Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с новым материалом (изложение и проработка)




9.6.

 

Билет № 50

Вопрос 1

1)Популяция - саморегулирующаяся система

Под саморегуляцией систем понимают способность поддерживать на относительно постоянном уровне те или иные биологические показатели (внутренние свойства, структуру). Отклонение какого-либо показателя от определенного, характерного для данной системы, уровня является сигналом к включению механизмов, восстанавливающих этот уровень. Численность популяции - общее число особей на выделяемой территории. Благодаря этой характеристике судят о том, насколько благоприятны условия существования вида на данной части ареала. Плотность популяции - это среднее число особей, приходящееся на единицу площади или объема. При возрастании плотности популяции между ее особями усиливается конкуренция за пищу, место обитания и размножения - внутривидовая конкуренция. Плотность популяций крупных организмов более стабильна, чем у мелких растений и животных. Половой состав популяции Генетический механизм определения пола обеспечивает расщепление потомства по полу в отношении 1:1, так называемое соотношение полов. Но из этого не следует, что такое же соотношение характерно для популяции в целом. Сцепленные с полом признаки часто определяют значительные различия в физиологии, экологии и поведении самок и самцов. В силу разной жизнеспособности мужского и женского организмов это первичное соотношение нередко отличается от вторичного и особенно от третичного — характерного для взрослых особей. Так, у человека вторичное соотношение полов составляет 100 девочек на 106 мальчиков, к 16—18 годам это соотношение из-за повышенной мужской смертности выравнивается и к 50 годам составляет 85 мужчин на 100 женщин, а к 80 годам — 50 мужчин на 100 женщин (см. рис. 9.7).Наглядно прослеживается влияние условий среды на половую структуру популяций у видов с чередованием половых и партеногенетических поколений. Появление обоеполого поколения у тли может происходить из-за длины светового дня, температуры, увеличения плотности населения и других факторов.

Зак.харди-вайнберга:(p+q)=p+2pq+q=частоты аллелей и частоты генотипов явл числом постоянным.P=процент доминантных аллелей,q=пр рецессивных ал,p=частота встреч генотипа АА,2pq=частота генотипа Аа,q=частота встр генотипа аа.

2) эволюция кровен сист у позв. Ланцетник-замк кров сист,представлена брюшным и спинным сосудом,соед анастомозами в стенках кишки и тела,одним кругом кровообращения.Роль сердца выполняет брюшная аорта. Кл.рыбы-появление 2-кам сердца,в кот венозная кровь.Один круг кровообр. Кл.земноводные-сердце 3-кам,сост из 2-х предс и желудочка,в кот кровь смешивается на 75%.Два круга кровообр. Кл.пресмыкающиеся-сердце з-кам с непол перегор в желуд,в кот кровь смешив на 25-50%.Птицы,млекопит-сердце 4-кам,сост из 2-х предс и 2-х желуд.Большой круг кровообр нач в лев ж аортой и заканчивается в пр предсердии верхн и нижней полыми венами.Малый круг нач в прав ж легочной артер и заканч в лев предс 4-мя легочн венами.

 

Билет №51

51 1)Онтогене́з — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.

 

Онтогенез делится на два периода:

эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Дробление

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объем не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то-есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объем цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце. Если желтка мало и он равномерно распределен в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится все яйцо. Если желток распределен неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком. При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы). При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Гаструляция (впячивание) — гаструла формируется в результате инвагинации клеток. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс.В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой.

Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенез. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

 

Организационный момент

Добрый день!

Меня зовут Елена Анатольевна. Я преподаватель биологии, сегодня у нас с вами урок биологии.

Вы изучаете биологию?

Любите ли этот предмет?

Сегодняшнее наше занятие посвящено самому сложному, интересному, необычайному процессу, который происходит во всех живых организмах. Это можно назвать “чудом природы” в самом высоком значении.

Человек уже боле века изучает этот процесс и все равно, так мало о нем знает.

Что же это за процесс? Что мы будем с вами изучать? Внимание на экран!

2. Подготовка студентов к активной деятельности (просмотр видеоролика рис.1, см. Приложение 2)

3. Объявление темы и цели занятия

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что станет темой нашего урока? Что мы должны с вами изучить? (Рис.2, см. Приложение 2)

Работа с новым материалом (изложение и проработка)

Да, сегодня мы будем говорить об эмбриональном (зародышевом) развитии организма.

Итак, тема нашего урока: Я родился! Этапы эмбрионального развития.

