Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое изложение программного материала




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«История реформирования банковской системы России»

цикла ДС по специальности 08.01.05 «Финансы и кредит»

специализации 08.01.05.04 «Банковское дело»

 

Составитель: к.э.н., доцент Уразова С.А.

 

 

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа по дисциплине.  
2. Краткое изложение программного материала.  
3. Методические указания по выполнению курсовой работы.  
4. Методические указания (рекомендации).  
5. Контроль знаний.  
6. Сведения о ППС.  
7. Деловые игры и хозяйственные ситуации.  
8. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе.  
9. Дополнительный материал.  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Проректор Н.П.Маслова

___________________________

 

ДС.7 История реформирования банковской системы России

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)

080105 Финансы и кредит

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

080105-04 Банковское дело

(код) (наименование)

 

ФАКУЛЬТЕТ   Финансовый
КАФЕДРА   Банковское дело
( ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. гос уч. план Очная форма Заочная форма
      5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 6 мес. 3 года
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам          
       
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам        
       
Индивидуальная работа, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам        
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам        
Зачеты, по семестрам, час 7с. 3 курс 3 курс 3 курс
Экзамены, по семестрам, час        

Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

 

Учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 08.01.05 «Финансы и кредит» специализации 08010504 «Банковское дело» одобрен ученым советом ВУЗа 30.06.2009 г. протокол №9.

 

 

АВТОР __________________ К.э.н., доцент Уразова С.А.

 

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой «Банковское дело» __________ Семенюта О.Г. «___» _____________200 __ г.

 

 

Учебно-методическим советом

по специальности ________________ ____________ «___» _____________200 __ г.

 

Учебно-методическим

управлением ________________ ____________ «___» _____________200 __ г.

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области истории реформирования банковской системы России. Дисциплина «История реформирования банковской системы России» входит в цикл факультативных дисциплин при подготовке экономистов в области финансов и кредита по специализации «Банковское дело». В спектр задач входит рассмотрение вопросов, касающихся происхождения банков и иных кредитных учреждений в России, особенности развития российской банковской системы, истории реформирования центрального банка, подробное изучение российских реформ в области банковской деятельности и кредитования в целом, рассмотрение условий, факторов реформирования, а также реформ денежного обращения.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать предпосылки, содержание и последствия проводившихся в России реформ банковской системы и денежного обращения, особенности банковской деятельности на различных этапах ее развития.
Студент должен уметь анализировать причины проведения, ход и результаты проведения реформ банковской системы и денежного обращения в стране.
Студент должен иметь представление об основных характеристиках деятельности всех видов кредитных учреждений, действовавших на территории России с момента возникновения банковской деятельности и до конца ХХв.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория Деньги, кредит, банки (все разделы) История экономики Деятельность коммерческого банка в РФ Деятельность центрального банка Управление банковским продуктом

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) ________________________________________________________ Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) _________________________________________________________________________ ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) ____________________________________ И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем

