Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура как система ценностей и норм.

Личность и общество.

Семинар 2

Общество как социокультурная система. (вопрос из темы Семинара1)

 

Социальное взаимодействие: понятие, типология социального взаимодействия по сферам (экономическая, политическая, профессиональная и т.д.).

Теории социального взаимодействия

Теория социального обмена (Д.Хоманс)

Символический ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Д.Мид, Г.Блумер)

Управление впечатлениями (Э.Гоффман)

Психоанализ (З.Фрейд)

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Форма проведения семинара:

Семинар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель семинарского занятия: анализ основных понятий «человек», «индивид», «личность», анализ основных теорий социализации, изучение основных типов социального статуса и роли.

Основные понятия

Социологическое понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Социализация личности. Виды социализации. Основные теории социализации личности. Агенты социализации. Социальный статус и социальная роль. Понятие ролевого набора. Основные характеристики социальных ролей по Т. Парсонсу.

 

 

Практические задания:

 

1. Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «человек»?

2. Дайте определения понятия «личность».

3. Всем ли личностям присуща индивидуальность или это характеристика только талантливых людей?

4. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса на эту проблему.

5. Изложите теорию формирования личности Дж. Мида.

6. Расскажите о теории «зеркального Я» Ч. Кули.

7. Как представлял структуру личности З. Фрейд?

8. Какие типы личности выделят современные социологи?

9. Что такое «базис личности»? Чем это понятие отличается от понятия «базисной личности»?

10. Опишите структуру личности как взаимодействие биофизиологического «Я» и психосоциального «Я».

11. Какие социальные механизмы способствуют формированию личности?

12. Что такое «социальный контроль»?

13. Дайте определение понятия «социальный статус».

14. Что такое «социальная роль»?

15. Какие виды социальных статусов Вам известны?

16. Что такое «статусный набор»?

17. Что такое «ролевой набор»?

18. Всегда ли, на Ваш взгляд, совпадают ролевые ожидания и ролевое исполнение?

19. Какие факторы предопределяют исполнение индивидом социальной роли?

20. Когда возникает ролевой конфликт? Каков выход из конфликта?

21. Что такое социализация личности? Охарактеризуйте этот процесс.

22. Какие формы социализации Вам известны?

23. Что такое ресоциализация?

24. Назовите элементы социализации.

25. Какие факторы социализации Вы можете назвать.

26. Расскажите об агентах социализации

27. Перечислите и охарактеризуйте периоды и стадии социализации

28. Назовите средства социализации.

Творческое задание:

1. Подготовьте выступление на тему “Факторы социализации молодёжи ”.

2. Подготовьте выступление на тему: «Права и обязанности личности как факторы взаимоотношений личности и социальной среды».

3. Социализация взрослых людей часто предполагает уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации. Ресоциализация может охватить и целые слои общества.

Подготовьте обсуждение по теме «Ресоциализация некоторых социальных групп современного российского общества».

Темы для сообщений и докладов:

1. Социокультурные ориентации современной молодёжи.

2. Теория «зеркального Я» Ч.Кули.

3. Социологические концепции личности. Эриксон, Пиаже. Мид

4. Многообразие социальных ролей личности.

5. Неравенство в обществе и социализация.

6. Социализация личности.

Дополнительный вопрос к обсуждению:

Всем ли личностям присуща индивидуальность или это характеристика только талантливых людей?

Рекомендуемая при подготовке докладов литература:

1. Бекетов, Н.В. Анализ процессов социализации молодёжи как фактор развития современного общества / Н.В. Бекетов // Социальные проблемы современной молодёжи: сборник материалов международной научно-практической конференции (3-4 декабря 2008 г.) / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 476 с.

2. Анурин, В.Ф., Кравченко, А.И. Социология / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2004, с. 222 – 229.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Практические задания:

1. Дайте определение понятия «социальный контроль».

2. Перечислите санкции социального контроля

3. Какие формы контроля выделяет Р. Парк?

4. Перечислите методы социального контроля, выделенные Т. Парсонсом.

5. Что такое девиантное поведение?

6. Назовите причины девиантного и деликвентного поведения среди молодых людей.

7. В чём различие между девиантным и деликвентным поведением?

8. Как отличить деликвентное поведение от преступного?

9. Можно ли назвать причуды некоторых гениальных людей девиацией? Почему?

В чём состоит сущность теории аномии Э. Дюргейма?

 

Темы для сообщений и докладов:

1. Ценность как элемент механизма социальной регуляции.

2. Девиантное поведение как нарушение социальных норм.

3. «Аномия» в обществе. (по произведению Р. Мертона «Социальная структура и аномия»).

Творческое задание:

1. Охарактеризуйте концепцию социального контроля П. Бергера.

2. Подготовьте для обсуждения тему: «Средства массовой информации как инструменты косвенного мягкого контроля».

.

 

 

Рекомендуемая при подготовке докладов и рефератов литература:

1. Тихонова, Е.Н. Бюрократия: часть общества или его контрагент? / Е.Н. Тихонова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 4 – 8.

2. Петухова, В.В. Бюрократия и власть / В.В. Петухова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 9 – 15.

3. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 520 с. (Концепция социального контроля П. Бергера на с. 186 – 192; девиантное поведение на с. 447 – 469).

4. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. наука, 2006. – 591 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 288 с.

 

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ.

Практические задания:

1. Кто из социологов изучал культуру?

2. Дайте определение термина «культура».

3. Что такое «культурные универсалии»? Кто из учёных разработал это понятие?

4. Назовите причины существования культурных универсалий и причины различий между культурами.

5. Дайте определение понятия «цивилизация». Какие трактовки этого понятия предлагают различные учёные.

6. Перечислите функции культуры. Разъясните их.

7. Какие две противоположные тенденции отмечают социологи в социокультурном процессе?

8. Что такое этноцентризм и культурный релятивизм? Приведите исторические примеры этих явлений.

9. Назовите основные структурные элементы культуры. Расскажите о языке как элементе культуры.

11. Чем определяется специфика отдельных культур? Что такое менталитет? Что такое национальный характер?

14. Дайте определение терминов «культурный прогресс» и «культурный регресс».

18. Что такое «культурная эволюция» и «культурная революция»?

19. Приведите конкретные исторические примеры культурной деградации и отставания.

Творческие задания:

1. Оформите в виде таблицы ответ на следующий вопрос:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...