Попова Г.В., Такмазян А. С., Карепина О.И., Отришко М. О., 2010.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Когда на занятиях интересно – учиться легко, учиться хочется».
Коренные изменения, происходящие в экономической структуре нашего общества, требуют углубления современных методов исследования и выработки новых теоретических подходов, адекватных рыночным преобразованиям. Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов. Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма. Наличие длительной дискуссии и различных теоретических воззрений свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее труднопознаваемых. Вместе с тем, важнейшим и непременным условием выработки новых концептуальных подходов в решении этой проблемы является использование принципа преемственности в развитии теории финансов.
С переходом к рыночным отношениям неизбежны коренные изменения в экономической структуре общества, в том числе и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерным можно считать расхождения во взглядах между экономистами, учеными и практиками по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования финансов. Справедливой следует считать, на наш взгляд, обоснованность постановки вопроса о формировании рыночной концепции финансовых отношений, предполагающего их качественную трансформацию. Вместе с тем именно эта позитивная направленность предопределяет необходимость более четкого и обоснованного определения границ финансовых отношений в многообразной системе денежных отношений, а также учета трансформационных процессов, отражающих рыночную ориентацию функционирования финансовой системы. Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений. Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования.
Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются: - обучение чему-то (а не изучение чего-то); - взгляд в будущее, упор на созидание и воображение; - умение достигать результата; - ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины; - формирование у студента умения решать проблемы; - активное обучение (закрепление результатов действием); - выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения. В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост. Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются: - качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации; - формирование пакетов методического обеспечения по специализации; - организация производственной практики; - научно-исследовательская работа студентов; - организация самостоятельной работы студентов; - выбор технологии учебного процесса. Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения.
Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Финансы», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области теории финансов. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время. Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (144 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет: - решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям; - усилить самостоятельность в изучении курса; - нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра; - упростить текущий контроль успеваемости студентов; - дать более объективную итоговую оценку. Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит». Оно также может быть использовано студентами других специальностей и специализаций, изучающих учебную дисциплину «Финансы».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» в число специальных дисциплин включена учебная дисциплина «Финансы», которая преподается в следующем объеме: Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
Курс «Финансы» является базовым в системе подготовки специалистов в области финансов. Предметом настоящего курса являются основы теории финансов - одного из важнейших элементов рыночной экономики на ее макро- и микроуровне. Проведение рыночных образований в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Финансовые отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, являются необходимой составляющей экономической системы общества, хозяйствующих субъектов, процесса формирования международных экономических связей. Достаточно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве. Логика курса предполагает его изучение в следующей последовательности:
- изучение теоретических основ сущности содержания финансов как экономической категории; - условий и причин функционирования финансов; - освещения дискуссионных вопросов сущности и функционирования финансов с целью выявления специфических черт финансовых отношений и определения их границ; - рассмотрение функций финансов, изменения их содержания при переходе к рыночной экономике; - изучение основ использования финансов в общественном воспроизводстве и решение социальных проблем; - раскрытие понятия финансовой системы, экономических основ ее построения и процесса управления финансами - исследование этапов проведения финансовой политики, определение финансового механизма и его структуры; - изучение состояния финансов России в современных условиях; - углубленное освещение сфер и звеньев финансовой системы: финансов предприятий и коммерческих организаций; государственных и муниципальных финансов (бюджета и бюджетной системы, внебюджетных фондов, государственного кредита и госдолга, страхования и фондового рынка).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|