Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита




 

Рассмотрим перспективные направления на примере планового периода 2011-2013 г.

Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере 1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза. Согласно приложениям № 42 и 43 к законопроекту: источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита. [23]

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составит в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22 % от занимаемых средств, в 2012 году - 25,6 %, в 2013 году - 29,3 %.[23],[15]

Объем поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, в 2011 году предусматривается увеличить на 291 млрд. рублей, или почти в 42,5 раза по сравнению с планируемым показателем на 2010 год, в 2013 году поступления составят 309,4 млрд. рублей, что в 44,2 раза превысит планируемый показатель на 2010 год и в 158 раз фактический показатель 2009 года.

Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.[13]

бюджетный дефицит

Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, приведена в таблице Б.1 приложения Б. [Приложение Б, таблица Б.1]

Анализ динамики показывает, что объемы привлечений средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.

Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к законопроекту) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно. Такие же показатели содержатся и в приложениях № 42 и 43 к законопроекту, утверждающих источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.[23],[16]

В соответствии со статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.[1]

Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2011-2013 годы, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

Планируемая доходность в 2011 - 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 - 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2011 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений. [23],[11]

Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, представлена в таблице Б.2 приложения Б. [Приложение Б, таблица Б.2]

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно.[16] Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. [11]

Ставки купонного дохода предполагаются в 2011 - 2013 годах соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск Российской Федерации. Объем погашений по указанным ценным бумагам определен пунктом 5 статьи 20 законопроекта. Предусматривается, что указанные погашения в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в объеме 1,0 млрд. долларов США.

В 2012 и 2013 годах погашение государственных ценных бумаг в рублевом эквиваленте составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно. [23],[15]

Конечно же одним из главных моментов в прогнозировании бюджетного дефицита является среднегодовая цена на нефть Urals. Чья прогнозируемая цена в 2011 году составит 75 долларов за баррель, в 2012 - 78 и в 2013 - 79.

Вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП. [21]

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.

Можно предложить также следующие меры:

осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации.

В современных условиях государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в настоящее время частым явлением для государственного бюджета стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

В данной курсовой работе было изучено такое явление, как дефицит государственного бюджета, его виды и способы покрытия. Также было проанализировано состояние дефицита государственного бюджета РФ в настоящее время и на плановый период в будущем.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно быть направлено на содействие развитию производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств. Следовательно, операции финансирования должны быть согласованы общей финансовой и экономической политикой государства.

Данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы для снижения дефицита бюджета. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России. Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

.   Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд. стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

3. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

.   Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка.- М.: Изд-во РАГС, 2007.

6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Рыжков А.А. Макроэкономика: учебно-методическое пособие / А.А. Рыжков, Ю.А. Рыжкова.- Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008.

.   Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006.

.   Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.

.   Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2004.

.   Бушмин Е.В. Важнейшая задача - обеспечение государством социальных обязательств// Налоговая политика и практика. - 2010. - N 11 (95). - С.4-6.

.   Евстигнеева, А. Холодная осень Кристиана Блобьерга // Рынок ценных бумаг. - 2010. - N 10. - С.52-55.

.   Как повысить наполняемость бюджета и не ударить по бизнесу? // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 12 (96). - С.35

.   Климов, А. Удовлетворение запросов увеличит дефицит // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 15. - С.24.

.   Панкин, Д.В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета // Финансы. - 2009. - N 8. - С.3-5.

.   Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М., 2010. - 468 c.

.   http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (Росстат. Социально-экономическое положение России - 2011 год)

.   http://www.rg.ru/2011/02/24/putin.html (Российская газета. Прогноз на послезавтра)

.   http://www.rg.ru/2011/01/24/deficit2011-anons.html (Российская газета. Андрей Клепач: Дефицит бюджета РФ в 2011 году составит порядка 3 процентов ВВП)

.   http://www.rg.ru/2010/11/02/budzet-anons.html (Российская газета. России, возможно, придется занимать сверх плана для покрытия дефицита бюджета)

.   http://www.rg.ru/2010/12/09/budzet-anons.html (Российская газета. Дефицит бюджета-2015 может составить 3 процента ВВП при цене на нефть в 50 долларов)

.   http://www.rg.ru/452616-anons.html (Российская газета. Алексей Кудрин: Дефицит бюджета будет ниже 3 процентов при сохранении высоких цен на нефть)

.   http://protown.ru/information/hide/6367.html (Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг.)

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

 

Диаграмма А.1 - Профицит и дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации (в процентах к ВВП)

 

 

Таблица А.2 - Исполнение федерального бюджета за 2009-2011 г. (млрд. рублей)

  Доходы Расходы Профицит, дефицит(-)
2009г. 7337,8 9660,1 -2322,3
2010г. 8303,8 10115,6 -1811,8
Январь 2011 г. 1115,9 647,0 468,8

Приложение Б

 

Таблица Б.1 - Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)

  2009 г. Отчет 2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., % 2013 г. к 2009 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в том числе: 415,9 934,3 1340,8 1504,4 1485,3 159 357,1
привлечение средств 515,9 1210,0 1709,9 2023,3 2101,9 173,7 407,5
погашение -100,0 -275,7 -369,1 -518,9 -616,6 223,6 616,6

 

Таблица Б.2 - Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (млрд. рублей)

  2009 г. отчет 2010 г. Закон № 308-Ф3(сизм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (сальдо), млрд. руб.в том числе: -48,0 175,6 137,5 174,4 176,1 100,3
привлечение средств, млрд. руб. 0,0 220,2 213,5 214,9 217,0 98,5
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. -48,0 -44,6 -76,0 -40,5 -40,9 91,7
привлечение средств, млрд. долл. США 0,0 7,5 7,0 7,0 7,0 93,3
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США -1,5 -1,5 -2,5 -1,3 -1,3 86,7

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...