Рабочей программы для заполнения п.п.2.1., и 2.3.в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
    Тема 1. Реформирование денежного обращения в России до середины XIX вв. Возникновение денежных отношений на территории России и первые денежные реформы. Реформа Елены Глинской (1534-1538): условия, причины, содержание и значение реформы, создание единой системы денежного обращения Русского государства, введение государственной монополии на выпуск монет. Реформа Алексея Михайловича (1654-1663): причины, содержание реформы, отрицательные последствия замены серебряных монет медными, распространение «воровских» денег, «медный бунт», изъятие медных денег из обращения. Реформа Петра I (1696-1718): чеканка золотых, серебряных и медных монет, результаты реформы. Денежное обращение после Петра I, причины и последствия выпуска ассигнаций в период царствования Екатерины II. Особенности дальнейшего обращения ассигнаций. Характеристика и значение для развития денежного обращения России «Плана финансов» М.М.Сперанского. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина (1839 -1843): Манифест «Об устройстве денежной системы» и признание серебряного рубля главной государственной платежной монетой, Манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами».   М,П,Д
2-4   Тема 2. Возникновение в России банковских и иных кредитных учреждений и их реформирование до середины XIX вв. Развитие кредитных операций в России до появления первых кредитных учреждений. Особенности ростовщического кредита в России. Возникновение первых кредитных институтов в России, их виды. Особенности развития кредитной системы России до конца 50-х годов XIX в. Развитие государственных кредитных учреждений: особенности деятельности Государственного банка для дворянства, Банка для поправления при Санкт-петербургском порте коммерции и купечества, Медного банка. Реформирование банков в 1786г. Особенности работы Государственного ассигнационного банка, Государственного заемного банка, Вспомогательного банка для дворянства. Банковская реформа 1817г., учреждение и отличительные особенности Государственного коммерческого банка. Деятельность государственных банков до 1860г. Возникновение Сберегательных касс и их развитие до 1860г. Кредитные и депозитные операции воспитательных домов и приказов общественного призрения. Возникновение первых городских банков в России. Деятельность банкирских домов в России.   М,П,Д
5-7   Тема 3. Реформирование банковской системы и денежного обращения в 1860-1897гг. Условия, причины и содержание банковской реформы 1859-1860 годов. Особенности развития банковской системы во второй половине XIXв. Учреждение и особенности деятельности Государственного банка Российской Империи с 1860 по 1894 гг. Возникновение акционерных коммерческих банков. Развитие ипотечного кредитования в России, учреждение государственных ипотечных банков. Особенности нового Устава Государственного банка Российской Империи принятого в 1894г. Денежная реформа С.Ю.Витте (1895-1897гг.): причины, условия проведения (улучшение торгового баланса, ликвидация бюджетного дефицита, стабилизация рыночного курса кредитного рубля, рост объемов золотого запаса и т.д.), содержание реформы. Значение введения золотого монометаллизма в России. Превращение Государственного банка Российской Империи в единый эмиссионный центр страны.   М,П,Д
8-9   Тема 4. Развитие банковской системы в 1898-1916гг. Общая характеристика уровня развития банковской системы России в начале ХХ в. Высокая концентрация капитала и активов банков, зависимость ряда банков от иностранного капитала. Особенности работы Государственного банка Российской Империи в начале ХХ в., постепенное превращение его в «банк банков», изменения, произошедшие в денежном обращении ходе первой мировой войны, отмена золотого стандарта. Расширение объемов операций московских, петербургских и провинциальных акционерных коммерческих банков. Функционирование системы ипотечного кредитования. Деятельность сберегательных касс. Широкое распространение учреждений мелкого кредита, в т.ч. ссудо-сберегательных товариществ, кредитной кооперации.   М,П,Д
    Тема 5: Национализация банков, упразднение банковской системы и состояние денежного обращения в 1917-1921 гг. Захват Государственного банка Российской Империи. Деятельность Государственного банка после октябрьской революции. Попытка организовать рабочий контроль над банками. Упразднение ипотечных банков. Национализация акционерных коммерческих банков и реорганизация прочих кредитных учреждений 1917-1918гг. Народный банк РСФСР: создание, особенности деятельности и упразднение. Состояние денежного обращения после октябрьской революции 1917г. Выпуск совзнаков для покрытия военных расходов и бюджетного дефицита.   М,П,Д