Сегодня мы с вами должны изучить этапы эмбрионального развития – дробление, гаструляцию и органогенез; рассмотрим особенности зародышевого развития организмов разных систематических групп; выучить и научится применять новые термины и понятия. в итоге у вас должно сформироваться целостное понимание процессов эмбрионального развития.

Ребята, сегодня мы работаем в группах, каждая группа имеет свой цвет (красный, синий, зеленый, желтый). Эти цвета были выбраны не зря, красный – цвет огня, тепла, крови, жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воды; зеленый – цвет растений, т.е, все то, без чего невозможна жизнь на земле.

По ходу урока вы будете выполнять различные задания, а правильность и быстроту выполнения мы с вами будем оценивать вместе.

Посмотрите, на ваших столах находятся задания, которые пронумерованы в последовательности их выполнения, а также лист бумаги и части тела будущего организма. Ваша задача – создать (собрать) целый организм. Каждое правильно выполненное задание – это определенная часть тела. К концу урока по мере правильности и скорости выполненных заданий у вас должен сформироваться организм. Та группа, у которой будут все части тела, та и победитель. Мы работаем сегодня с учебником “Общая биология” (автор Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.), §19, стр. 95-101.

Независимо от способа размножения, начало новому организму дает одна или несколько клеток. Развитие заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.

В биологии есть 2 способа развития организмов:

филогенез – историческое развитие вида;

онтогенез – индивидуальное развитие особи от момента зарождения до смерти.

Онтогенез делится на 2 периода:

1) эмбриональный – от момента слияния яйцеклетки и сперматозоида до рождения или выхода из яйца.

2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до смерти организма. (Рис.3, см. Приложение 2)

Стадии эмбрионального развития, которые проходит зародыш одинаковы у большинства организмов.

В эмбриональном периоде выделяют 3 основных этапа:

  • дробление;
  • гаструляцию;
  • первичный органогенез. (Рис. 4, см. Приложение 2)

Посмотрите на экран!

Организм начинает развиваться из одной клетки – зиготы. Оплодотворенное яйцо – это клетка и в то же время уже организм на самой ранней стадии его развития.

Процессы деления клеток в новом организме начинаются уже через несколько минут. Клетки, образующиеся при этом еще очень сильно отличаются от клеток взрослого организма. Их называют бластомерами (бластос – зародыш, мерос – часть).

Процесс деления клеток – бластомеров получил название – дробления. В это время клетки активно делятся, но их размеры не увеличиваются, с каждым делением только уменьшаются.

По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным.

Посмотрите пожалуйста, при дробление зиготы морского ежа, все бластомеры одинаковы, цитоплазма делится между клетками поровну. А дробление у лягушки протекает уже иначе. Третье деление завершается образованием неравноценных бластомеров. То как будет распределяться цитоплазма между дочерними клетками и определяет размеры бластомеров. У птиц процесс дробления затрагивает только ту часть клеток зародыша, где нет желтка. Зародышевый диск располагается на верхней части яйца анимального полюса.

Чем больше бластомеров, тем дальше они начинают отодвигаться, образуется полоса в центре. К концу дробления зародыш – это полный пузырек, со стенкой, состоящей из одного слоя клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полоса получила название – бластоцель (первичная полость тела). (Рис.5, см. приложение 2)

Итак, что же характерно для дробления зародыша?

(Студенты читают с экрана рис.6, см. Приложение 2). Запомните!

Давайте подведем итог по первому периоду развития зародыша:

Сейчас ребята, вы будете работать самостоятельно. На экране и у вас на столах находятся задания.

У каждой группы собственный вопрос. За 1 минуту вы должны с помощью §19 учебника стр. 96-97 дать краткий обоснованный ответ. Оценивается точность и скорость выполнения. Свой ответ вы сверяете с правильным ответом на экране (Приложение 1, Задание 1).

Процесс развития зародыша продолжается, и бластула претерпевает ряд изменений. Клетки продолжают размножаться, и становится очень подвижными. Начинается процесс – гаструляции.

Сформировавшаяся бластула в процессе развития переходит в новую стадию – гаструлу. В это время продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают активно перемещаться относительно друг друга. В результате в зародыше возникают отчетливо выраженные пласты клеток – зародышевые листки.

Гаструляция происходит путем либо впячивания стенки бластулы или иммиграции клеток в полость бластоцеля, либо перемещения клеток бластулы. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, состоящим из наружного зародышевого листка – эктодермы, внутреннего – энтодермы. (Рис.7, см. Приложение 2).

