Федеральное Собрание РФ: понятие, порядок формирования палат Федерального Собрания РФ.
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Впервые в истории нашей страны Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила понятие «парламент» применительно к представительному и законодательному органу Российского государства (ст. 94). Федеральное Собрание РФ характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России и формируется на основе участия населения во всеобщих выборах, прежде всего, депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Российский парламент выполняет также некоторые контрольные функции, хотя Конституция и не определяет его как контрольный орган: - утверждение федерального бюджета и заслушивание отчета Правительства о его исполнении; - участие обеих палат в формировании органов государственной власти; - решение вопроса о доверии Правительству как формы его ответственности перед Государственной Думой; - утверждение Советом Федерации некоторых указов Президента; - рассмотрение вопросов федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; - ратификация международных договоров. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Заседания палат проводятся раздельно. Заседания открытые. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Обе палаты образуют единственный совместный конституционный орган — Счетную палату — для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101 Конституции). Счетная палата состоит из: - Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой; - заместителя Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации: аудиторов Счетной палаты, одна половина которых назначается Государственной Думой, а другая — Советом Федерации.
Форма правления в России. Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью. Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т.п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.
По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). СОСТАВ РФ: - Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти. - Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти. - Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти. Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами — важное условие эффективного функционирования российской государственности, глубокого взаимодействия федерации и составляющих ее частей. При этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. В едином государстве, каким является Российская Федерация, нельзя допускать положения, при котором ее субъекты берут столько суверенитета и полномочий, сколько они захотят, ибо в итоге это может привести к разрушению целостного государственного организма, т.е. субъекты РФ не обладают суверенитетом и не могут обладать им.
Конституция Российской Федерации (ст. 5) закрепляет принципы российского федерализма. К ним относятся: - государственная целостность; - единство системы государственной власти; - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; - равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; - равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вопросы российского федерализма, закрепленные в основах конституционного строя, конкретизируются в гл. 3 Конституции Российской Федерации, посвященной федеративному устройству. Политический режим — наиболее подвижная, динамичная часть формы государства, которая характеризует методы осуществления власти, в том числе государственной. Суть политического режима выражается в: - в конституционном закреплении демократического, правового, социального характера государства; - в принципе разделения властей; - в выборности и периодической сменяемости органов государственной власти и органов местного самоуправления; - в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защиту — обязанностью государства; - в идеологическом и политическом многообразии; - в установлении верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как основы законности и правопорядка.
Формы непосредственного осуществления населением принадлежащей власти (опрос, публичные слушания, правотворческая инициатива, сход граждан.). Выборы и референдумы как институты непосредственной демократии Правотворческая инициатива граждан — разновидность обращения граждан в органы местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмены или изменения ранее принятых нормативных правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум, принятия уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного управления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. Инициатива их проведения может принадлежать населению, представительному органу муниципального образования или главе муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования. На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься: - проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; - проект местного бюджета и отчет о его исполнении; - проекты планов и программ развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) их результатов. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: - представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения; - органов государственной власти субъектов РФ для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В его нормативном правовом акте о назначении опроса граждан устанавливаются: - дата и сроки проведения опроса; - формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; - методика проведения опроса; - форма опросного листа; - минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Сход граждан — еще одна форма непосредственной демократии обязательного характера. В соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г. сход граждан может проводиться для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. В указанных поселениях сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан в любом случае обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, носят обязательный характер на территории данного поселения. На органы и должностных лиц местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|