11-12   Тема 6: Реформирование денежного обращения и банковской системы в 1920-1930-х годах. Переход к НЭПу и подготовка к денежной реформе. Учреждение в 1921г. Государственного банка РСФСР (с 1923. – Государственный банк СССР), характеристика его работы. Денежные реформы 1922-1924гг.: проведение двух деноминаций, выпуск червонцев, ликвидация параллельного обращения совзнаков и червонцев, выкуп совзнаков, выпуск в обращение казначейских билетов, медной и серебряной монеты. Создание отраслевых, территориальных банков, банков с участием иностранного капитала и кредитных кооперативов. Создание Электробанка, Центрального сельскохозяйственного банка, Банка для внешней торговли, Всероссийского кооперативного банка, Центрального банка коммунального хозяйства. Начало реформирования кредитной системы в 1927-1928гг.: ограничение круга деятельности банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Государственного банка СССР, превращение спецбанков в банки долгосрочного кредитования. Работа Гострудсберкасс СССР. В 1920-х годах. Кредитная реформа 1930-1932гг.: первый этап - отмена коммерческого и вексельного кредита, замена их банковским кредитом, введение контокоррентных счетов; второй этап – введение акцептной формы расчетов, изменения в системе кредитования, разграничение оборотных средств предприятий на собственные и заемные, разделение контокоррентного счета на расчетный и ссудный счета, введение социалистических принципов кредитования; третий этап - сосредоточение краткосрочного кредитования в Госбанке, организация специальных банков долгосрочных вложений (Банка финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства - Промбанка, Банка финансирования социалистического земледелия - Сельхозбанка, Банка финансирования капитального строительства кооперации - Всекобанка, Банка финансирования коммунального и жилищного строительства – Цекомбанка, Банка финансирования торговли - Торгбанка).   М,П,Д
13-14   Тема 7: Развитие и реформирование банковской системы и денежного обращения в период с 1940-х до 1986гг. Банковская система страны в период Великой отечественной войны, особенности работы Государственного банка СССР. Денежная реформа 1947г.: условия, содержание (выпуск новых денежных знаков, их обмен на старые, конверсия государственных займов) и последствия. Перевод курса рубля на золотую базу и повышение курса рубля в отношении иностранных валют в 1950г. Реорганизация системы банков долгосрочных вложений и деятельности Госбанка СССР во второй половине 1950-х годов: ликвидация Торгбанка, Цекомбанка, Сельхозбанка и реорганизация Промбанка в Стройбанк СССР. Денежная реформа 1961г. Перевод Сберегательных касс из системы Министерства финансов СССР в Государственный банк СССР. Состояние банковской системы СССР в 1960-1986гг.   М,П,Д
    Тема 8: Реформирования банковской системы СССР в 1987- 1991гг. Первый этап реформирования банковской системы СССР (1987- начало 1988г.). Условия и проекты реформирования банковской системы СССР. Разделение эмиссионной и коммерческой деятельности в банковской системе. Создание и особенности деятельности пяти специализированных банков (Промстройбанк, Жилсоцбканк, Агопромбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк). Второй этап реформирования банковской системы СССР (1988г.-первая половина 1990г.). Создание коммерческих банков в СССР, особенности их регистрации. Перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование. Регулирование Госбанком СССР деятельности специализированных и коммерческих банков. Создание ассоциаций и союзов коммерческих банков. Третий этап реформирования банковской системы (вторая половина 1990г.-1991г.). Создание Государственного банка РСФСР (июнь 1990г). Особенности законодательства РСФСР и СССР в области банковской деятельности (законы РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2.12.1990г.; законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в СССР» от 11.12.1990г.). Прекращение деятельности Государственного банка СССР.   М,П,Д
    Тема 9: Реформирование денежного обращения после 1987г. Преобразования в организации денежного обращения, безналичных расчетов. Введение новых форм безналичных расчетов. Преобразования в области межбанковских расчетов. Денежная реформа 1991г. Состояние денежного обращения РФ после 1991г., деноминация 1998 г.   М,П,Д
    Тема 10: Развитие банковской системы после 1991г. и направления ее дальнейшего реформирования. Особенности развития банковской системы РФ в 1991-1997гг. Банковский кризис 1998г.: причины и последствия. Деятельность АРКО. Развитие коммерческих банков после 1998г. Динамика развития небанковских кредитных организаций. Деятельность ассоциаций банков. Проекты реформирования банковской системы РФ.   М,П,Д
17-18   Тема 11: Развитие банковского дела на Дону. История создания и особенности деятельности Ростовской конторы Государственного банка Российской Империи. Развитие сберегательного дела на Дону с момента учреждения первой сберегательной кассы при Приказе общественного призрения Войска Донского в 1846г. до создания Юго-Западного банка Сбербанка России. Деятельность филиалов государственных ипотечных банков, акционерных коммерческих банков, городских общественных банков, обществ взаимного кредита и кредитных обществ на Дону до революции 1917г. и в период гражданской войны. Банковские учреждения на Дону в 1920-х годах. Деятельность Ростовской областной конторы Госбанка СССР и прочих государственных банков на Дону с 1930-х годов по 1987г. Развитие региональных кредитных учреждений после 1987г.   М,П,Д
       