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией или, как у ланцетника, вслед за ней возникает третий зародышевый листок – мезодерма, и представляет собой совокупность клеточных элементов. Расположенных между эктодермой и энтодермой в первичной полости тела. Зародыш становится трехслойным.

Дифференцировка – или дифференцирование – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. С морфологической точки зрения образуется несколько сотен типов клеток специфического строения, отличающихся друг от друга. С биохимической – способность синтезировать определенные белки, свойственные только данному типу клеток.

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс (клетки практически не делятся и не растут).

Каждый зародышевый листок дает начало определенным органам и тканям. Ребята, ваша задача с текста §19 стр.99 определить какие органы и ткани развиваются из эктодермы, энтодермы и мезодермы (Приложение 1, Задание 2). (Студенты заполняют таблицу, работая с учебником. Затем связывают свои ответы с ответами на экране).

Например, зуб млекопитающего формируется из клеток 2-х зародышевых листков: эмаль зуба – из клеток эктодермы, дентин – из клеток энтодермы. (Рис.8, см. Приложение 2)

А теперь, ребята, посмотрите на экран (рис.9, см. Приложение 2 ). Сейчас мы вторгаемся в святая святых организма (формирование нервной трубки). Поговорим мы сейчас об органогенезе.

Первичный органогенез. После завершения гаструляции у зародыша образуются комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Посмотрите, пожалуйста на экран как у ланцетника формируются осевые органы: – эктодерма спиной стороны зародыша прогибается по средней линии, превращаясь в желобок, а эктодерма, расположенная справа и слева от него, начинает нарастать на его края. Желобок зачаток нервной системы – погружается под эктодерму, и края его смыкаются, образуется нервная трубка. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия.

Спинная часть эктодермы, располагающаяся непосредственно под первым зачатком, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из оставшейся части энтодермы развиваются мезодерма и эпителий кишечника. Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению многочисленных производных зародышевых листков – органов и тканей.

Зародыш на стадии формирования органов и тканей называется – нейрула. (Рис. 10, см. Приложение 2). Это уже не двух и не трехслойный, а организм в котором стремительно формируются органы и системы органов. Мы с вами рассмотрели основные этапы эмбриогенеза животных, изучили особенности стадий развития зародыша.

КОРОТКО вопрос 1

51. 1)Понятие об онтогенезе. Стадии.Этапы эмбрионального развития Онтогенез — это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении до конца жизни.Онтогенез делят на три периода: 1. Дорепродуктивный период характеризуется неспособностью особи к половому размножению, в связи с ее незрелостью. В этот период происходят основные анатомические и физиологические преобразования,формируя зрелый в половом отношении организм.В дорепродуктивный период особь наиболее уязвима для неблагопритных влияний физических, химических и биологических факторов окружающей среды.

Этот период, в свою очередь, делится на 4 периода:1) эмбриональный 2) личиночный 3) метаморфоз как период онтогенеза характеризуется структурными преобразованиями особи. При этом вспомогательные органы разрушаются, а постоянные органы совершенствуются или новообразуются;4) ювенильный период. В этот период особь интенсивно растет,. 2. В репродуктивном периоде особь реализует свою возможность к размножению. В этот период развития она окончательно сформирована и устойчива к действию неблагоприятных внешних факторов. 3. Пострепродуктивный период связан с прогрессирующим старением организма. Этапы эмбрионального развития 1. Первый этап эмбрионального развития — дробление. При этом из зиготы путем митотического деления образуются сначала 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Образующиеся клетки называются бластомерами, а зародыш на этой стадии развития — бластулой. При этом общая масса и объем почти не увеличиваются, а новые клетки приобретают все меньшие размеры. Митотические деления происходят быстро одно за другим.2. Гаструляция. В это время бластомеры, продолжающие быстро делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга,формируя слои клеток — зародышевые листки. Гаструляция может происходить либо путем инвагинации(впячивания) иммиграцией отдельных клеток, эпиболией (обрастанием), либо деламинацией (расщеплением на две пластинки). Формируется наружный зародышевый листок — эктодерма, и внутренний — энтодерма.Затем наступает этап гистоC и органогенеза. При этом вначале образуется зачаток нервной системы — нейрула. После этого на передней части трубки формируется зачаток головного мозга и органов чувств, а из основной части трубки — зачаток спинного мозга и периферической нервной системы. Кроме того, из эктодермы развивается кожа и ее производные. Энтодерма дает начало органам дыхательной и пищеварительной систем. Из мезодермы формируются мышечная, хрящевая и костная ткань, органы кровеносной и выделительной систем.