    Практические занятия Лабораторные занятия Семинар  
    Тема 1.Реформирование денежного обращения в России до середины XIXв.
  1. Возникновение денежных отношений на территории России.
  2. Денежная реформа Елены Глинской.
  3. Денежная реформа Алексея Михайловича.
  4. Денежная реформа Петра I.
  5. Денежное обращение после Петра I, введение в денежный оборот ассигнаций.
  6. Особенности обращения ассигнаций.
  7. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина.
 
Д
4,6   Тема 2. Возникновение банковских и иных кредитных учреждений в России и их реформирование до середины XIX вв.
  1. Особенности кредитных отношений до начала XVIIIв.
  2. Возникновение первых кредитных институтов в России: Государственные банки для дворянства, Банк для поправления при Санкт-петербургском порте коммерции и купечества, Медный банк и др.
  3. Развитие государственных кредитных учреждений: особенности деятельности Государственного заемного банка, Государственного ассигнационного банка.
  4. Банковские реформы 1786г., 1797г. и 1817г.
  5. Деятельность государственных коммерческих банков до 1860г.
  6. Возникновение сберегательных касс и организация сберегательного дела до 1860г.
  7. Возникновение первых городских банков в России.
  8. Кредитные операции воспитательных домов и приказов общественного призрения.
  9. Деятельность банкирских домов в России.
 
Д
    Тема 3. Реформирование банковской системы и денежного обращения в 1860-1897гг. 1. Реформа банковской системы 1859-1860 годов: необходимость проведения, разработка проектов, содержание и значение реформы. 2. Учреждение и особенности деятельности Государственного банка Российской Империи с 1860г. по 1894г. 3. Особенности развития банковской системы во второй половине XIXв. 4. Возникновение и особенности деятельности акционерных коммерческих банков. 5. Развитие ипотечного кредитования в России во второй половине XIXв. 6. Особенности нового Устава Государственного банка Российской Империи принятого в 1894г. 7. Денежная реформа С.Ю.Витте (1895-1897гг.): причины, условия проведения, содержание реформы.   Д
    Тема 4. Развитие банковской системы в 1898-1916гг. 1. Общая характеристика развития банковской системы России в начале ХХ в. 2. Особенности работы Государственного банка Российской Империи в начале ХХ в. 3. Деятельность акционерных коммерческих банков в начале ХХв. 4. Деятельность сберегательных касс в начале ХХв. 5. Развитие кредитной кооперации.   Д
    Тема 5: Национализация банков, упразднение банковской системы и состояние денежного обращения в 1917-1921 гг. 1. Национализация банков и реорганизация прочих кредитных учреждений 1917-1918гг. 2. Народный банк РСФСР: создание, особенности деятельности и упразднение. 3. Состояние денежного обращения после революции.   Д
    Тема 6: Реформирование денежного обращения и банковской системы в 1920-1930-х годах.
  1. НЭП и подготовка к денежной реформе.
  2. Учреждение Государственного банка РСФСР (с 1923. – Государственный банк СССР), характеристика его работы.
3. Денежные реформы 1922-1924гг.: условия, три этапа проведения реформ, последствия.
  1. Создание отраслевых, территориальных банков, банков с иностранным участием и кредитных кооперативов.
  2. Работа Гострудсберкасс СССР в 1920-х годах.
  3. Начало реформирования кредитной системы в 1927-1928гг.
  4. Кредитная реформа 1930-1932гг.
 
Д
    Тема 7: Развитие и реформирование банковской системы и денежного обращения в период с 1940-х до 1986гг. 1. Банковская система страны в период Великой отечественной войны. 2. Денежная реформа 1947г.: условия, содержание и последствия. Перевод рубля на золотую основу. 3. Реорганизация системы банков долгосрочных вложений и деятельности Госбанка СССР во второй половине 1950-х годов. 4. Деноминация 1961г.: условия, содержание и последствия. 5. Состояние банковской системы СССР в 1960-1986гг.   Д
    Тема 8: Реформирования банковской системы СССР в 1987- 1991гг. 1. Первый этап реформирования банковской системы СССР (1987- начало 1988г.). Создание и особенности деятельности пяти специализированных банков. 2. Второй этап реформирования банковской системы СССР (1988г.-первая половина 1990г.). Создание коммерческих банков в СССР. Перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование. 3. Третий этап реформирования банковской системы (вторая половина 1990г.-1991г.). Создание Государственного банка РСФСР (июнь 1990г).   Д
    Тема 9: Реформирование денежного обращения после 1987г. 1. Преобразования в организации денежного обращения, безналичных расчетов. 2. Денежная реформа 1991г.: условия, особенности проведения, значение для денежного обращения. 3. Состояние денежного обращения РФ после 1991г., деноминация 1998 г.   Д
    Тема 10: Развитие банковской системы после 1991г. и направления ее дальнейшего реформирования.
  1. Особенности развития банковской системы РФ в 1991-1997гг.
  2. Банковский кризис 1998г.: причины и последствия.
  3. Учреждение и особенности деятельности АРКО.
  4. Особенности развития коммерческих банков после 1998г.
  5. Проекты реформирования банковской системы РФ.
 
Д, Э
    Тема 11: Развитие банковского дела на Дону. 1. История создания и особенности деятельности Ростовской конторы Государственного банка Российской Империи. 2. Деятельность сберегательных касс, филиалов государственных ипотечных банков, акционерных коммерческих банков, городских общественных банков, обществ взаимного кредита и кредитных обществ на Дону до революции 1917г. и в период гражданской войны. 3. Банковские учреждения на Дону в 1920-х годах. 4. Деятельность Ростовской областной конторы Госбанка СССР и прочих государственных банков на Дону с 1930-х годов по 1987г. 5. Развитие региональных кредитных учреждений после 1987г.   Д

 

2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
7-9   Подробное изучение вопросов Темы 10 «Развитие банковской системы после 1991г. и направления ее дальнейшего реформирования», а также вопроса «Развитие региональных кредитных учреждений после 1987г.» (пятый вопрос темы 11) вынесено на индивидуальную подготовку. В рамках указанных вопросов, а также остальных тем курса предполагается индивидуальная работа преподавателя со студентами, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов для подготовки ими докладов на конференции и конкурсы. И
  2.3.   Самостоятельная работа студента  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
1-18   Составление тезауруса курса, включающего определения основных терминов всех тем курса. И
    Реферирование монографий и статей по темам курса, в том числе указанных в списке литературных источников.   И
1-18   Подготовка докладов, раскрывающих отдельные аспекты изучаемых тем. Варианты тем: Тематика рефератов к теме 1: «Реформирование денежного обращения в России до середины XIXв.» 1. Возникновение денежных отношений на территории России. 2. Первая денежная реформа на Руси. 3. Денежная реформа Алексея Михайловича. 4. «Воровские» деньги и «медный бунт». 5. Преобразования денежного обращения в период царствования Петра I. 6. История обращения ассигнаций. 7. Значение денежной реформы Е.Ф.Канкрина. 8. «Константиновский» рубль. Тематика рефератов к теме 2: «Возникновение банковских и иных кредитных учреждений в России и их реформирование до середины XIX вв.» 1. Особенности возникновения и развития кредитных институтов в царской России, их виды. 2. Развитие государственных кредитных учреждений в России в XVIIIв. 3. Государственный Ассигнационный банк. 4. Государственные заемные банки для дворянства. 5. Банк для поправления при Санкт-петербургском порте коммерции и купечества. 6. Государственный заемный банк. 7. Государственный коммерческий банк. 8. Медный банк. 9. Сберегательное дело в России. 10. Деятельность банкирских домов. 11. Кредитные операции воспитательных домов. 12. Приказы общественного призрения. Тематика рефератов к теме 3: «Реформирование банковской системы и денежного обращения в 1860-1897гг.» 1. Государственный банк Российской Империи: учреждение и особенности деятельности. 2. Денежная реформа С.Ю.Витте. 3. История золотого монометаллизма в России. 4. Развитие государственного ипотечного кредитования. 5. Акционерные земельные коммерческие банки. 6. Возникновение и развитие акционерных коммерческих банков. 7. Акционерные коммерческие банки Москвы. 8. Акционерные коммерческие банки Санкт-Петербурга. 9. Особенности работы провинциальных банков. 10. Банкирские дома в России. Тематика рефератов к теме 4: «Развитие банковской системы в 1898-1916гг.» 1. Сберегательные кассы в начале ХХв. 2. Государственный банк и регулирование денежного обращения в России в начале ХХв. 3. Акционерные земельные коммерческие банки. 4. Расширение объемов операций акционерных коммерческих банков в начале ХХв. 5. Ипотечные банки и аграрная реформа. 6. Развитие кредитной кооперации. 7. Учреждения мелкого кредита в России начала ХХв. Тематика рефератов к теме 5: «Национализация и упразднение банковской системы в России» 1. Состояние денежного обращения после февральской революции. 2. Захват Государственного банка Российской империи. 3. Национализация банков. 4. Народный банк РСФСР. 5. Состояние денежного обращения после революции и подготовка к денежной реформе. Тематика рефератов к теме 6: «Реформирование денежного обращения и банковской системы в 1920-1930-х годах» 2. Денежные реформы 1922-1924гг. 3. История обращения советских червонцев. 4. Государственный банк РСФСР: учреждение и особенности работы. 5. Создание отраслевых, территориальных банков. 6. Деятельность кредитных кооперативов. 7. Деятельность Сберегательных касс в 1920-х -1930-х годах. 8. Начало реформирования кредитной системы в 1927-1928гг. 9. Кредитная реформа 1930-1932гг. 10. Деятельность Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка, Цекомбанка. 11. Создание советских банков за границей. Тематика рефератов к теме 7: «Развитие и реформирование банковской системы и денежного обращения в период с 1940-х до 1986г.» 1. Работа полевых учреждений Государственного банка СССР в период Великой отечественной войны. 2. Денежная реформа 1947г. 3. Реорганизация системы банков долгосрочных вложений и деятельности. 4. Деятельность Стройбанка СССР. 5. Госбанка СССР во второй половине 1950-х годов. 6. Деноминация 1961г. 7. Состояние банковской системы СССР в 1960-1987гг. 8. Особенности работы Сберегательных касс в 1940-х – начале 1980-х годов. Тематика рефератов к теме 8: «Реформирования банковской системы СССР в 1987- 1991гг.» 1. Условия и проекты реформирования банковской системы СССР 2. Создание и особенности деятельности специализированных банков Промстройбанка, Жилсоцбканка, Агопромбанка, Внешэкономбанка, Сбербанка. 3. Разделение эмиссионной и коммерческой деятельности в банковской системе в 1988-1989гг. 4. Регулирование деятельности специализированных банков Госбанком СССР. 5. Создание первых коммерческих банков в СССР. 6. Создание и условия работы Государственного банка РСФСР. 7. Характеристика банковского законодательства РСФСР и СССР. 8. Создание ассоциаций, союзов банков. Тематика рефератов к теме 9: «Реформирование денежного обращения после 1987г.» 1. Особенности организации и регулирования денежного обращения в России после 1987г. 2. Преобразования в области безналичных расчетов. 3. Денежная реформа 1991г. 4. Современное состояние денежного обращения в РФ. 5. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в области регулирования денежного обращения. Тематика рефератов к теме 10: «Развитие банковской системы после 1991г. и направления ее дальнейшего реформирования» 1. Состояние банковской системы РФ в 1991-1995гг. 2. Банковские кризисы 1995г и 1998г.: причины и последствия. 3. Деятельность АРКО. 4. Развитие кредитных организаций после 1998г. 5. Деятельность небанковских кредитных организаций с 90-х годов ХХв. по настоящее время. 6. Перспективы развития банковской системы РФ. Тематика рефератов к теме 11: «Развитие банковского дела на Дону» 1. Деятельность городских общественных банков на Дону. 2. История возникновения и развития Ростовской конторы Государственного банка Российской империи. 3. Кредитные учреждения на Дону в период гражданской войны. 4. Выпуск донских денежных знаков на территории Всевеликого Войска Донского. 5. Развитие сберегательного дела на Дону. И