2)Круглые черви. Трехслойные нечленистые животные, имеющ первичную полость тела, заполненную жидкостью.Активно передвигаются,обитают в воде, на почве,во мху.Свободноживущие организмы питаются бактериями, простейшими, водорослями,сами служат пищей для мальком и взрослых рыб,рачков.Паразитические формы(аскариды,острицы) живут в организме человека, млекопит животных, птиц,рыб,насекомых,кот явл основными или промежут хозяевами,вызывая тяжелые болезни.даже массовую гибель.Также паразитируют в теле раст и грибов,снижая урожай.С/х растения поражаются почвенными нематодами,кот внедряясь в корни,вызывают их отмирание,образование вздутии на стеблях,листьях.

 

Например,аскарида- Аскариды — крупные круглые черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают аскаридоз. Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкий кишечник.

Аскариды могут вызывать повреждение стенки тонкого кишечника, непроходимость кишечника, перфоративный перитонит, бронхит, очаговые пневмонии, кровохарканье, заболевания печени и поджелудочной железы. Аскариды свободно продвигаются по ходу желудочно-кишечного тракта, поэтому могут заползти в органы дыхательной системы, вызвав тем самым удушье. Существует вероятность проникновения червей в лобные пазухи, мочеполовые органы, слезно-носовой канал, евстахиеву трубу, среднее ухо, наружный слуховой проход, околопочечную клетчатку и червеобразный отросток. Заразиться можно, съев не мытые овощи или фрукты.

Паразитирование аскарид вызывает выраженную аллергическую реакцию, которая может проявляться в виде бронхиальной астмы и кожной сыпи. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к воспалению стенки кишечника и дисбактериозу.

 

Трихинелла (Trichinella spiralis) — возбудитель трихинеллеза. Личинки трихинелл обитают в поперечно-полосатой мускулатуре, а половозрелые особи — в тонком кишечнике.Кроме организма человека, трихинеллы паразитируют у свиней, крыс, кошек и собак, волков, медведей,лис и многих других диких и домашних млекопитающих.Любое животное, в организме которого живут трихинеллы, одновременно является и промежуточным,и окончательным хозяином.Распространение заболевания обычно происходитпри поедании животными зараженного мяса.После оплодотворения в кишечнике самцы быстропогибают, а самки на протяжении 2 месяцев рождаютоколо 1500—2000 живых личинок, после чего такжегибнут. Личинки пробуравливают стенку кишки, проникают в лимфатическую систему, затем с токомкрови разносятся по всему организму, но оседаютпреимущественно в определенных группах мышц: диафрагме, межреберных, жевательных, дельтовидных,икроножных, инкапсулируются в мышцах и могут житьнесколько десятков лет.Клинические проявления заболевания различны: отбессимптомного течения до летального исхода. Инкубационный период — 5—45 дней. Диагностика. Анамнестически. Исследование биоптата мышц. Применяются иммунологические реакции. Профилактика. Термическая обработка мяса.

 

№52

52. 1)Генетика человека, отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Генетика человека условно подразделяют на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию (болезни, дефекты, уродства и др.). Генетика человека связана также с эволюционной теорией, т.к. исследует конкретные механизмы эволюции человека и его место в природе, с психологией, философией, социологией. Из направлений Генетика человека наиболее интенсивно развиваются цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика. Методы изучения генетики человека Генеалогический метод состоит в изучении родословных на основе менделевских законов наследования и пoмoгaeт установить характер наследования признака (доминантный или рецессивный).
Так устанавливают наследование индивидуальных особенностей человека: черт лица, роста, группы крови, умственного и психического склада, а также некоторых заболеваний. Например, при изучении родословной королевской династии Габсбургов в нескольких поколениях прослеживаются выпяченная нижняя губа и нос с горбинкой.
Этим методом выявлены вредные последствия близкородственных браков, которые особенно проявляются при гомозиготности по одному и тому же неблагоприятному рецессивному аллелю. В родственных браках вероятность рождения детей с наследственными болезнями и ранняя детская смертность в десятки и даже сотни раз выше средней. Близнецовый метод. Близнецы – это два и более ребенка, зачатые и рожденные одной матерью почти одновременно. Термин «близнецы» используется по отношению к человеку и тем млекопитающим, у которых в норме рождается один ребенок (детеныш). Различают однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Однояйцевые (монозиготные, идентичные) близнецы возникают на самых ранних стадиях дробления зиготы, когда два или четыре бластомера сохраняют способность при обособлении развиться в полноценный организм. Поскольку зигота делится митозом, генотипы однояйцевых близнецов, по крайней мере, исходно, совершенно идентичны. Однояйцевые близнецы всегда одного пола, в период внутриутробного развития у них одна плацента. Разнояйцевые (дизиготные, неидентичные) близнецы возникают иначе – при оплодотворении двух или нескольких одновременно созревших яйцеклеток. Таким образом, они имеют около 50% общих генов. Другими словами, они подобны обычным братьям и сестрам по своей генетической конституции и могут быть как однополыми, так и разнополыми. Таким образом, сходство между однояйцевыми близнецами определяется и одинаковыми генотипами, и одинаковыми условиями внутриутробного развития. Сходство между разнояйцевыми близнецами определяется только одинаковыми условиями внутриутробного развития. Популяционный метод. Популяционная генетика изучает генетические различия между отдельными группами людей (популяциями), исследует закономерности географического распространения генов. Цитогенетический метод основан на изучении изменчивости и наследственности на уровне клетки и субклеточных структур. Установлена связь ряда тяжелых заболеваний с нарушениями в хромосомах.
Хpoмocoмные нарушения встречаются у 7 из каждой тысячи новорожденных, и они же приводят к гибели эмбриона (выкидыш) в первой трети беременности в половине всех случаев. Если ребенок с хромосомными нарушениями рождается живым, то обычно страдает тяжелыми недугами, отстает в умственном и физическом развитии. Биохимический метод позволяет выявить многие наследственные болезни человека, связанные с нарушением обмена веществ. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена веществ.
Так, например, сахарный диабет обусловлен нарушением нормальной деятельности поджелудочной железы – она не выделяет в кровь необходимое количество гормона инсулина, в результате чего повышается содержание сахара в крови. Это нарушение вызывается не одной грубой ошибкой в генетической информации, а целым набором небольших ошибок, которые все вместе приводят или предрасполагают к заболеванию. Значение генетики для медицины Велико значение генетики для медицины. Большой практический интерес для медицины представляет изучение распределения различных генов в отдельных популяциях людей, например генов, определяющих принадлежность к разным группам крови и т. п. Для этого разработаны специальные методы. Знание законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.

2) Токсоплазмоз: (Protozoa SporozoaToxoplasma gondii). Паразит, локализованный в клетках, имеет форму полумесяца, один конец которого заострен, а другой закруглен. В центре клетки находится ядро. На заостренном конце имеется структура, похожая на присоску, — коноид. Она служит для фиксации и внедрения в клетки хозяина. Происходит чередование бесполого и полового размножения — шизогонии, гаметогенеза и спорогонии. Оконч ательными хозяевами паразита являются кошки и другие представители семейства Кошачьи. Они получают возбудителя, поедая мясо больных животных(грызунов, птиц) или зараженное мясо крупных травоядных. В клетках кишечника кошки паразиты сначала размножаются шизогонией, при этом образуется множество дочерних клеток. Далее протекает гаметогенез, образуются гаметы. После их копуляции формируются ооцисты, которые и выделяются во внешнюю среду. Под оболочкой цисты протекает спорогония,образуется множество спорозоитов.Спороцисты со спорозоитами попадают в организм промежуточного хозяина — человека, птиц, многих млекопитающие и даже некоторых пресмыкающихся.Попадая в клетки большинства органов, токсоплазмы начинают активно размножаться (множественным делением). В результате под оболочкой одной клетки оказывается огромное количество возбудителей(формируется псевдоциста). При разрушении одной клетки из нее выходит множество возбудителей,которые проникают в другие клетки. Другие группы токсоплазм в клетках хозяина покрываются толстой оболочкой, формируя цисту. В таком состоянии токсоплазмы могут сохраняться долгое время.В окружающую среду они не выделяются. Цикл развития замыкается при поедании кошками зараженного мяса промежуточных хозяев.В организме больного человека токсоплазмы обнаруживаются в клетках головного мозга, печени, селезенки, в лимфатических узлах и мышцах. Человеккак пром ежуточный хозяин может получить токсоплазмы при употреблении в пищу мяса зараженных животных, через поврежденную кожу и слизистые оболочки при уходе за больными животными, при обработке инфицированных мяса или шкур, трансплацентарно, при медицинских манипуляциях — переливании донорской крови и ее препаратов, пересадке донорских органов на фоне приема иммунодепрессантов (подавляющих естественные защитные силы организма).В большинстве случаев наблюдаются бессимптомное паразитоносительство или хроническое течение без характерных симптомов (если паразиты обладают низкой патогенностью). В редких случаях заболевание протекает остро: с подъемом температуры, увеличением периферических лимфатических узлов, появлением сыпи и проявлениями общей интоксикации. Это определяется индивидуальной чувствительностью организма и путями проникновения паразита .Профилактика Термическая обработка продуктов питания животного происхождения, санитарный контроль на бойнях и мясокомбинатах, исключение контактов беременных и детей с домашними животными.