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных www.vep.ru, www.bonistikaweb.ru, www.cbr.ru, www.bankir.ru, www.mirkin.ru, www.consultant.ru, http://russiancoins.by.ru, www.sbrf.ru
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XIX века
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Программа курса разработана с учетом материалов учебников ведущих экономических вузов РФ.
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса Не предполагается
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Обсуждение в ходе семинарских занятий ряда проблемных вопросов курса, находящихся на стыке изучаемой дисциплины и дисциплин «История экономики», «Экономическая теория», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Деятельность коммерческого банка в РФ», «Деятельность центрального банка»
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Организация круглого стола по проблемам развития банковской системы. Проведение деловых игр, в том числе в форме пресс-конференций.
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Не предполагается
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Не предполагается
9. Другие Проведение лекций и семинарских занятий с использованием презентаций в PowerPoint. Представление студентами докладов с презентаций в PowerPoint.

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

 
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, накафедре
Основная литература:
Федеральный Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.02. № 86-ФЗ (в системе Консультант Плюс)
Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2.12.1990 г. N 395-1 с последующими изменениями и дополнениями (в системе Консультант Плюс)
Стратегия развития банковского сектора РФ до 2008 (в системе Консультант Плюс)
Ананьич Б.В. Банкирские дома России, 1860-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. – М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 (в библиотеке)
Бортник М.Ю. Денежное обращение и кредит капиталистических стран – М: Финансы и статистика, 1967 (в библиотеке)
Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России – М. «Финансы и статистика», 2001(в библиотеке)
Основы банковского дела в Российской Федерации. П/ред. Семенюта О.Г.- Ростов н/Д: «Феникс», 2001 (в библиотеке)
Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. д.э.н., профессора Тагирбекова К.Р. – М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2003 (в библиотеке)
Саломатина С.А. Коммерческие банки в России: динамика и струк
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...