 

Билет № 53

Вопрос1 Изменчивость-это способность организма в процессе жизнедеятельности приобретать новые св-ва.Изменчивость:фенотипич(ненаследст,определенная:случайная,модификационная) и генотипич(наследст,неопред:мутационная,комбинативная). Фенотипическая изменчивость – это изменение организмов под действием факторов среды и эти изменения не наследуются. Эта изменчивость не затрагивает гены организма, наследственный материал не изменяется. Генотипическая изменчивость - при генотипической изменчивости происходит изменение наследственного материала и, обычно, эти изменения наследуются.

Мутационная изменчивость в основе этой изменчивости лежит изменение структуры гена, хромосомы или изменения числа хромосом.
Мутация – это спонтанное изменение генетического материала. Мутации возникают под действием мутагенных факторов:
А) физических (радиация, температура, электромагнитное излучение);
Б) химических (вещества, которые вызывают отравление организма: алкоголь, никотин, колхицин, формалин);
В) биологических (вирусы, бактерии). Различают несколько классификаций мутаций.
Классификация1.
Мутации бывают полезные, вредные и нейтральные. Полезные мутации: мутации, которые приводят к повышенной устойчивости организма (устойчивость тараканов к ядохимикатам). Вредные мутации: глухота, дальтонизм. Нейтральные мутации: мутации никак не отражаются на жизнеспособности организма (цвет глаз, группа крови).
Классификация2.
Мутации бывают соматические и генеративные. Соматические (чаще всего они не наследуются) возникают в соматических клетках и затрагивают лишь часть тела. Они будут наследоваться следующим поколениям при вегетативном размножении. Генеративные (они наследуются, т.к. происходят в половых клетках): эти мутации происходят в половых клетках. Генеративные мутации делятся на ядерные и внеядерные (или митохондриальные).
Классификация3.
По характеру изменений в генотипе мутации подразделяются на генные, хромосомные, геномные.
Генные мутации (точковые) не видны в микроскоп, связаны с изменением структуры гена (генные мутации изменяют последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК и ген перестаёт работать). Эти мутации происходят в результате потери нуклеотида, вставки нуклеотида, замены одного нуклеотида другим. Эти мутации могут приводить к генным болезням: дальтонизм, гемофилия. Таким образом, генные мутации приводят к появлению новых признаков.
Хромосомные мутации связаны с изменением структуры хромосом. Может произойти делеция – потеря участка хромосомы, дупликация – удвоение участка хромосомы, инверсия – поворот участка хромосомы на 1800, транслокация – это перенос части или целой хромосомы на другую хромосому. Причиной этого может быть разрыв хроматид и их восстановление в новых сочетаниях.
Геномные мутации приводят к изменению числа хромосом. Различают анеуплоидию и полиплоидию. Анеуплоидия связана с изменением числа хромосом на несколько хромосом. Полиплоидия – это изменение числа хромосом, кратное гаплоидному набору. Мутации имеют ряд свойств:
1. Возникают внезапно, и мутировать может любая часть организма, т.е. они не направлены.
2. Чаще бывают рецессивными, реже – доминантными.
3. Могут быть вредными, полезными, нейтральными.
4. Передаются из поколения в поколение.
5. Вызываются внешними и внутренними факторами.
6. Представляют собой стойкие изменения наследственного материала.
7. Это качественные изменения, которые, как правило, не образуют непрерывного ряда вокруг средней величины признака.
8.Могут повторяться.
9. Мутации являются и элементарным эволюционным материалом и не направляющим элементарным эволюционным фактором.
10. Мутационный процесс – источник резерва наследственной изменчивости популяций.

Мутационная изменчивость является одним из главных факторов эволюционного процесса. В результате мутаций могут возникать полезные признаки, которые под действием естественного отбора дадут начало новым видам и подвидам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...